Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИСТ. ГОС. и права БЕЛ. Довнар Т.И,.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.42 Mб
Скачать

Глава 5. Источники феодального права

§1. Общеземские и местные грамоты (привилеи)

Нормативные акты ВКЛ носили различные наименования, т.к. единого названия, соответствующего современному понятию "закон", не существовало. В зависимости от содержания актов и способов их принятия они носили названия: ухвала, постановленье, устава, грамота, привилей, лист, статут, универсал, артыкулы, конституция. Четкого разграничения между этими терминами не существовало, но определенные смысловые оттенки содержались в каждом наименовании. Так, акты, принимаемые на сойме, именовались ухвалами, уставами, постановлениями, а в XVII - XVIII веках - конституциями. Законы по хозяйственным делам - уставами, по военным делам и о налогах на военные нужды - универсалами, о военно-уголовном праве - артикулами. Грамотой, привилеем, листом назывались отдельные законодательные акты, которыми закреплялись права господствующего класса, сословия, определенных социальных либо этническо-религиозных групп, а также права населения отдельных частей государства, городов, волостей или даже отдельных лиц.

Нормативные акты, в которых нашло отражение феодальное право Беларуси, по своему содержанию и форме были весьма разнообразны и охватывали все многообразие правовых отношений. В зависимости от их содержания, формы и порядка издания, их можно подразделить на следующие группы:

1. общеземские и местные грамоты (привилеи);

2. Судебник и Статуты;

3. соймовые постановления и иные правовые акты.

Общеземские грамоты (привилеи) стали распространяться с конца ХІV в., когда в 1387 году были приняты три грамоты общегосударственного характера. В первой, изданной 20 февраля 1387 года в Вильно, провозглашались определенные права и льготы для лиц, принявших католическую веру. Этой грамотой правительство надеялось заманить в сети католицизма как можно больше свободных крестьян и феодалов. владении.

Вторая грамота (привилей) от 22 февраля 1387 года, изданная в г. Лиде, адресовалась католическому духовенству, но направлена была на окатоличивание всего народа. Соответственно привилею католическое духовенство в Беларуси и Литве наделялось обширными имениями, дарами и широкими правами по отношению к простому народу. Все население обязывалось переходить в католическую веру, запрещались смешанные браки. Если один из супругов был католик, то и другой под угрозой наказания обязан был переходить в католичество. Из государственной юрисдикции исключались все феодально-зависимые от католического духовенства люди. Имения и другие доходы, переданные католической церкви и духовенству, освобождались от всякого рода служб и повинностей в пользу государства. Третья грамота от 28 апреля 1387 г. узаконила передачу великокняжеских полномочий в ВКЛ князю Скиргайле.

Юридическое оформление союза ВКЛ с Польшей было осуществлено в 1401 году двумя грамотами Виленско-Радомской унии. По этим грамотам правящие верхушки феодалов Польши и Великого княжества Литовского взаимно обещались поддерживать друг друга и быть постоянно в союзе.

Принципы сословного, общешляхетского права, изложенного в Гродненской грамоте 1432 года, получили дальнейшее развитие в грамоте 1434 года и особенно в грамоте Казимира, выданной в 1447 году. В грамоте 1434 года провозглашалось стремление правительства поддерживать единство населения ВКЛ и обеспечить всем феодалам возможность пользования "равными милостями" для чего православным князьям и боярам разрешалось пользоваться знаками шляхетства - гербами, полученными феодалами-католиками по привилею 1413 года. В этой грамоте провозглашался принцип применения уголовных наказаний только по суду. Этой грамотой было положено начало закрепления важнейшего права сословия шляхты - их личной неприкосновенности и ответственности только по суду.

Еще более полно этот принцип получил отражение в грамоте 1447 года. Характерно, что ее действие распространялось не только на класс феодалов или сословие шляхты, но также и на городских жителей "местичей", т.е. торговцев, ремесленников и других свободных горожан. Грамотой 1447 года был закреплен и другой не менее важный принцип уголовного права - ответственности за вину. Для феодалов провозглашалось право свободно выезжать за границу "для лепшого шчастья набытия, а либо учинков рытерских", судить зависимых людей. Вводились ограничения в праве перехода крестьян от одного феодала к другому. Все это позволяет считать грамоту 1447 года главным правовым актом, заложившим основы юридического оформления феодальной зависимости крестьян. Новым в этой грамоте было также запрещение правительству раздавать государственные должности и имущества иностранцам. Законодательно закреплялась территориальная целостность государства и его суверенные права, что было направлено против захватнических поползновений Польши.

