Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вост славяне VII-XIII_2.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
12.25 Mб
Скачать

Древляне

Восточными соседями волынян б млн древляне (де-ревляне), получившие название по лесистой местно­сти: «... зане седоша въ лесехъ». Территория древлян

101

Часть II. Восточнославянские племена в составе древнерусской народности

но определена летописью. Известно только, что это племя обитало по соседству с полянами, к северо-за­паду от Киева, и его центром был Искоростень.

Древляне имели, по-видимому, развитую племен­ную (полугосударственную) организацию. Повесть временных лет уже на первых страницах сообщает, что у них было свое княжение. В летописях содер­жатся сведения о древлянских князьях, племенной знати («лучших мужах») и дружине. Между древ-лянскими и киевскими князьями до середины X в. происходили неоднократные столкновения. Видимо, с этим связано суждение автора исторического введе­ния Повести временных лет, бесспорно киевлянина, что «... древляне живяху звериньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды девиця» (ПВЛ, I, с. 15)

До 946 г. зависимость древлян от Киева ограничи­валась выплатой дани и участием в военных походах. В 945 г. во время сбора дани древлянами был убит киевский князь Игорь. В следующем году Ольга с малолетним сыном Игоря Святославом предприняла военный поход на древлянскую землю, в результате которого войско древлян было разбито, а их город Искоростень сожжен (ПВЛ, I, с. 40—43). Древляне окончательно потеряли самостоятельность и вошли в состав Киевского государства. Древлянской землей теперь управляли ставленники Киева. Так, отправ­ляясь в 970 г. в Болгарию, Святослав посадил в древ-лянской земле одного из своих сыновей (ПВЛ, I, с. 49).

Попытки восстановить территорию расселения древлян на основе летописных свидетельств предпри­нимались неоднократно, но ни одну из них нельзя признать удачной. Краткость летописных данных о древлянской земле вызвала весьма противоречивые суждения относительно ее границ. Так, Н. II. Барсов и Л. Нидерле полагали, что древлянам принадлежала область к югу от Припяти, между Горышло и Тете­ревом, за которым находилась уже земля полян (Бар­сов Н. П., 1885, с. 127-129; Нидерле Л., 1956, с. 156). С. М. Середонин отводил древлянам более широкое пространство, ограниченное Горыныо на западе, При­пятью па севере и Киевским Поднепровьем на восто­ке (Середонин С. М., 1916, с. 146, 147).

А. Л. Шахматов, используя косвенные данные рус­ских летописей, допускал, что область древлянского расселения заходила на левый берег Днепра (Шах­матов А. Л., 1916, с. 100). Сообщение летописи: «И иде Вольга по Дерьвьстей земли съ сьгномъ своимъ и съ дружиною, уставляющи уставы и уроки; и суть становища ее и ловища... и по Днепру перевесшца и по Десне...» (ПВЛ, I, с. 43) — означало, по мнению этого исследователя, что в ареал древлян входили поречье Днепра с устьем Десны. А. А. Шахматов отождествлял Малька Любечанина с Малом Древ-ляпским, что позволило ему отнести к древлянской земле Любеч (Шахматов А. А., 1908, с. 340—378).

Однако летописное сообщение о деятельности Ольги правдоподобнее толковать так, что области по Днепру и Десне не входили в землю древлян, иначе их упоминание было бы ненужным. Б. А. Рыбаков показал, что А. А. Шахматов ошибался в определе­нии личности Мала Древлянского (Рыбаков Б. Л., 1956, с. 40-59).

С предположением А. А. Шахматова о распрост­ранении древлян на днепровское левобережье согла­сился В. А. Пархоменко (Пархоменко В. А., 1924, с. 46—50). По его мнению, Киев, в основном связан­ный с левобережьем, первоначально был городом древлян и только в X в. был завоеван полянами.

Решающая роль в определении границ расселе­ния древлян принадлежит курганному материалу. Первая попытка очертить ареал этого племени была предпринята исследователем древлянских курганов В. Б. Антоновичем. До полевых изысканий этого ар­хеолога научные раскопки в древлянской земле не были значительными. Интересные исследования кур­ганов на Тетереве в окрестностях Житомира прово­дил С. С. Гамченко (Гамченко С. С., 1888). Очень краткие сведения были опубликованы по раскопкам в Аннополе и Немовичах (Волынские ведомости, 1879; Киевская старина, 1888, с. 34, 35). В. 3. Завит-невич, производивший раскопки в поречье Припяти и в более северных областях, пытался наметить границу между дреговичскими и древлянскими кур­ганами (Завитневич В. 3., 1890а, с. 22). Так как в исследуемых им областях преобладали курганные погребения на горизонте, то их он считал дрегович­скими, а древлянам приписывал погребения в ямах. На этом основании границу между дреговичами и древлянами он проводил южнее Припяти, а отдель­ные могильники по Тетереву (например, Житомир­ский) относил к дреговичам.

Курганные раскопки В. Б. Антоновича были сос­редоточены в южной и юго-восточной частях древ­лянской земли и в соседних районах территории по­лян (Антонович В. Б., 18936). По мнению этого ис­следователя, полянам принадлежали курганы с тру-поположепиями, сопровождавшимися конскими по­гребениями. В результате к древлянам были отнесены все курганы без погребений коня. Так как курганы в бассейне р. Уж, в верховьях Уборти и Ствиги к то­му времени не были исследованы раскопками, а кур­ганы волынян еще не выделены, то границы древлян­ской земли были очерчены В. Б. Антоновичем весьма субъективно.

К древлянам В. Б. Антонович отнес курганы под Киевом, а также насыпи в бассейнах рек Тетерев, Уж, Ирпень и Роставица. Таким образом, древллн-ская земля определялась в пределах от среднего те­чения Случи (Горынской) па западе до правобережья Днепра на востоке и от бассейна Ужа на севере до левых притоков верхней Роси на юге. В. Б. Анто­нович подсчитал, что на этой территории заметно преобладают курганы с ямными трупоположениями (58%). Курганы с погребениями на горизонте, со­ставляют 25% исследованных, а с захоронениями выше горизонта — 17%. На этом основании исследо­ватель считал характерными для древлян курганы с погребениями в .грунтовйх ямах.

Выводы В. Б. Антоновича привлекли внимание исследователей и неоднократно использовались в на­учной литературе (А. А. Спицын, В. А. Пархоменко и другие).

Раскопки древлянских курганов продолжались в конце XIX и в первых десятилетиях XX в. С. С. Гам­ченко исследовал курганы в бассейне Случи (Гам­ченко С. С., 1901, с. 350—403). Весьма существенны­ми были раскопки Ф. Р. Штейнгеля в Овручском и

102