Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Огородников В.П. Сидоров Н.М. Политология Учебн...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.66 Mб
Скачать
  1. Личность как субъект политики

В философии личность обычно рассматривается как че­ловеческий индивид, продукт общения и познания, как носи­тель социальных качеств, обусловленных конкретно-историчес­кими условиями жизни общества. Поэтому личность можно оп­ределить как индивидуальное бытие общественных отношений. Такой подход несет в себе двоякое понимание личности: как нечто социальное (бытие общественных отношений) и как нечто индивидуальное (индивидуальное бытие).

Бытие общественных отношений личности формируется че­рез присвоение человеком общественно значимых, устоявшихся норм и ценностей. При этом по­требности и мотивы каждой личности отражают в себе обще­ственно-исторические ориентации той культуры, в которой раз­вивается и действует данный человек. Человеческое существо может подняться до уровня человеческой личности только в ус­ловиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и присвоение того духовного опыта, который на­коплен человечеством. Сегодня общепринятые политические ценности включают свободу, достоинство и равноправие личности, общественный порядок, справедливость, демократию, ответствен­ность.

Индивидуальное бытие личности формируется через внутреннюю позицию человека, через становление системы личностных смыслов, на основе которой человек строит свое мировоззрение, свою идеологию и свою деятельность. Принятая человеком идеология, сформированное им мировоззрение определяют его развитие как личности и его поведение.

Нет такого периода в жизни человека, когда бы он поднялся на уровень личности и дальше быть личностью — это его вечное и окончательное завоевание. Личность может деградировать. Личностное в человеке — это постоянная озабочен­ность проблемами ближних, коллектива, страны, человечества, обращенность на себя с точки зрения требований морали. Человек тогда личность, когда занимает активную социальную позицию.

В последние годы обозначились две противоречивые тенден­ции взаимоотношений между личностью и политикой: повыше­ние интереса к политике, когда она существенно влияет на жизнь каждого человека, и падение доверия к ее многочисленным официальным пред­ставителям. Многие политики прибегают ко лжи и обману народа, не выполняют своих обещаний и предвыборных программ, допускают коррупцию и т.п. Часто результатом этого становится политическая апатия.

В связи с этим можно ли говорить о личности как субъекте политики? Субъекты политики наряду с ее объектами и ресурсами образуют структуру политики. Термин «субъект политики» относится к тому, кто тво­рит политику, принимает в ней активное и осознанное участие. Однако политология считает основным субъектом политики соци­альную группу, интересы и способ функционирования которой и определяют возможную сферу политической деятельности лично­сти. В этом плане личность оказывается вторичным, производным субъектом политики, не столько субъектом всей совокуп­ности общественных отношений, сколько непосредственным субъектом политической практики.

Не профессиональный политик, а «средний» человек стано­вится субъектом политики в определенных условиях. Только если он знает, каковы социальные потребности и интересы различных социальных групп, чем обус­ловлены противоречия между ними, какова связь между его соб­ственными потребностями и социальными возможностями их удовлетворения. Но и этого недостаточно. Лич­ность как субъект политики должна ориентироваться в правилах и механизмах политической «игры», знать, какое она хочет и может занять место в этой игре. Только при этих условиях личность становится полноправным субъектом политики.

Объективные факторы политической субъектности личности воздействуют на нее как позитивно (формируя ее политическую активность), так и негативно (насильственно включая ее в поли­тическую жизнь или исключая из нее). Личность может определенное время жить вне политики, но такая изоляция искусственна: когда результаты ре­альной политики угрожают интересам не только группы принад­лежности, но и его персональным интересам, личность обязательно включается в политическую деятельность.

Конкретное участие личности в политической деятельности обычно детерминировано двумя факторами:

1) мотивацией, в которой определяющими доминантами яв­ляются способности и амбиции (притязания) личности;

2) наличием социальных условий, в которых эти способнос­ти и амбиции могут реализоваться.

Оказать существенное влияние на политическую жизнь в тех или иных кон­кретных условиях может только такая личность, способности и характеристики которой соответствуют текущим политическим запросам общества.

Диалектика типичности и индивидуальности в личности крупных политических лидеров проявляется в том, что эта личность, во-первых, наиболее репрезентативна (т. е. пред­ставительна), во-вторых, в ней типичные черты членов данного общества обладают более высокими параметрами. Будучи не в состоянии изолироваться от основных социальных конф­ликтов, личность политического лидера (как и рядового по­литика) оказывается внутренне дисгармоничной в связи с противоречивостью выполняемых ею политических ролей. Так, роль гражданина находится порой в противоречии с ролью представителя нации, роль представителя нации — с ролью члена общественной организации, класса, социальной груп­пы внутри этого класса.