Особое место занимает грамота великого князя Александра 1492 г., в которой были подтверждены все ранее провозглашенные права и льготы сословия шляхты, закреплены основные принципы международной политики государства, получила юридическое оформление рада - высший орган государственной власти ВКЛ. Соответственно грамоте великий князь не имел права отменять или изменять законы, постановления и судебные решения, принятые совместно с панами-радой. В случае же расхождения мнений, великий князь обязывался выполнять решения рады. В этой же грамоте были изложены общие принципы назначения на государственные должности; определялись некоторые общие требования к должностным лицам, которым запрещалось вымогать у населения и своих подчиненных сверх установленных платежей разного рода подачки; признавалась законная сила местных правовых обычаев; содержались нормы, направленные на улучшение деятельности судов и др.

Среди областных грамот (привилеев) наиболее типичными были грамоты, выданные Полоцкой и Витебской землям. Подлинные первоначальные тексты этих привилеев нам неизвестны, но они неоднократно подтверждались в последующих привилеях. Так, известны областные привилеи: Витебской земле (1503, 1509 и 1561 годов), Полоцкой земле (1511, 1547, 1580, 1654 годов), Смоленской земле (1505 года), Бельскому повету (1501 и 1547 г.г.), Мстиславскому повету (1551 г.) и др. Древние нормы этих грамот были выработаны в тот период, когда существовали отдельные княжества как самостоятельные государства, которые, принимая к себе того или иного князя, заключали с ним договор (ряд). В этих договорах князья давали обещание соблюдать права жителей данной земли, не нарушать норм местного права. С утратой княжествами самостоятельности сократилось и самостоятельное правотворчество, однако ряд ранее выработанных правовых норм сохранился.

Выдача областных привилеев в ВКЛ и их последующее подтверждение свидетельствовало об особом положении данной земли в государстве. Прежде всего она сохранялась как обособленная административно-территориальная единица с автономными правами. Например, если воевода был «нелюб» полачанам, то великий князь должен был дать им иного воеводу «по их воли». Судить полочанина следовало только в самом Полоцке с участием полочан и по полоцкому праву. За боярами и мещанами этих земель признавалось право свободного выезда с земли. Значительное внимание уделялось обеспечению охраны имущественных и личных прав населения. Например, гарантировалось право вдов на владение имениями после смерти мужей, а также всем женщинам обеспечивалось право свободного выхода замуж и т.д.

Для изучения древнего быта крестьян Беларуси, их повинностей перед государством и местной администрацией особый интерес представляют грамоты, выданные волостям. Господарские листы, уставы, выроки, выдавались волостям чаще всего, вследствие челобитной жалобы населения волости на нарушения старины и произвол местной администрации. Эти акты по своему содержанию имели различный характер. Одни из них довольно подробно определяли размеры многих повинностей населения (подати деньгами, продуктами труда, охоты, промыслов, различные работы). Другие касались только одной или нескольких повинностей. Общий же анализ этих актов позволяет восстановить в значительной мере характер феодальной эксплуатации народа как феодальным государством в целом, так и отдельными феодалами. В волостные грамоты вписывались как старинные налоги и повинности, которые несло население на протяжении многих веков (полюдье, дякло, куница, серебщина, въезд, стации и др.), так и новые. С развитием феодальных отношений и закрепощением крестьян старые обычаи постоянно нарушались и вводились новые налоги и повинности. Особенно разорительными для населения были различные поборы в пользу местных должностных лиц.

Грамоты жителям городов ВКЛ на Магдебургское право юридически оформили некоторые права мещан и позволили им выделиться в особое сословие, со своими органами управления и суда. Такие грамоты получили, например: Вильно в 1387 г., Брест в 1390 г., Гродно в 1391 и 1496 гг., Слуцк в 1441 г., Полоцк в 1498 г., Минск в 1499 г., Новогрудок в 1511г., Слоним в 1531г., Могилев – 1577 г. В этих грамотах указывалось, что выдаются они для сохранения в памяти людской прав и льгот, которые направлены на улучшение положения горожан и создания условий для процветания города, а также для увеличения доходов государственной казны. Заботясь о доходах, правительство стремилось к тому, чтобы полученные с населения различные сборы не оседали в руках местных должностных лиц (воевод, старост, наместников, державцев), поэтому ограничивала их власть по отношению к жителям городов. Во всех городских грамотах содержались указания на освобождение горожан от власти и суда воевод, старост и других должностных лиц общего управления и о передаче властных полномочий в руки городского войта, лент-войта, бурмистров, радцев и лавников (заседателей).