
- •6. Мозаики Рима, Милана, Неаполя, Фессалоники, Равенны в 4-5 вв.
- •7. Мозаики Равенны 5-6 вв. (5 век - см вопрос 6).
- •8. Иконография Христа в раннехристианскую эпоху. Истоки образа, типы.
- •2 1. Храм Св. Пантелеймона в Нерези близ Скопьи (Славянская Македония).
- •9. Искусство эпохи Юстиниана. Мозаики Рима, Равенны, Пореча, Синая в VI в.
- •15. Архитектура средневизантийского периода - вв. Типы крестово- купольного храма: храм на четырёх колоннах, храм типа вписанного креста, храм с обходом. Октагональные храмы на тромпах.
- •20. Византийское искусство комниновского периода в Италии: Сицилия (мозаики Палермо, Чефалу, Монреале) и Венеции (Сан Марко, Торчелло, Мурано).
9. Искусство эпохи Юстиниана. Мозаики Рима, Равенны, Пореча, Синая в VI в.
VI век – время наибольшего могущества Византтии, «Золотой век Юстиниана».
В монументальной живописи:
• Опыт мастеров Запада и Востока.
• В декорации храмов упрощение и систематизация => обширные исторические циклы ранних римских мозаик сменяются выборочными, самыми значительными евангельскими сценами => декоративная система украшения храма превратилась в сжатую, символически насыщенную формулу.
• В программе росписи стал важен не столько исторический, сколько догматический смысл.
• Идейная концентрация не только в выборе сюжетов, но и в стиле. Искусство торжественное и импозантное.
• Фигур становится меньше, каждая из них укрупняется, выглядит внушительно. Образы суровые, нередко отрешенные. Самый распространенный тип лица –восточный, с преувеличенно крупными чертами, с пристально устремленными, расширенными глазами, с приковывающим взглядом. Лица похожи друг на друга. Сила духа каждого из них вызывает трепет.
• Общий характер ансамбля более строгий и программно отчетливый.
• В поисках стиля этого времени две тенденции:
1. Создание одухотворенного образа с помощью классических средств (VII в.).
2. Замена античного художественного языка, всегда чувственного в своей основе, более строгим и далеким от античности (VI в.).
Не исключено, что существование типов было более равномерным – в каждом из этих периодов кроме превалирующего типа встречается и другой, хотя бы в немногих памятниках.
В искусстве обоих типов всегда присутствовала необходимая для христианского сознания одухотворенность образов, достигаемая разными способами.
Симметрия или повторное чередование фронтальных застылых фигур на золотом фоне, отсутствие перспективного углубления, подчеркнутая плоскостность => нет движения, изображения располагают к сосредоточению.
Красочная лепка объема заменяется линейной очерченностью силуэтов, плавность тональных переходов – яркими локальными красками, имеющими символическую определенность. Кубики смальты укрупняются, выкладываются более ровными рядами, чем это было в V в., поверхность становится менее «фактурной», более «зеркальной». Мозаика приобретает эффект сильного свечения.
Мозаики Рима, Равенны, Пореча, Синая VI в. не провинциальные, это особый вариант столичного искусства. Образ становится более аскетическим и цельным, все акценты приобретают смысловую точность. Чувственному и эмоциональному моменту нет больше места, зато духовная концентрация столь высока, что каждый образ обретает, кажется, всю возможную силу подвижнического молитвенного сосредоточения.
Сложение системы храмовой декорации: стала общеупотребительной иконография важнейших евангельских событий, образующих круг годовых праздников, была выработана иконография образов Христа, Богоматери, небесных сил, святых по чинам святости. Продолжали существовать символические образы, напр. Христа Агнца, но их место становится подчиненным (а после собора 692 г. они вообще запрещены).
Многие храмы украшены стуковой резьбой и инкрустацией мрамором, иногда крупным перламутром (Пореч).
В ансамбле мозаик в пресбитерии Сан Витале в Равенне (546–548) выбор сюжетов определен литургической темой. В пространстве пресбитерия в центре находится престол, на котором при богослужении во время литургии приносится бескровная жертва. На северной и южной стенах пресбитерия размещены сцены из Ветхого Завета, являющиеся прообразами новозаветной жертвы Христа: жертвоприношение Авеля, Мельхиседека и Авраама, а также композиция «Гостеприимство Авраама» – ветхозаветный прообраз христианской Евхаристии.
|
Вверху, в крестовом своде пресбитерия изображен жертвенный Агнец – воплощение жертвенной темы обоих Заветов, символ христианской литургической жертвы. Таким образом, реальное церковное действо, регулярно осуществляемое в алтаре, проиллюстрировано на стенах.
|
Напротив друг друга на стенах пресбитерия в нижнем ряду – церемониальный выход в храм императора Юстиниана и его супруги Феодоры со свитами. Эти две крупные композиции расположены друг напротив друга. В композициях царит строгая торжественность, в лицах – суровая отрешенность. На плаще Феодоры волхвы => имп. Семья уподобляется волхвам.