Внешним выражением степени политической активности лич­ности служит ее включенность в политическую практику, масш­табы участия в ней, количество и значимость ролей, исполняе­мых личностью в политической жизни. Содержание отношений между человеком и политикой может быть сведено к трем основным типам — приобщенности человека к политике, политическому отчуждению и полному слиянию человека с политикой.

Первый тип отношениий выражается в разнообразных формах политически активного поведения, участия, нацеленного на решение конкретных проблем путем воздействия на систему политической власти.

Второй тип отношений — состояние отчуждения или аномии, которое характеризуется разрывом связей личности и политической системы, сосредоточением усилий на реализации сугубо частных интересов.

Третий тип отношений — полное слияние человека с политической системой, подчинение личной жизни ее потребностям и приказам.

В целом политическое влияние «рядового» гражданина зави­сит от следующих факторов общесоциального характера:

а) социального статуса (классовая принадлежность, профессия, место в профессиональной и социальной иерархии, степень жизненной зрелости);

б) связи его собственных интересов с теми или иными соци­альными противоречиями и конфликтами;

в) объема и социальной значимости выполняемых социальных ролей, степени и эффективности реализации требований, предъявляемых к этим ролям;

г) собственных усилий, воли и умения вести политическую деятель­ность;

д) силы социальных барьеров и ограничений активности (груп­повые привилегии, груз традиций, различного рода цензы: имущественный, образовательный, национальный, религиозный и т. д.);

е) политического сознания, ментальности и политической культуры, вероисповедной системы ценностей.

Огромное значение в деле развития политической активности личности имеет существующая в обществе правовая система, которая определяет границы и допустимые нормы политической активности. Они отражаются в официально провозглашенных (в первую очередь в Конституции) правах, свободах и обязанностях и в системе их гарантий (как фор­мальных, так и материальных).

Наиболее содержательная классификация прав и свобод граждан — их разделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные. Гражданские права — это в основном естественные, неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, равенство перед законом и др.).

Политические права определяют положение человека в обществе, возможности его участия в управлении государством и обществом (право избирать и быть избранным, право на информацию, свобода слова и др.).

Основные экономические права — на труд, частную собственность, предпринимательство, свободное распоряжение своей рабочей силой.

Актуальны такие социальные права как право на труд и его безопасные условия, право на отдых и социальную защиту, на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, на защиту детства и материнства и др.

Первостепенное значение для духовного развития имеют культурные права: право на образование, свободу творчества, охрану интеллектуальной собственности, доступ к культурным ценностям, распространение информации, запрет на цензуру и др.

Демократический режим провозглашает свободу объе­динений, формирования и высказывания собственных взглядов, их публичной манифестации, право избирать и быть избранным, право отзыва депутатов и т. д. Формальная гарантия таких прав — законодательство и судебная система, основной материальной гарантией является деятельность государственных и общественных органи­заций, стоящих на страже правопорядка.

Российское общество имеет отличное от западной тради­ции отношение к официальному праву. Существует некое «на­родное» право, т. е. моральный кодекс неписаных норм и правил, носящих, прежде всего, этический характер, определяемый нацио­нальной, конфессиональной и другими традициями. Опреде­ленный правовой нигилизм, сложившийся веками, в период реформирования Рос­сии проявился как реакция общества на недемократические действия властей. Монетаристская реформа проводилась ре­волюционным, необольшевистским способом, делающим ос­новную ставку на людей, готовых «революционную» целесообразность примитивно-капиталистических ценностей поста­вить выше закона и здравого смысла. Уважение и соблюдение закона как нормы жизни гражданского общества и основы реформаторской деятельности не удалось сформировать в мас­совом сознании: нарушения законов стали нормой повсед­невной жизни.

Эта особенность общественной жизни не может не сказываться на политическом поведении личности: зачастую оно также чревато правовым ни­гилизмом. Правила социального общежития, национально-госу­дарственные интересы (безопасность, территориальная целост­ность, государственная суверенность) в этих условиях не в пол­ной мере выполняют свою регулирующую роль. Хорошо осмыс­ленная система политической социализации во многом способ­на снизить уровень правового нигилизма.

Повышению роли личности в политике служит такая система социализации, которая:

а) создает наилучшие условия для реализации способностей и инновационного потенциала личностей, сознательно ориенти­рующихся на служение обществу;

б) обеспечивает индивиду выполнение таких ролей в полити­ке, к которым он наиболее предрасположен;

в) определяет оптимальный характер и наибольшую степень эф­фективности системы политического воспитания граждан (учеб­ные заведения, средства массовой информации, культурные и образовательные объединения, общественные и политические организации);

г) обеспечивает свободу доступа к информации об обще­ственных проблемах, о предпосылках и обстоятельствах их решения и о социальных последствиях осуществ­ляемых действий. Это позволяет общественному мнению эффективно воздей­ствовать на принимаемые решения и деятельность властей.