Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вост славяне VII-XIII_2.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
12.25 Mб
Скачать

Часть II. Восточнославянские племена в составе древнерусской народности

118

дена якоревидная подвеска (табл. XXIX, 30}. В мо­гильниках Вирков, Селище, Устиж и Эсъмоны най­дены привески-коньки (табл. XXIX, 23}, весьма рас­пространенные в кривичских землях (Седов В. В., 1968а, с. 151-156).

Несколько чаще, чем у волынян, древлян и полян, в дреговичских курганах встречаются браслеты (табл. XXIX, 34). Наиболее часты круглопроволоч-ные и витые тройные с завязанными или петлеобраз­ными концами. В северной части дреговичского аре­ала попадаются браслеты со стилизованными змеино-головыми концами. Остальные браслеты (плосковы­пуклые, пластинчатые тупоконечные, плетеные, а также стеклянные) представлены единичными эк­земплярами.

Более распространенной находкой являются пер­стни (табл. XXIX, 28, 31, 33). Все они принадлежат к общевосточнославянским типам. Это перстни прово­лочные, витые (завязанные, тройные разомкнутые) жгутовые, плетеные, ложновитые, широкопластин­чатые с завязанными концами и «усатые».

Захоронения мужчин в дреговичских курганах, как правило, не содержат вещей. Только в единичных погребениях обнаружены подковообразные застежки (табл. XXIX, 27, 32), лировидные, четырехугольные и иные пряжки и поясные кольца (табл. XXIX, 36, 57), железные ножи, кресала и изредка перстни. Ножи, шиферные и глиняные пряслица (табл. XXIX, 35) и ножницы отмечены в захоронениях женщин. В погребениях мужчин и женщин встречаются гли­няные горшки, обычно поставленные около ног умершего, в редких случаях — около головы.

Хронология дреговичских курганов разработана в работе А. В. Успенской (Успенская А. В., 1953, с. 118—124). На основе корреляционной таблицы, со­ставленной этой исследовательницей, можно утверж­дать, что смена обряда кремации обрядом ингумации в области расселения дреговичей произошла во второй половине X и в самом начале XI в. Эволюция курга­нов с трупоположениями протекала здесь так же, как и в других областях лесной зоны древней Руси (табл. XXVIII). Для XI и первой половины XII в. харак­терны трупоположения на горизонте. Лишь в юго-во­сточных районах, там, где дреговичи соприкасались с полянами, рано появляются захоронения в грунто­вых ямах под курганами. В остальных районах рас­селения дреговичей ямные трупоположения распро­страняются относительно поздно и датируются в ос­новном XII—XIII вв.

Картография деталей погребальной обрядности и вещевых инвентарей дреговичских курганов XI— XIII вв. выявляет членение их ареала на две части (Седов В. В., 19706, с. 87-89). Курганы южной части дреговичской земли (поречье Припяти и области юж­нее этой реки), т. е. районов, где славяне появились еще в середине I тысячелетия н. э., по своему строе­нию и вещевому материалу очень близки, если не тождественны, погребальным насыпям волынян, древлян и полян. Дреговичские курганные погребе­ния здесь или безынвентарны, или очень бедны вещами, которые принадлежат исключительно к об­щеславянским типам. В насыпях не бывает домовин, ориентировка умерших общеславянская.

Наоборот, в северной части дреговичского ареала вещи в курганных трупоположениях встречаются ча-

ще. Кроме предметов общевосточнославяпских ти­пов, здесь найдены металлические спиральки, слу­жившие украшениями одежды, змеиноголовые брас­леты, разные подковообразные застежки, спиральные перстни, звездчатые пряжки и поясные бляшки лат­гальских типов. Все эти предметы обнаруживают многочисленные аналогии в памятниках литовско-ла­тышских племен. Поскольку некоторые дреговичские находки в деталях отличаются от прибалтийских, нельзя объяснить их появление я курганах исключи­тельно торговыми связями дреговичей с Прибалтикой. Да и при торговле предметы украшений расходились не повсеместно, а только там, где находили соответ­ствующую среду.

Для северной части дреговичской территории обыч­ны захоронения в деревянных домовинах-теремах. Большинство этих домовин срубныс, сложенные из бревен на высоту 0,3—0,8 м и покрытые двускатной крышей. В курганах у д. Мохов домовины имели стол­бовую конструкцию, а в Эсьмонах брусья домовины поддерживались камнями. Погребальные домовины нельзя считать специфически дреговичскими, так как, во-первых, они известны не на всей территории этого племени, а, во-вторых, зафиксированы также в кур­ганах радимичей и других восточнославянских пле­мен. Мужчины, похороненные в курганных домови­нах, как правило, имеют неславянскую ориентировку. Это обстоятельство наряду с распространением до­мовин исключительно в землях, прежде запятых бал-тами, дает основание предположить возможность свя­зи домовин с погребальной обрядностью дославянско-го населения.

Подобное членение дреговичского ареала обнаружи­ вают и материалы антропологии. Значительная часть дреговичей северной части Припятского Полесья и бассейна Березины принадлежала к долихокран- ному, относительно широколицему типу. Для южных районов дреговичей характерен длинноголовый сред- нелицый тип. Антропологическое изучение современ­ ного населения Белоруссии позволило В. В. Бунаку утверждать, что в древности южной границей балт- ской антропологической зотты была Припять (Бунак В. В., 1956, с. 21). Севернее этой реки население при­ надлежало к валдайскому антропологическому типу, распространенному на всей восточной части древней территории балтов, в том числе и па востоке совре­ менных Литвы и Латвии. Население же правобереж­ ной Припяти относится к полесскому антропологи- ческому типу (Дяченко В. Д., I960, с. 18—33).

Среди населения ряда районов Белоруссии термин курганы неизвестен. Курганные насыпи здесь назы­ваются концами (капцами) — по-видимому, от литов­ского kapas (могила). Западные белорусы капцами называют древние грунтовые могилы, обложенные камнями. Термин копцы для названия курганов рас­пространен только в той части Белоруссии, где до прихода славян обитали потомки носителей культуры штрихованной керамики. В южной части ареала дре­говичей его не употребляют. Еще в прошлом столетии старожилы Припятского бассейна разделяли Полесье на две части: северная часть называлась литовским Полесьем, правобережная — волынским (Зеленский И., 1864, с. 115).

Намечаемая дифференциация земли дреговичей на две части явно свидетельствует об участии местного