Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Azbuka.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.05 Mб
Скачать

«Как научится петь?» «Страна Советов» нтв 01.07.03.(в сокращенном виде)

Ведущий Лев Новожженов: «От голоса Федора Шаляпина в театрах дребезжали окна и люстры. У Марка Бернеса голоса не было, но от его песен до сих пор трепещут миллионы. Как раскрыть в себе певческий талант?»

Сейчас мы будем учиться петь. А помогут нам в этом заслуженный мастер сольного пения, мировой авторитет оперной сцены Бадри Майсурадзе.

(Бадри Майсурадзе выходит и садиться на диван)

 Ведущая Руслана Писанка: «А также человек, с именем которого отождествляется ультра-прогрессивный стиль обучения певческому искусству. Автор уникальной теории настройки голоса, кандидат психологических наук, Владимир Павлович Багрунов. (я выхожу с гитарой и присаживаюсь рядом с ним. Напротив нас ведущие.)

Лев Новожженов: «Бадри, давайте послушаем ваши советы, советы профессионального певца: что нужно делать, для того, чтобы петь более сносно?»

Бадри Майсурадзе: «А ничего не надо делать. Просто петь и все.

Руслана Писанка: «А, если хочется петь?»

Бадри Майсурадзе: «Дело в том, что пение, голос–это везение.  Если повезло с родителями и у тебя хорошая генетика, тебя кормили хорошо, ты не куришь и не пьешь, повезло с педагогом и так далее – все будет нормально. Думаю, что это природа, которой не надо мешать и все. Это так, как бы. А, если очень профессионально об этом говорить, то можно запутать вас, себя. Я слушал передачу у Гордона и два-три дня, потом искал голос». (Смех). ( речь идет о передаче посвященной проблемам голоса, которую вел главный российский теоретик в это области академик В.П. Морозов).

 Лев Новожженов: «Я знаю, что Владимир думает иначе. Считает, что петь, надо все-таки учиться».

Владимир Багрунов: «Все мы рождаемся с прекрасным голосом. Голос новорожденного один от другого отличить практически невозможно. И, в 1973 году у нас на факультете психологии ЛГУ,  была защищена докторская диссертация по Шаляпину и написана книга «Природа таланта Шаляпина».

Эту книгу мне подарил ее автор, доктор психологических наук, Владимир Львович Дранков. В это время я занимался сольным пением у педагога, к которому приводили гибнущих выпускников консерватории. Тогда я подумал, что вот, все секреты найдены, и я стану мировым певцом. Однако, прозанимавшись с педагогом 7 лет, я голос потерял.

Лев Новожженов: «В результате обучения!?»

Владимир Багрунов: « Да. В результате обучения и понял, что все то, о чем говорил Шаляпин верно, но там, чего-то не хватало. И потом, почти через 20 лет (1994 год) в одной из диссертации наткнулся на выдающийся факт, мимо которого все проходят. У мертвых, только что погибших воинов на Бородино, русский врач Грузинов вырезал бронхиальнуюсистему и ее продувал. И увидел, как пленки, идущие по бронхам издают идеально чистый звук. Я, поскольку кроме психологии занимался еще многими другими науками, понял, что эта проблема не чисто физиологическая, не чисто психологическая,  а идет на стыке этих наук. Меня осенило, что дело не в том, чтобы заниматься голосом, а дело в том, чтобы дать работать этой внутренней системе, которая у каждого от рождения до смерти действует.

   Лев Новожженов: « Но, в принципе, между вами нет противоречий!»

Владимир Багрунов: «Но, как же. Я говорю, что каждый человек, если у него есть музыкальный слух, должен петь так, как пел Шаляпин. Это самое простое.

Бадри Майсурадзе: «Не будем трогать гениев: Карузо…»

Владимир Багрунов: «А он (Шаляпин) в самом раннем детстве уловил идею, что надо говорить и петь одновременно. В своей автобиографии пишет, что в начале он побывал в драматическом театре и понял, как надо поставить речевой голос.

Лев Новожженов, обращаясь к Руслане Писанка: «Вы понимаете, о чем говорит этот человек?»

Руслана Писанка: «Я хотела бы все это ощутить».

Владимир Багрунов: «Он  две недели произносил одну фразу: (произношу  хорошо поставленным голосом)  «Царица я, но женщина и мать», а затем он побывал в оперном театре и понял, что надо соединить вот эту постановку голоса с пением. На бытовом уровне он пытается это делать»

Лев Новожженов: «Спойте, как Шаляпин!»

Владимир Багрунов: (показываю) «Папаша, встава-й, чай пи-ить!» «В этом суть его системы: соединение речи с пением. Но сразу (на оперном материале) так не получится. Надо вначале начинать с самого простого, с песен Окуджавы. Я сейчас чуть-чуть покажу. (Начинаю петь песню Окуджавы «О Володе Высоцком».   «Володе Высоцком я песню придумать решил. Вот еще одному…»

Бадри Майсурадзе (с насмешкой): «Это любимая песняШаляпина»

Лев Новожженов: «Володь, мне кажется, что вы, как троянский конь пришли сюда, чтобы спеть песню Окуджавы, а мы хотим услышать от вас (неразборчиво). Бадри!»

