Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия(книга).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.7 Mб
Скачать

§ 2. Философия всеединства в.С. Соловьева.

Одним из выдающихся русских философов является В.С. Соловьев, творчество которого требует более детального изучения.

Соловьев Владимир Сергеевич 1853-1900 годы - философ, поэт, публицист, литературный критик. Родился в Москве в интеллигентной семье известного историка и профессора Московского университета С.М. Соловьева. В 1869 г. окончил гимназию, в 1873 г. историко-филологический факультет Московского университета, затем год учился в Московской духовной академии. В 1874 г. защитил в Петербурге магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов». Был избран доцентом Московского университета по кафедре философии. Научные занятия продолжал в Лондоне в 1875 г., где изучал в основном мистическую и гностическую литературу - Я. Бёме, Парацельса (Филиппа фон Гогенгейма), Э. Сведенборга, каббалу, интересовался оккультизмом и спиритизмом. Несколько месяцев провел в Египте. В 1877 г. из-за раздоров в профессорской среде Московского университета уезжает в Петербург и поступает на службу в Ученый комитет Министерства народного просвещения, читает лекции в Петербургском университете и на Высших женских курсах. Академическая карьера В. Соловьева прервалась в 1881 г. после его публичного призыва к императору Александру II сохранить жизнь народовольцам, покушавшимся на его особу. Смертная казнь, по мнению Соловьева, не совместима с христианской нравственностью. После такого заявления он был вынужден уйти в отставку из Министерства народного просвещения. Занимается публицистикой, переводит Платона, выступает за воссоединение церквей. Итог собственных историософических исканий отражен в работе «Три разговора». В.С. Соловьев - основоположник российской метафизики всеединства. Под знаком его идей шло развитие религиозной философии конца ХIХ – начала ХХ веков, в частности, братьев С.Н. и Е.Н. Трубецких, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, Л.П. Карсавина, В.Ф. Эрна. Не меньшее воздействие он осуществил на русских символизм - особенно поэзию А. Блока и А. Белого.

На различных этапах духовной эволюции В.С. Соловьевым были пережиты и усвоены идеи многих мыслителей, в особенности, Платона, Б. Спинозы, А. Шопенгауэра, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Э. Гартмана, славянофилов.

Владимир Соловьев часто и достаточно резко высказывался в адрес западноевропейской рационалистической традиции. Итог ее - систему Г. Гегеля - он характеризовал как «систему пустых отвлеченных понятий».

Одновременно он придавал исключительное значение «великому логическому закону развития, сформулированному Гегелем» и настаивал на необходимости осмысления исторического процесса на основе принципов диалектического метода. «Положительная диалектика», к созданию которой стремился Вл. Соловьев с религиозных позиций, должна была стать результатом синтеза традиционного для христианства понимания истории с философским и научным опытом изучения ее закономерностей.

Суть философского мировоззрения В.С. Соловьева.

Первое. Оно религиозно. Религиозный универсализм Вл. Соловьева был обусловлен его философией «положительного всеединства» - представлением о фундаментальной целостности мира. С его точки зрения, человечество идет к осуществлению всеединства в жизни. Эту реализацию всеединства он называл смыслом и целью единой универсальной мировой истории. В итоге общество должно достичь своего идеального состояния, где не будет разобщенности и конфликтов, а человечество сольется с Богом в творческом единстве в процессе развития мира в его гармонии.

Второе. Отстаивая гуманистический универсализм, Вл. Соловьев считал главным препятствием на его пути проповедь культурно-национальной изоляции. Поэтому критика его обрушилась на теорию культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского (1822-1885 г.г.). Согласно его теории мировой исторический процесс представляет собой постепенное развитие и смену обособленных, замкнутых культурно-исторических типов или самобытных цивилизаций. Н. Данилевский их представил так: 1) египетская, 2) китайская, 3) ассиро-вавилонско-финикийская, 4) халдейская или древнесемитическая, 5) индийская, 6) иранская, 7) еврейская, 8) греческая, 9) римская, 10) новосемитическая или аравийская, 11) романо-германская или европейская, 12) мексиканская, 13) перуанская, 14) русско-славянская. Последний тип признавался наивысшим, четырехосновным, а Россия - наиболее ярким и полным его воплощением. Окончательное всемирное торжество русско-славянского типа, по мысли Н. Данилевского, наступит в результате грандиозной войны между Россией и Европой, в итоге которой Россия ассимилирует другие народы, имеющие неполный культурно-исторический тип.

Книгу Н. Данилевского «Россия и Европа» Вл. Соловьев назвал «проповедью насилия и обмана» и подверг ее критике с позиций христианского универсализма - мировая история не может быть расчлененной и раздробленной. Статья Вл. Соловьева «Россия и Европа» носила антинационалистический характер.

Третье. Вл. Соловьев доказывал славянофильски настроенной общественности, что национально-культурная сущность России и ее всемирно-историческое признание определяется православием, понятым как универсальное учение. «Религиозное начало и было тем элементом, который всего удобнее мог быть и действительно был положен в основу славянофильского возрождения».

Философия всеединства Вл. Соловьева строилась на религиозном универсализме.

Реальный мир представал у него как самоопределение, или воплощение абсолютно-сущего; посредником между ними выступала София - мудрость Божия.

Разделяя, таким образом, общехристианский взгляд на природу как на творение Бога, Вл. Соловьев не мог не признать его как идущим к совершенству, а не совершенным. Эмпирический, материальный мир, в котором действуют временная и пространственная разорванность и механическая причинность, находится в хаотическом состоянии.

Четвертое. Призванием человека, который является, по словам Вл. Соловьева, «центром всеобщего сознания природы», выступает его мессианская по отношению к природе роль - роль её освободителя и спасителя. Именно человечество - посредник между божеством и природой. В его сознании уже содержится форма всеединства. В силу своего посреднического положения человек призван видоизменять природу до её одухотворения, совершенной интеграции. Отсюда цель мировой истории - единство Бога и Мира, возглавляемого человеком.

Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природным мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу. В сущности акт любви есть нравственный поступок, которым человек приближает себя к абсолюту. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, личный образ всеединства.

В обществе идея «всеединства» раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая в себе все национальности, снимающая в себе все социальные противоречия и способствующая установлению на Земле «Царства Божьего», понимаемого как «действительный нравственный порядок». Залогом установления такого всеединства является объединение западной и восточной, то есть католической и православной, церквей, продолжающееся в объединении церковно-монархической государственности - единстве духовной и мирской власти.

В истории русского философского идеализма Вл. Соловьев оказал большое влияние на целую плеяду религиозно-философских мыслителей. Его философия венчает духовные искания как славянофильства, так и западничества ХIХ века. Она же открывает и новую страницу в истории русской мысли - «религиозный ренессанс», который пытался в условиях нового века по-своему синтезировать западническую и славянофильскую традиции.

Правда, незадолго до смерти философ разочаровался в теократической утопии и вообще в идее прогресса. В итоговой работе «Три разговора» на первый план у него выходит эсхатологическая тема: наступление Царства Божьего теперь мыслится как конец истории.

В отношении места и роли России.

По мысли В.С. Соловьева, Россия имеет уникальный нравственный и общечеловеческий потенциал, который может быть реализован не на пути изоляции и замкнутости, а через единство с остальными народами, через ощущение органической целостности мировой истории, где последующие и предыдущие цивилизации связаны едиными общечеловеческими началами. Россия может и должна осуществить свою христианскую миссию - способствовать нравственному единению людей, стремлению соединится с Богом и сделаться богочеловечеством.