Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы и Ответы.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
379.9 Кб
Скачать
  1. Понятие проблемной ситуации в психологии мышления. Модели проблемных ситуаций.

Понятие проблемной ситуации является принципиальным по­нятием современной психологии мышления. ПС - определяет комплекс условий, вызывающих процесс мышления, и тем самым определяет в значительной степени и последующий процесс ее решения. Особенно широкое распространение это понятие полу­чило в различных областях прикладной психологии. Оно выступает как центральное в проблемном обучении, получающем все большее распространение в нашей стране и за рубежом, в программированном обучении, в тестировании (диагностике) интеллектуальных возмож­ностей учащихся, в интеллектуальном развитии человека, наконец, оно стало принципиальным понятием в современной эвристике, стре­мящейся найти средства организации творческой деятельности и т. п.

Этот длинный перечень прикладных областей, в которых понятие проблемной ситуации имеет принципиальное значение, показывает не только большую актуальность исследований, связанных с анализом структуры проблемной ситуации, но и значительную разобщенность теоретических исследований в психологии мышления.

Психология мышления на современном этапе оказалась в значи­ тельно большей степени прикладной областью, чем областью общей психологии. В этом содержатся, несомненно, и свои большие плюсы, но и некоторые минусы. К плюсам относятся тот большой интерес и то большое количество людей, которые начинают заниматься про­ блемами психологии мышления, минусами являются значительная разобщенность исследований, использование в описании и анализе экспериментальных данных различных, порой неадекватных, понятий, отсутствие единых методов экспериментального исследования, позво­ ляющих сопоставлять получаемые результаты. Главным недостатком современных исследований является отсутствие общих теоретических представлений о мышлении, которые позволили бы говорить иссле­ дователям на едином научном языке.

В связи с использованием психологических данных в прикладных и смежных областях науки и техники получает широкое распростра­нение стремление обозначить многие психологические явления с помощью кибернетических, логических, математических понятий. Это бурное вторжение понятийного аппарата в психологию мыш­ления создало на первых порах иллюзию продвижения в самих исследованиях психологии мышления. Однако теперь становится совершенно очевидным, что новые направления в исследовании мышления (эвристика, эвристическое программирование и т. п.) являются лишь новыми прикладными областями психологии мыш­ления. Дальнейший прогресс в исследовании мышления неизбежно связан с общими экспериментальными исследованиями мышления, раскрывающими его микропроцессы и микроусловия, его психоло­гические закономерности. Понятия из смежных и прикладных наук должны быть осмыслены через адекватные психологические эквива­ ленты.

В психологии мышления существуют рядоположно несколько теоретических моделей проблемных ситуаций. Все они имеют свои основания в экспериментальных фактах и обсуждаются в рамках той или иной теории мышления.

В основе каждой модели лежат и определенное теоретическое представление о процессе мышления человека, выделяющее одну из сторон, и реальные конкретные факты, полученные в соответствующих экспериментальных исследованиях. Они соответствуют определенным типам экспериментальных заданий (лабиринт, задачи «на соображение», логические задачи, анаграммы и т. д.), использованным в исследованиях.

В основу психологического анализа процесса мышления и выделения структуры проблемной ситуации может быть положено главное отношение (взаимодействие) между субъектом и объектом, между человеком и окружающим его миром. Элементом этого взаимодействия является действие человека. Проблемная ситуация определяется не типом задания, вызывающим ее в эксперименте (лабиринт и т. п.), а тем неизвестным структурным элементом действия, которое должно быть открыто испытуемым для правильного выполнения поставленного задания. Психологические особенности неизвестного определяют специфические основания классификации проблемных ситуаций.

«Поведенческая модель» - одна из первых и наиболее распространенных моделей ПС, представление о ПС как вызываемой некоторым препятствием, преграждающим пути на пути к цели. Эта модель ПС довольно широко используется в различных прикладных областях психологии мышления. Главная черта данной модели - мышление возникает в таких условиях, когда субъект не может непосредственно достигнуть поставленной цели в результате препятствия, стоящего перед ним и достигаемой им целью. Решение проблемы соответственно заключается в преодолении препятствия или обнаружении обходного пути.

