Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вост славяне VII-XIII_2.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
12.25 Mб
Скачать

Глава 5. Племена юга

Причерноморья, более или менее значительные груп­пы населения владели двумя языками, за что и име­новались «толковинами». Тиверцы в войске Олега в период движения на Царьград были племенем, знав­шим греческий язык, и могли служить перевод­чиками.

Этноним тиверцы скорее всего производен от ан­тичного названия Днестра — Тирас (Marquart /., 1903, S.: 189, 190; Шахматов А. А., 1919а, с. 31; Фасмер М.; 1973, с. 55). Если это так, то тиверцы буквально значит «днестровцы» — обитатели Подне­стровья.

Гидроним Тирас—Тира образован из иранского turas — «быстрый» (Vasmer M., 1923, .S. 61—63) и упоминается еще Геродотом. Позднее он встречает­ся в сочинениях Страбона, Плиния и Птолемея. Есть упоминание реки Тиры (у Евксинекого Понта) в кратком географическом словаре Стефана Византий­ского, относящемся к V—VI вв. У Иордана (середи­на VI в.) Днестр уже трижды именуется Данастром. Один раз рядом с Данастром назван гидроним Тира. То же у Аммиана Марцеллина — дважды Днестр назван Данастиус и один раз Тирас. Очевидно, к на­чалу второй половины I тысячелетия н. э. древнее название Днестра — Тирас — выходило из употреб­ления. Гидроним Днестр также иранского проис­хождения, но преобразован на дако-фракийской языковой почве (Трубачев О. Я., 1968, с. 216—218). Нужно полагать, что племенное название тиверцев восходит ко времени до VI в.

Тиверцами, вероятно, стала называться та часть славян-антов, которая обитала в бассейне Днестра еще в эпоху черняховской культуры. Этот этноним мог появиться только в период славяно-сарматского контакта. Скорее всего тиверцы занимали, кроме соб­ственно Поднестровья, также междуречье Днестра и среднего течения Южного Буга. Помимо упомя­нутого выше сообщения Ипатьевской летописи, об этом свидетельствует топоним Тивров — древнерус­ское поселение (XIV в.) на Южном Буге, южнее современной Винницы. Из летописного сообщения следует, что тиверцам принадлежало и нижнее те­чение Днестра вплоть до Черного моря. Однако в 30-х годах X в. сюда же переселились уличи.

Можно полагать, что в VI—VII вв. предки лето­писных тиверцев были одним из племен антов. Анты Поднестровья ничем не выделялись среди прочих групп этой ветви славянства. Попытки определить специфические черты древностей тиверцев второй половины I тысячелетия н. э. не дали положитель­ных результатов. Поэтому поднестровские древности относятся исследователями к тиверцам по террито­риальным, а не по этнографическим признакам (Федоров Г. Б., 1952, с. 250-259). .. Для племенной дифференциации славянства мо­гильники более важны, чем поселения. Однако грун­товые могильники третьей четверти I тысячелетия н. э. в Поднестровье и на Южном Буге изучены весь­ма слабо. В последней четверти I тысячелетия н. э. тиверцы продолжали хоронить умерших в грунтовых могильниках. Лишь кое-где в этот период появились курганные захоронения.

Один из тиверских курганных могильников от­крыт близ с. Алчедар в Резинском р-не Молдавской ССР. В группе насчитываются 34 невысокие насыпи,

стоятельность. Территория Галицкой земли этого времени неосновном совпадает с ареалом подплито-вых и грунтовых могил, рассмотренных выше. Пере-мышль с округой в состав этой земли, по всей вероят­ности, вошел позже: «съезд» 1097 г. утвердил в Перемышле самостоятельного князя Володаря.

Теребовльский князь поддерживал связи с более южными областями тиверского Поднестровья. Так, Васильке Ростиславич предполагал переселить оби­тателей нижнего Дуная в Галицкую землю (ПСРЛ,

I, с. 266). О связях с Югом свидетельствует тот факт, что в походе Васильке на ляхов в 1092 г. участвовали также половцы (ПСРЛ, I, с. 215). Годом раньше, по-видимому, князь Василько послал на помощь Визан­тии пятитысячное войско. В начале 40-х годов XII в. Галицкая земля и Перемышльская волость объеди­нились под властью галицкого князя. Объединенная территория сохранила 'Название Галицкой земли.

Тиверцы

Тиверцы и уличи занимали, самую южную часть восточнославянской территории. Места их поселений целиком расположены в области расселения актов.

Летописные известия о тиверцах немногочислен­ны. В Повести временных лет им отводится Подне-Стровье: «...а улучи и тиверьци седяху бо по Днест­ру, приседяху къ Д.унаеви. Бе множьство ихъ; седяху бо по Днестру оли до моря, и суть грады их и до сего дне» (ПВЛ, I, с. 14).

В Ипатьевской летописи вместо Днестра, видимо, ошибочно указан Днепр, но добавлен Южный Буг: «...а Оуличи и Тиверци седяху по Бугу и по Днепру и приседяху къ Дунаеви» (ПСРЛ, II, с. 10). Под 885 г. летописи сообщают, что киевский князь Олег воевал с тиверцами и уличами (ПСРЛ, I, с. 24). Комментируя это сообщение, исследователи обычно считают, что Олегу не удалось подчинить тиверцев. В 907 г. в походе Олега на Византию наряду с други­ми восточнославянскими племенами участвовали и «Тиверци, яже coy толковины» ,(ПСРЛ, I, с. 29).

Последний раз тиверцы упомянуты в летописях под 944 г. как участники похода Игоря на, Византию (ПСРЛ, I, с. 45). Слово «толковины» обычно связы­вают с глаголом «толковать», и отсюда тив,ерцы — переводчики (Шахматов А. А., 1919а, с. 32; Истрин В. М., 1922, с. 246; Готъе. Ю. В., 1930, с. 224; ПВЛ,

II, с. 263). Еще раз это слово встречается только в Слове о полку Игореве, где выражение «поганые тльковины» вложено в.уста князя Святослава Всево­лодовича. Здесь «толковины» — иноплеменники, т. е., очевидно, половцы, усвоившие славянский язык. На этом основании.построено предположение А. И. Собо­левского,; что тиверцы — одно из тюркских (печенеж­ских) племен, подвластных Руси. Само название племени исследователь объясняет из тюркского tiv-ar — «переводчик» (Соболевский А. И., 19106, с. 183, 184). Недавно этот вопрос заново был пере­смотрен А. С. Стрижаком (Стрижак О. С., 1969, с. 47—56), который убедительно показал, что летопис­ные «толковины» имеют в основе древнерусское «тълкъ» — «переводчик». Автор замечает, что в местах активных языковых контактов, а к таковым, конечно, принадлежали в IX—X вв. области Северо-Западного

9 Археология СССР 129