Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Асины ответы.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
551.42 Кб
Скачать

Автобиография – (от авто и биография), прозаич жанр, описание собств жизни; близок мемуарам, но более сосредоточен на личности и внутрмире автора («Мемуары Казановы», «Былое и думы» Герцена).

Роман - (франц. roman), лит жанр, эпическое произв большой ф-ы, в кот повеств-е сосредоточ на судьбах отдельной личности в ее отн к окр миру, на становлении, развитии ее хар-а и самосознания.

1. Готические – Призрак оперы Гастона Леру

2. Детективно-готический – Женщина в белом Уилки Коллинза

3. Детективный – Имя розы У.Эко

4. Автобиографический – Мартин Иден Джека Лондона

5. Фантастический – Цивилизация Статуса Шекли

6. Психологический – Сто лет одиночества Маркеса

7. Исторический – Война и Мир Толстого

8. Просветительский – Робинзон Крузо

Рассказ - повеств эпич жанр с установкой на малый объем и на единство худ события. Жанр оче близок новелле. Томашевский: «Рассказ – русский термин для новеллы». Новелла – теорет. опр-я новеллы «не существует потому, что новелла предстает в реальности в виде достаточно разнообр вариантов, обусловл культурно-ист различиями…сама краткость явл существ признаком новеллы. Краткость отделяет новеллу от больших эпич жанров, в частности от романа и повести, но объединяет ее со сказкой, былиной, басней, анекдотом». (Е.Мелетинский).

Джек Лондон - рассказ — это… единство настроения, ситуации, действия». Рассказ, по своей жанровой природе, должен усваиваться сразу и целиком, как бы «в один глоток».

Готические – Эдгар По; психоанализ – Камю, Кафка; сатирические – Ильф и Петров, Булгаков, Чехов; фантастический – Шекли. Часто близки к роману – Ион Ионыч Чехова, Кармен Проспера Мериме.

Притча – небольшой рассказ, в иносказательной ф-е содерж.моральное или религиоз.поучение. В притче всегда заключ.опр.дидакт.идея. Пр. – притчи Соломона. Широко примен.в Евангелии.

9) Роман как большая форма в прозе Роман как большая форма прозы

Одна время возникли сомнения в нужности романа (симпозиум в к. 70-х по поводу смерти романа).

Латиноамериканский роман:

Маркес «Сто лет одиночества», «Осень патриарха»

Баргос Льеса

Х. Кортасар

Корпентьер

Фуэнтес

Кастанеда

Делима

Тут даже есть некое свое единство стиля – «магический реализм». Он прошелся по всему свету. У нас тут можно назвать Гоголя, Булгакова и др.

В современной прозе: Анатолий Ким «Белка», Владимир Орлова «Альтист Данилов» и др.

В нашей традиции роман тоже не умер. Из старшего поколения: Юрий Бондарев с военными романами и Петр Проскурин с эпическим романом.

Из младшего: Геласимов, Сенчен.

Роман есть. Почему он так живуч?

Многоплановость. Есть всегда потребность в худ.прозе в произв-ях, кот-е охватывают жизнь с разных сторон (обыграл Бахтин) вплоть до того, что эти стороны, позиции отриацают друг друга – иногда в них воплощена последняя авторская позиция.

Это отличает типичный роман от типичной повести, кот-я типично одноплановая (пр. «Жизнь Клима Самгина»). Пр. в первом варианте «Анны Карениной» была Толька Анна и Вронский, роман был только о ней и о ее романе с ним. Как же Толстой мог написать такой совершенно не автобиографический роман? Толстой почувствовал (по воспоминаниям), что роман он набросал за 4 месяца, а потом сидел за ним 5 лет (1870-75), добавляя слова. Появилась так вторая линяя Левин-Кити, чисто автобиографическая. Толстой чувствовал, что одной позиции Анны мало. Новая линяя – не только их история, но соц., духовные и прочие проблемы.

Современный роман – тут таких полотен почти нет, одна роман продолжает жить:

Эльфрида Еленик «Пианистка» и др. – проза по стилистике напоминает Хлебникова.