Бадри Майсурадзе: «Вообще не надо много думать. Певцы – это такой народ…»

Руслана Писанка: «А, для чего же люди учатся петь?»

Бадри Майсурадзе: « Я вам скажу: у кого-то длинный нос, у кого-то короткий, у кого-то курносый, то есть это природа. У кого-то есть голос красивый, у кого – то менее красивый и так дальше. Не надо что-то придумывать…»

Руслана Писанка: «Если я пришла к педагогу, который учит петь бронхами, я научусь петь?»  

Владимир Багрунов: «Понимаете, здесь важно понять одну очень важную вещь. Что пение – это не физическая работа. Я потерял голос из-за того, что меня заставляли петь гаммы и делать всякую механическую работу. А на самом деле, голос – это снятие всех напряжений. И тогда голос сам льется чисто и можно хоть двадцать четыре часа петь и не испытывать никаких напряжений. А наши певцы после спектаклей сразу бегут к ларингологу.

Лев Новожженов: « Вы пропагандируете школу бронхиального пения. Что это такое?»

Владимир Багрунов: «Когда мы рождаемся, у нас произвольная мышечная система не работает, а работает древняя гладкая мышечная система. Она-то и заставляет эти пленки…

Лев Новожженов: «А проще можно?»

Руслана Писанка: «Как петь бронхами?»

Владимир Багрунов: «Чтобы петь – надо снять все напряжения, научиться издавать самый тихий звук. Я за три дня людям ставлю голос. Смотрите, что я делаю. Говорю: «Уберите все напряжения с самого тихого простого звука». Руслана Писанка: «Убрали».

Владимир Багрунов: (показывает) а-а-а. «Вот вы издаете идеально чистый звук без всякого напряжения, из вас он льется. Затем вы интонируете этот чистый звук пока  на доречевом уровне. Разные интонации. А-А-А (интонация восходящая)»

Лев Новожженов: «Бадри, что говорит этот человек? Можете это оценить?»

 Владимир Багрунов: «Проинтонировали. Затем вы  начинаете произносить самые простые слова: Анна, Ханна, Ганна в украинском (гхыканье) и русском звучании в разных интонациях. У вас начинает работать эта система на речевом уровне. Далее. Если у вас есть музыкальный слух, то вы начинаете это пропевать, т.е. соединять речь с пением».

 Руслана Писанка: « То есть, так ставится голос».

Бадри Майсурадзе: « Я думаю, что эта система, если можно так ее назвать, видимо для больных, заик или людей, у которых есть проблемы и которым  хочется улучшить голос. Наверно, можно так помочь, я не знаю.

Владимир Багрунов: «У меня депутаты государственной Думы занимались, они же не больные люди.

В голосовом смысле 99% людей нуждаются в улучшении голоса. Потому что у большинства людей существует зажим в гортани, который легко устраняется».

Руслана Писанка: «Все-таки речь идет о голосе или об умении петь»

Владимир Багрунов: «Смотрите, умение петь – это речь, переведенная на другой уровень».

Лев Новожженов, обращаясь к Руслане Писанка: «Говорить – это тоже умение петь».

Владимир Багрунов: «Шаляпин говорил: вначале надо научится говорить, а затем говорить и петь одновременно. Поэтому он ходил в драматический театр…

Руслана Писанка: «Вы можете продемонстрировать сейчас распевку. Я думаю, что перед выступлением вы …

Бадри Майсурадзе (перебивает) « Дело в том, что утром очень тяжело петь… Утром, на самом деле, петь сложно».

Лев Новожженов: «Как вы распеваетесь Бадри? Покажите!».

Бадри Майсурадзе: «Распевку надо делать, это как бы упражнения. Но когда ты уже в режиме, когда каждый день поёшь…»

Лев Новожженов (перебивает): « Быстро покажите!»

Бадри Майсурадзе:  «И –‘!А-‘!А-‘!А-‘!А-“!А-“!А-“!А-“!А».

Лев Новожженов: «Замечательно!»

Бадри Майсурадзе: «Так, что если есть голос, можно и не распеваться».

После рекламной паузы (Советы постороннего).

Руслана Писанка: «Я хочу предложить Владимиру свою распевку».

Лев Новожженов: «Без гитары, бронхиально!»

Владимир Багрунов: «Я проговариваю одно слово: АЛЛИЛУЙЯ. Потом пропеваю А-ЛИ-ЛУ-У-Й-Я-Я-Я. Так можно часами. На одной фразе можно голос себе сделать.

Руслана Писанка: «Выковать его, то есть, другими словами?»

Владимир Багрунов: «Известен случай, когда певца, который потерял голос, вынули из петли. Ему было сказано: «Будешь три года петь только одну фразу: ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ!». Это известный бас (В.Касторский).

И он пропевал: «ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ! ГО-О - СПО-О-ДИ-И, ПО-МИ-И-ЛУ-УЙ!». Пел так три года и все вышло.

Руслана Писанка: «Спасибо, большое!»

Лев Новожженов: «Спасибо, Владимир Павлович! Спасибо, Бадри, большое! Как могли, так и спелись, что получилось, судить не нам, а телезрителям».

Давно мечтал побывать в самом отдаленном от центра городе. После долгого согласования «всех и вся» тренинг состоялся и прошел с большим успехом.

Было около 20 участников.