Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Огородников В.П. Сидоров Н.М. Политология Учебн...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.66 Mб
Скачать
  1. Структура и агенты власти

Основными структурными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элемен­ты и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.

Субъект и объект непосредственные носители, агенты власти. Субъ­ект воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть от­дельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООП.

Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание властвовать, воля к влас­ти, проявляющаяся в распоряжениях или приказах. Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью. Сама по себе власть не является для них ценностью. Многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанной с ними ответственнос­ти, если бы власть не открывала широкие возможности для получения раз­личного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.д. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством для других целей.

Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответствен­ность субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторите­том. Для политической власти важнейшее значение имеет организованность субъекта. Конечно, реальные носители власти в разной степени наделены этими качествами.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый ха­рактер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные груп­пы, вторичными политические организации, субъектами наиболее высо­кого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации,— политические элиты и лидеры. Связь Между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий.

Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти явля­ется широко распространенное в повседневном языке отождествление влас­ти с ее носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей и т.п., подразумевая под властью управленческие органы.

Субъект определяет содержание властного взаимодействия через рас­поряжение (приказ, команду), в котором предписывается поведение объекта власти, указываются или подразумеваются поощрение и наказание за вы­полнение или невыполнение команды. От характера содержащихся в при­казе требований во многом зависит отношение к нему исполнителей, объек­та — второго важнейшего элемента власти.

Объект власти. Власть никогда не является свойством или отношени­ем лишь одного действующего лица (органа), конечно, если не иметь в виду власть человека над самим собой, предполагающую подчинение его поведения доводам разума. Но это уже психологический, а не социальный феномен.

Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли влас­тителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стре­мящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор — погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко ис­пользуемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы.

Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть отсутствует) до добровольного, воспршгимаемого с радостью повиновения. В принципе подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собс­твенных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета. Качества объекта политического властвования определяют­ся, прежде всего, политической культурой населения. Преобладание в обществе людей, привыкших лишь беспрекословно повиноваться, жаждущих «твердой руки», является благоприятной питательной средой деспотических режимов.

Природа и мотивация подчинения достаточно сложна. Она может осно­вываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повинове­нию; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем У подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти.

Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект. Высокая сила воздействия и вероятность подчи­нения отличают власть от влияния — более широкой, чем власть, категории характеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективное воз­действие субъекта на объект.

Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, пря­мо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна веро­ятности избежать его в случае непослушания. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния.

Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирую­щаяся на привычке, обычае повиноваться. Привычка была одним из ведущих мотивов подчинения государству в традиционных обществах. Она надеж­ный фактор стабильности власти с тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Если же это происходит, то власть, осно­ванная лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается, как только люди замечают, что «король-то — голый», что власть исчерпала себя и недо­стойна повиновения.

Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Лич­ная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выпол­нению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов позитивной мо­тивации подчинения повиновения на основе убежденности, авторитета и идентификации.

Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием до­статочно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентации и установок, составляющих «вторую природу» личности (се «первая природа» образуется иод воздействием первичных, преимущественно биологических потребностей и повседневных интересов индивида). Готовность подчиняться государству или другому носителю власти ради каких-либо более высоких, чем непосредственные индивидуальные интересы, целей (патриотических, нравственных, религиозных и т.п.) — важный источник силы власти.

Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Это отношение, которое формируется на базе общей за­интересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и кото­рые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы санкций. Он основывается на согласии и означает уважение к руководящей личнос­ти или институту, доверие к ним. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наде­ляют подчиненные, и ложным, основанным на заблуждениях относительно личности руководителя. В зависимости от лежащих в его основе качеств авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т.п.

Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто пе­рерастает в идентификацию подчиненного с руководителем. В этом случае достигается максимальная сила власти, и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник. Субъективная идентификация исполни­телей с руководителем может объясняться двумя причинами: 1) быть свойс­твом реального двойственного положения людей в отношениях власти, как это имеет место в демократических организациях, где индивиды выступают и субъектом власти — выбирают и контролируют руководство, и ее объек­том — исполняют его решения. В этом случае оба агента власти совпадают, хотя и не полностью; 2) выступать результатом общности интересов и цен­ностей руководителя и исполнителя и возникновения у последнего чувства единения со всей организацией или группой.

Субъект или объект характеризуют крайние полюса, активные начала структуры власти. Само деление людей на субъектов и объектов, начальни­ков и подчиненных во многом относительно и изменчиво: в одном отноше­нии человек выступает начальником, в другом — подчиненным, причем со временем индивиды могут поменяться ролями. Применительно к полити­ческой власти взаимодействие ее агентов опосредуется целым комплексом средств или ресурсов и осуществляется в рамках специального институци­онального механизма, стабилизирующего и регулирующего процесс влас­твования.