Анна Итнин – проза с точки зрения с разных женщин, иногда противостоящих взглядами. Ф. Бегбедер, Дж. Фаулс, Поуп «Дом доктора Ди-ди», М. Кундера, Р.Бах, Питер Акройд.

Одна из мощных тенденций в романе последних лет - бессюжетность.

(Лонгрюе, Н.Сарот). Это мотивировалось довольно убедительно.

Сюжет – он всегда в той или иной мере догматичен, придуман, а значит неестественен, нежизненен. Толстой вот всегда судил все с позиции естественности. И когда чувствуется этот схематизм – всегда недостаток.

Ссылаются тут на Джойса и Пруста – вывести подсознание на уровень сознания.

Битов, Катаев.

Есть и обратная тенденция – остросюжетность (предельное обострение сюжетности, событийности).

Это предельное обострение тайны, сюжета – популярно. Читатель массовый как раз это любит.

Достоевский в поздних произведениях работает на двух принципах – психологизме и обострении сюжетности. Поэтому и избирает форму уголовного романа (детективного).

Достоевский тут тоже стоит в ряду традиций. Автор, конечно, должен обладать новизной, но традиция все равно существует (в религии это называет предание).

Традиция уголовного романа. Были и русские (Булгарин, Сенковский, Владимир Одоевский), но в этой сфере уголовного и одновременно серьезного романа была фр.традиция - Эжен Сю, Бальзак. Достоевский знал все это, но такого мастерства романа серьезного и детективного одновременно – Достоевский основатель.

Влияние Достоевского чисто стилевое на всю лит-ре 20 в. огромное.

Леонид Леонов всю жизнь на него ссылался.

«Бесы» - один из антинигилистических романов. Прототипом имеет «дело Ничаева», одно революционера-террориста. Идеи иррадиируют, расширяются.

Этот роман был известен Ленину, Горькому, кот-е Достоевского не любили. Достоевский предупреждал всех, хотя его не слушали. Главный герой «Бесов» Ставрогин. Персонаж его – основной стержень, роман держится на том, что главный герой все время нам непонятен, мы пытаемся его весь роман понять, на этом и строится интерес к чтению. Человек раскрывается на дуэли (как Онегин, Печорин, Базаров и др.) Одни считаю героя главным революционером, другие – главным провокатором, борцом с революционерами. И 20-й век на деле дал таких людей.

Техника романа («Бесы», 8 глава, конец 1-й части): «Прежде всего упомяну, что последние две-три минуты…». Лизамвета Николавна – одна из позиций. Вообще у Достоевского насчет женских персонажей была своя позиция, лучше всего отражена в «Кроткой».

Целая главка – ничто не понятно про Ставрогина. Как он строит сюжет? Начинается все со скандала. Ощущается какая-то треовога и вдруг Шатов подходит и дает по морде Ставрогину – Достоевский очень подробно описывает удар: «вдруг». Достоевский, как и многие романтики, очень любит это слово. «Шатов размахнулся…» Дальше Достоевский, обычно очень изобразительный, здесь применяет прием совершенно несвойственный не для него, ни для романа, подчеркивая его место – он вдается в эти детали, мельчайшие подробности: «Шатов ударил-то его по-особенному, не ладонью, а всем кулаком, а кулак у него был…». Прошла эта вся сцена с ударом – причем совершенно непонятно. Достоевский дальше дает длинный пассаж рассуждений о современном человеке. Какого техника тут романа? В форме уголовного романа давать предельно серьезную проблематику.

Читатель вынужден прочесть рассуждение. И дальше Достоевский пишет: «И однако же произошло нечто иное и чудное…» - мы ожидаем, что Шатова сейчас изобьют, а тут нет, тот отдергивает руки и Шатов уходит, будто побежденный. А потом вдруг внезапный крик и Лизавета упала в обморок. Часть кончается.

Прием виден – сюжетность. Интерес к Ставрогину повышается с помощью игры сюжета и психологизма.

Кто такой Ставрогин выясняется в самом конце. Но нам интересно сюжетно.

На это все обратила внимание и рус.лит-ра и особенно европейская западная. И в Японии он очень знаменит и популярен.