
- •Мещеряков Сергей Андреевич
- •Выпускная квалификационная работа
- •Введение
- •1. Геологическое строение Северо-Салымского месторождения
- •Экономико-географическая характеристика района
- •1.2. Геолого-геофизическая изученность
- •1.3. Стратиграфия
- •1.4. Тектоника
- •1.5. Нефтегазоносность
- •1.6. Гидрогеологическая характеристика
- •1.7. Запасы нефти и растворенного газа
- •2. Неокомский комплекс
- •2.1. Представления о геологическом строении и условиях формирования неокомского комплекса Фроловской нго
- •2.3. Характеристика продуктивного пласта ас11 в неокомских отложениях Фроловской нго
- •2.4. Пласт ас11 и его характеристика на месторождениях Фроловской нго
- •1, 2, 3 Песчаники соответственно нефте-, газо-, водонасыщенные; 4 глинистые пропластки
- •2.5 Региональные особенности распространения месторождений
- •2.6 Свойства пород коллекторов пласта ас11 в Фроловской нго
- •Литература
2. Неокомский комплекс
Как известно, неокомский комплекс Западной Сибири (ЗС) является основным объектом добычи нефти (более 90% от общей добычи) в регионе. Это и весомый (более 70%) объем добычи жидких углеводородов в России. Неоком Западной Сибири наиболее реальный объект прироста запасов углеводородов и их добычи, по крайней мере, в первой четверти XXI века. Однако это будут месторождения и залежи иного типа, чем те, что открывались ранее, то есть с более сложной структурой запасов и значительными глубинами продуктивных горизонтов.
Оптимистические прогнозы обнаружения крупных скоплений углеводородов (УВ) в неокомском комплексе вполне обоснованы и подкрепляются открытиями последних лет в различных районах Западной Сибири. Так, в зоне восточного борта Ханты-Мансийской синеклизы выявлена гигантская Приобская нефтеносная зона. На севере, в Заполярье выявлена крупнейшая Восточно-Уренгойская зона газоконденсатных залежей (Брехунцов и др., 1999г.), контуры которой пока еще до конца не установлены. Не исключено, что в этой зоне окажутся весьма крупные запасы газа и конденсата. Можно предположить, что все месторождения находящиеся в неокомском продуктивном комплексе связаны с особым типом ловушек, а именно с неструктурными ловушками углеводородов.
Неоком, в отличие от других нефтегазоносных комплексов Западной Сибири (верхнеюрского, апт-альбекого, сеноманского и др.), является не только наиболее значимым, но и весьма сложным по своему строению. Эта сложность во многом определяется клиноформным строением, которое, как утверждают некоторые исследователи, до конца не доказано.
Ряд известных геологов по-прежнему отрицают клиноформное строение неокома, считая, что на сейсмопрофилях отражается лишь некий физический эффект (Нестеров, 1992 г.; Онищенко, 1994 г. и др.).
Формированием элементов клиноформ в различных фациальных обстановках обусловлено разнообразием типов резервуаров, ловушек и связанных с ними залежей УВ. Все это усложняет прогноз, поиск, разведку и эксплуатацию залежей.
Некоторые сложности изучения, а также выявления скопления углеводородов возникают из-за принадлежности данного типа отложений к различным фациям, палеогеоморфологическим и палеотектоническим обстановкам, что отрицательно сказывается на поисках углеводородов, а также затрудняет интерпретацию продуктивных пластов и горизонтов данного комплекса [7].
2.1. Представления о геологическом строении и условиях формирования неокомского комплекса Фроловской нго
В данной главе будет рассмотрена геологическая модель строения неокомского комплекса от главенствующей горизонтально-слоистой модели до принятой на сегодняшний день клиноформной модели. Термин "клиноформа" был применен для обозначения трех различных обстановок осадконакопления в пределах континентального склона: шельф (ундаформа), склон (собственно клиноформа) и подножие шельфового склона (фондоформа).