Типичными экспериментальными примерами поведенческой моде­ ли проблемной ситуации являются все примеры решения человеком манипулятивных задач-головоломок, начиная от простых вариантов, использованных в известных экспериментах Ругера (проволочные головоломки), кончая многими используемыми в современных экспе­ риментах манипулятивными головоломками. Конечно, в этих случаях термин «препятствие» перестал носить буквальный смысл, который ему был первоначально придан в исследовании о мышлении животных (физическое препятствие на пути к цели). Оно выражает отсутствие прямого пути к поставленной цели, отсутствие известного способа, с помощью которого можно было бы достичь цель. Наиболее очевидной экспериментальной моделью, иллюстрирующей это «препятствие», является лабиринт, в котором нужно найти правильный путь к выходу. Во всех аналогичных случаях цель действия известна человеку — она выражена в виде конечного результата выполнения действия. В про­ блемах данного типа должен быть найден способ действия, позволя­ ющий преодолеть препятствие.

«Гештальт-модель» Во второй достаточно распространенной модели проблемной си­ туации процесс мышления вызывается «неструктурированностыо» предмета мышления, «разрывами» и другими чертами, характеризу­ ющими предмет мысли. Этот тип проблемных ситуаций может быть обозначен в соответствии с теорией, впервые экспериментально иссле­ довавшей процесс мышления в данных условиях, как гештальт-модель, структурно-феноменальные или просто «структурные» проблемные ситуации. Типичными ситуациями этого типа являются ситуации «напоминания», в которых человек должен найти некоторое отноше­ ние, определяющее нужную структуру. Если в ситуациях первого типа решение заключается в том, чтобы найти новый способ действия, то в ситуациях второго типа человек должен найти свойство, отношение, закон, составляющий принцип действия. Нахождение нового при­ нципа действия и составляет собственно структурирование предмета мысли. Особенно очевидны ситуации подобного типа в условиях вы­ полнения человеком заданий, требующих наглядного представления условий действия (например, в случаях решения геометрических, конструкторских задач, многих оперативных задач, связанных с пе­ ремещением предметов в пространстве).

Выделение этого класса проблем существенно дополняет общий комплекс проблемных ситуаций, имеющих место в мышлении челове­ ка, и открывает одно из важных условий, вызывающих процесс мыш­ ления. Такое дополнение важно потому, что с помощью предыдущей модели проблемной ситуации невозможно выделять и исследовать значительное число ситуаций, имеющих место в процессе мышления человека. Если же иметь в виду, что современные прикладные модели мышления человека имеют своим главным смыслом использование законов мышления для управления самим мышлением и для создания оптимально управляемых объектов, то тогда становится понятным важное значение данного класса проблемных ситуаций.

«Вероятностная модель» проблемной ситуации исходит из пони­ мания мышления как вероятностного процесса, осуществляющего выбор нужного действия из числа оптимальных для выполнения поставленного задания. Типичным примером подобной ситуации является «ситуация Буриданова осла», не знающего, из какого стога можно было поесть сена, если они оба находятся на равном расстоянии от него. Во всех случаях принятия решений, осуществленных по при­ нципу «да-нет», рассматриваемый тип проблемных ситуаций может иметь место. Процесс решения проблем в этом случае в значительной степени сводится к установлению импликативных отношений между системами логических оснований и следствий. Эта модель получила значительное распространение в современных кибернетических систе­ мах, моделирующих мышление (включая сложные ситуации, имеющие место, например, при доказательстве теоремы).

Вероятностная модель проблемной ситуации является своего рода развитием (а вместе с тем и выродившейся поведенческой моделью) первой модели, рассматриваемой в качестве главного условия, вы­ зывающего мышление, некоторое препятствие. В качестве «препятс­ твия», которое в данном случае определяет необходимость процесса мышления, выступает альтернатива между возможными способами действий. Дальнейшее развитие первоначальной модели заключается в конкретизации отмеченного ранее «препятствия», в приведении лаби­ ринта к специальной форме манипулятивно-логических головоломок. Вырождение же первоначальной модели в данном ее варианте заклю­ чается в том, что она по существу не предполагает участия в данной проблемной ситуации субъекта. Субъект не является необходимым в данной проблемной ситуации. Процесс мышления в данной модели оказывается сведенным к его исполнительной манипулятивной части, выраженной в форме логических преобразований, выполняемых вычислительными устройствами по заранее известной оперативной системе. Вероятностная модель проблемной ситуации не раскрыва­ ет природу процесса мышления. Однако ее значение в том, что она утилизирует один из возможных типов проблем, возникающих перед человеком. Важнейшее значение этой модели заключается в том, что она доведена до уровня технической модели, реализующей многие современные сложные акты управления, осуществляемые «думаю­ щими» устройствами.