|
В конхе апсиды – юный Христос, восседающий на голубой небесной сфере, под к-рой из отрогов гор вытекают 4 райские реки. В левой руке Христос держит свиток, запечатанный 7 печатями,- образ грядущего Страшного Суда, правой Он протягивает победный венок мч. Виталию; справа от Христа - ктитор еп. Екклесий с моделью храма в руках.
|
В циклах мозаик в церкви Сант Аполлинаре Нуово, дворцовой капелле кор. остготов Теодориха Великого (рубеж V–VI вв.), классические реминисценции становятся менее заметны, а стилизация художественного языка усиливается. Преобладает догматический, а не исторический принцип. В 60-х гг. VI в. нижний фриз росписи, где были изображены процессии придворных, выходивших из дворца Теодориха, был переделан: появились процессии мучеников и мучениц, направляющихся к Христу и Богородице.
В верхнем ярусе – Господни чудеса (сев. стена) и страсти (юж. стена), являющие Божественную и человеческую природы Спасителя.
Ниже – монументальные фигуры пророков со свитками в руках, предвозвестивших рождение Сына Божия от Девы,
еще ниже – шествие святых к восседающим на престолах в окружении ангелов Христу и Богородице, т. е. изображение торжествующей христ. Церкви.
В зап. части нефа сохранились изображения дворца Теодориха и порта Равенны, Классе, к-рые, как и образы Спасителя и Богоматери, сохранились (в неск. измененном виде) с остгот. периода.
|
Сокращенный вид композиций придает им эмблематический характер, живопись подчеркнуто иератична, лица и фигуры однотипны. Золотые фоны и фронтальная постановка фигур, скрадывая реальное пространство, создают впечатление вневременного, вечного пребывания, напоминают древнейшие раннехрист. композиции. Стиль росписи ц. Сант-Аполлинаре Нуово перекликается с мозаиками Архиепископской капеллы (494-519), но представляет его упрощенный вариант.
Сочетание реалистических и символических типов иконографии, в целом характерное для памятников Запада, просуществовало в искусстве значительно дольше, чем на правосл. Востоке. Один из примеров – роспись апсиды ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (30-е гг. VI в.). В конхе, над фронтальной фигурой св. Аполлинария, молящегося среди райских садов, в медальоне на фоне звездного неба, изображен большой золотой крест, в средокрестии – медальон с погрудным образом Христа средовека. В небесах рядом с крестом – пророки Моисей и Илия, в зените – Божественная десница, ниже, на фоне сада,- 3 овцы, взирающие на крест. Композиция является символическим изображением Преображения.
|
Евфразиева базилика в Порече (Поре́нцо) представляет из себя трёхнефный храм с атриумом и восьмиугольным баптистерием. Особую ценность представляют мозаики в конхе апсиды, изображающие Деву Марию с младенцем Христом и покровителей Пореча — св. Мауруса и епископа Евфразия; а также мозаики на триумфальной арке – медальоны, в центральном – агнец, в остальных – святые жены в патрицианских плащах; на кивории (насколько я понимаю) – Благовещение в сине-голубых и розоватых тонах на полосатом фоне, как позже будет в романском искусстве. Мозаики выполняли равеннские мастера.
|
По заказу имп. Юстиниана была выполнена мозаика апсиды базилики в мон-ре вмц. Екатерины на Синае (550-е – 560-е), где в конхе представлено Преображение в том иконографическом варианте, к-рый будет определяющим на мн. столетия. В центре, окруженный мандорлой в виде концентрических овалов синего цвета, Христос в сияющих белых одеждах с широкой золотой каймой, благословляет правой рукой. От фигуры Христа вовне, пронизывая мандорлу, исходят лучи, свет к-рых заливает пространство, не смешиваясь с золотом фона, т. о. являя в живописи непостижимое и одновременно реально созерцаемое проявление нетварных Божественных энергий. По краям изображены в рост пророки Илия и Моисей, далее коленопреклоненные, обернувшиеся к центру апостолы Иоанн и Иаков, и в центре, у ног Спасителя,- простертый ниц ап. Петр. Композиция заключена в своеобразную раму с изображениями по верхней границе конхи креста (в центре) и апостолов в медальонах, по нижней - также в медальонах - пророков. Вновь использована схема сопоставления ветхозаветного образа Церкви (в лице пророков) с самой Церковью, основанной Христом (в лице апостолов).
|
Эти мозаики трудно связать с работой к-польских мастеров, но ориентация на столичные идеалы несомненна. Яркая цветовая насыщенность, определенность рисунка, преувеличенная экспрессия придают росписи вост. характер. Образы более индивидуальны, техника исполнения безупречна.
Базилика Косьмы и Дамиана в Риме. В алтаре на глубоком синем фоне изображен Христос и процессия святых (мотив Страшного суда). Смальта очень мелкая. Шеи, особенно у Христа, как пьедестал, скульптурно вылепленная голова, Он смотрит на нас – римские образы. Римские орнаменты (рога изобилия).
|