Представления о клиноформном строении неокомских продуктивных пластов стали основными благодаря существенному увеличению за последнее время выполненных сейсмической съемок и увеличения количества скважинной и палеонтологической информации. Идея связи этих пластов с клиноформами принадлежит А.Л. Наумову, который во второй половине 1970 - х годов обосновал и разработал новую косослоистую модель клиноформных отложений. В этой модели неокомские отложения рассматриваются как циклически построенная толща, образовавшаяся в результате бокового наращивания континентального склона. Формирование неокомского комплекса происходило в условиях сравнительно глубоководного от 250м до 950м морского бассейна. Обломочный материал поступал в основном с Сибирской платформы, Енисейского кряжа, Алтае-Саянской и Таймырской складчатых областей, и в меньшей степени с Урала. Этой неравномерностью поступления обломочного материала обусловлена асимметрия строения неокома: депоцентры толщи сдвинуты к Уралу относительно оси палеобассейна, а Приуральская зона значительно уже Приенисейско-Саянской зоны. Таким образом, основные перспективы нефтегазоносности неокомского комплекса приурочены именно к восточным клиноформам.
Заполнение неокомского бассейна происходило ритмично, прерываясь трансгрессиями, во время которых накапливались более глинистые отложения. Формирование рассматриваемых неокомских отложений с востока на запад происходило в различных палеогеографических обстановках: прибрежно-морское, шельфовое, склоновое и глубоководно-морское. Шельфовые пласты формировались в условиях дельтовых платформ, а ачимовские отложения в более глубоководных частях где они представлены глубоководными конусами выноса турбидитовых потоков. В этих условиях имеют место оползневые, гравитационные и другие процессы, способствовавшие перераспределению осадков. Согласно клиноформной модели изохронные седиментационные поверхности в неокомских отложениях погружаются к баженовской свите в направлении от обрамления к центру седиментационного бассейна, и каждый песчаный пласт имеет свою региональную линию глинизации, связанную с бровкой палеошельфа.
Эти выводы о строении неокомского продуктивного комплекса существенным образом изменили представления о закономерностях пространственного размещения залежей углеводородов, так как основным фактором, контролирующим геометрию залежей, стал не структурный, а литологический.
Одним из главных условий формирования песчано-алевритовых отложений ачимовской толщи является превышение скорости поступления обломочного материала над скоростью погружения седиментационного бассейна. Транспортировка терригенного материала к подножию шельфа происходила по системе желобов, развитых во фронтальной части дельты в виде турбидитовых потоков и подводных оползней. Лавинная седиментация у подножия склона, приведшая к образованию ачимовской толщи, связана с низким уровнем океана и, возможно, с перерывами седиментации на шельфе. В дальнейшем перемещение осадков по дну бассейна осуществлялось под воздействием глубоководных течений и контролировалось палеогеоморфологическими условиями. При достаточно высокой гидродинамической активности дельтовых потоков ачимовские клиноформы образовывались одновременно с осадками шельфа. Такое фациальное разнообразие накопления клиноформных отложений обуславливает многообразие типов неантиклинальных ловушек углеводородов.
Важную роль при разработке месторождений играют шельфовые пласты, которые представляют собой аккумулятивные дельты палеорек, впадавших в неокомский морской бассейн. Шельфовые пласты играют не малую роль так-как они представляют собой аккумулятивные участки побережья в устье реки, сложенный преимущественно речными отложениями, лишь по окраине перемытыми морем. Дельты характерны для геологических эпох со стабильным или опускающимся уровнем моря. Они формировались в тех областях, где реки выносили в море больше осадков, чем течения были способны перераспределить. Именно дельты, наряду с течениями, определяли формирование литологических тел сложной конфигурации. Шельфовые песчаные пласты глинизируются в зоне перехода ундаформы в клиноформу (бровка палеошельфа). Региональные зоны глинизации шельфовых пластов протягиваются через Западную Сибирь в субмеридиональном направлении (с юго-запада на северо-восток), последовательно смещаясь (от древних к молодым) в западном направлении к центру бассейна [8].