«Информационно-семантическая модель» проблемной ситуации ис­ ходит из того, что основой акта мышления являются преобразование и приобретение человеком новой информации, новых знаний и дейст­ вий. Информационная модель предполагает, что процесс мышления возникает в результате потребности в новой информации, необходи­ мой для выполнения действий. В результате использования этой моде­ ли в психологической классификации тестовых задач, используемых, например, для выявления и оценки математических способностей, появились задачи с «недостающей» или «избыточной» информацией, рассматриваемые как проблемные задачи (В. А. Крутецкий).

Информационная модель проблемной ситуации имеет несомнен­ ное теоретическое значение. В некотором смысле эта модель является развитием гештальт-модели проблемной ситуации, также отправля­ ющейся от эффекта новизны в условиях, вызывающих проблемную ситуацию, и выделявшей в качестве основного результата мышления приобретение субъектом новых знаний. По результативному опре­ делению мышления в информационной модели, таким образом, воз­ можно выделение важнейшего признака мыслительной, творческой деятельности, признак развития — достижение субъектом нового, формирование новообразований, составляющих итог мыслительной деятельности. Информационная модель совершенно справедливо выделяет в качестве одного из основных отношений, имеющих место в процессе мышления, отношение между ранее известной и новой информацией, приобретаемой в процессе мышления.

Центральным отношением, составляющим проблемную ситуацию в информационной модели, является отношение между известной (наличной) информацией и требуемой новой информацией. Это от­ ношение никогда не было измерено в психологии мышлении. Однако, несомненно, оно может быть выражено и в количественных показате­ лях, характеризующих относительный порог мышления. Проблемная

ситуация в информационном отношении и составляет этот эмпири­ ческой информационный порог, максимальное значение которого заключено в отсутствии у субъекта таких знаний, при которых было бы возможно возникновение проблемной ситуации. Минимальное значение его — в наличии знаний, при которых ситуация перестает быть проблемной и в которой субъект не приобретает никаких новых знаний. Если бы математикам удалось найти такие способы для коли­ чественной оценки этого порога, можно было бы уверенно говорить о возможности современной качественной интерпретации одного из важных психологических законов мышления.

Вместе с тем совершенно очевидно, что информационная модель абстрагируется от смысловых отношений, благодаря которым приоб­ ретаемая человеком информация включена в деятельность человека, в реальный процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром. Для данной модели достаточно самих информационных отношений. Вероятно, именно в силу этого она и может достаточно полно описы­ вать информационные процессы, происходящие в вычислительных устройствах, но вызывает неизменно критическое отношение у пси­ хологов (например, исследования О. К. Тихомирова и его школы).

Таким образом, можно выделить четыре основные теоретические и экспериментальные модели проблемной ситуации. С целью боль­ шей наглядности они могут быть представлены в следующей таблице (табл. 2).

В основе каждой модели лежат и определенное теоретическое представление о процессе мышления человека, выделяющее одну из сторон, и реальные конкретные факты, полученные в соответствую­ щих экспериментальных исследованиях. Они соответствуют опре­ деленным типам экспериментальных заданий (лабиринт, задачи «на соображение», логические задачи, анаграммы и т. д.), использованным в исследованиях. В то же время рассмотренные четыре модели про­ блемной ситуации в некотором приближении соответствуют истории исследований психологии мышления. Они представляют собой как бы «срезы», зафиксировавшие в различные исторические периоды отдельные этапы в развитии исследований психологии мышления. Каждый из этих срезов и составил определенную модель проблемной ситуации, соответствующую типам экспериментальных заданий, ис­ пользовавшихся в исследованиях мышления человека.

В основу психологического анализа процесса мышления и выделе­ ния структуры проблемной ситуации может быть положено главное отношение (взаимодействие) между субъектом и объектом, между человеком и окружающим его миром. Элементом этого взаимодейс­ твия является действие человека. Проблемная ситуация определяется не типом задания, вызывающим ее в эксперименте (лабиринт и т. п.), а тем неизвестным структурным элементом действия, которое должно быть открыто испытуемым для правильного выполнения поставлен­ ного задания. Психологические особенности неизвестного определяют специфические основания классификации проблемных ситуаций.