Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Страхование от несчастных случаев на пр-ве, ВКР, МаГУ, 2014 г..docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
166.19 Кб
Скачать

2.2. Ход и результаты эмпирического исследования

Нами было проведено эмпирическое исследование, основной целью которого было определить отношение работников промышленного предприятия к получению видов обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Для этого мы выбрали такую форму коллективного опроса, как анкетирование (см. Приложение). Используемый нами метод применялся в двух формах: непосредственное анкетирование работников ОАО «ММК» и распространение вопросов анкеты с помощью анонимного опроса в социальных сетях с использованием такого ресурса, как интернет.

Проводя анонимный опрос, мы пытались выяснить следующее:

  1. сталкивались ли работники предприятия с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, и если сталкивались, то получали ли выплаты и пособия;

  2. достаточно ли ознакомлены работники со своими социально-трудовыми правами в отношении несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  3. насколько работодатель стремится поддерживать здоровье своих работников (посредством обеспечения работников качественной спецодеждой, иными защитными средствами, с помощью вакцинации и т. д.).

В нашем эмпирическом исследовании принял участие 51 респондент: 30 человек были опрошены при помощи анкетирования, 21 – посредством социальных сетей интернет. Из них 72,5 % мужского пола, 28,5 % женского. Возраст опрашиваемых – от 23 до 60 лет. В возрастной группе до 30 лет оказалось 17,6 % респондентов, в группе от 30 до 40 лет – 13,7 % респондентов, от 40 до 50 лет – 45 % респондентов, от 50 до 60 лет – 23,7 % респондентов.

Первый вопрос нашего исследования был направлен на то, чтобы выяснить, сталкивался ли респондент в своей работе с производственными травмами, профессиональными заболеваниями (острыми или хроническими) или же нет. На этот вопрос чуть более четверти респондентов ответили, что имеют производственную травму, 19,6 % перенесли профессиональное заболевание, более половины опрошенных, в свою очередь, ответили, что не сталкивались с подобным в своей работе на предприятии (см. Рис. 1). Закономерным является то, что в последнюю группу вошли преимущественно работники моложе 40 лет. Таким образом, мы можем сделать вывод, что производственная травма или профессиональное заболевание (иногда и то, и другое одновременно) почти неизбежны – вопрос лишь в том, когда это произойдёт.

Второй вопрос анкеты был направлен на выяснение того, страдает ли работник предприятия на настоящий момент профессиональным заболеванием. Почти пятая часть опрошенных ответили, что у них хроническое профессиональное заболевание, 80,4 % респондентов заявили, что не страдают профессиональными заболеваниями (см. Рис. 2). Ни один из опрошенных не ответил, что имеет заболевание в острой форме или же отравление вредными факторами производства.

Рис. 1. С чем сталкивались работники промышленного предприятия.

Рис. 2. Наличие профессионального заболевания у работников.

Третий вопрос нашей анкеты касался причин производственного травматизма. Более трети респондентов ответили, что главной причиной является нахождение пострадавшего в опасной зоне работающего агрегата. Изношенность или неисправность оборудования выбрали в качестве причины четверть респондентов. Человеческий фактор как причину производственного травматизма отметили 23,5 % респондентов, а десятая часть ответивших полагают, что главной причиной производственного травматизма является неудовлетворительная организация работ и несогласованность действий. Работу не полным штатом в качестве причины выбрали только 3,9 % опрошенных. Никто из опрошенных нами работников не выбрал в качестве варианта «выполнение пострадавшим не порученной ему работы».

Следующий вопрос анкеты был нацелен на то, чтобы выявить, какие виды обеспечения по социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний получали работники. На этот вопрос треть респондентов ответили, что в качестве компенсации получили оплату дополнительных расходов (на приобретение медикаментов, медицинскую реабилитацию, изготовление и ремонт протезов и т. д.). Почти половина респондентов ответили, что не получали выплат по обязательному социальному страхованию, поскольку не сталкивались с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями. Всего 3,9 % респондентов ответили, что получали единовременную страховую выплату. Что показалось нам примечательным, 11,8 % респондентов ответили, что получали пособие по временной нетрудоспособности по причине того, что несчастный случай на производстве не был признан страховым (см. Рис. 3). Т.е. работник находился в отпуске по временной нетрудоспособности из-за травмы, которая произошла на предприятии, но официально признана бытовой. Никто из опрашиваемых нами работников не получал ежемесячную страховую выплату.

Следующий вопрос анкеты был задан с целью определить, насколько работники промышленных предприятий знают свои социально-трудовые права. Поэтому мы спросили их, кто осуществляет страховые выплаты после произошедших несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Лишь треть респондентов ответили, что выплаты осуществляет Фонд социального страхования РФ, а работники получают данные выплаты через бухгалтерию их предприятия. На этот же вопрос 29,4 % опрашиваемых ответили, что это делает сам работодатель, и это очевидно неверный ответ. Ответ «не знаю» дали 37,3 % опрашиваемых работников. Исходя из этого, можно сделать вывод, что работники промышленных предприятий плохо знакомы со своими правами.

Рис. 3. Полученные работниками предприятия виды обеспечения.

Следующий вопрос касался компенсации морального вреда, причинённого производственной травмой или профессиональным заболеванием. Мы спросили у работников, готовы ли они отстаивать свои права в судебном порядке, если работодатель откажет им в компенсации (при этом пояснив, что, согласно законодательству, они имеют на это право). Лишь 7,8 % опрашиваемых работников дали положительный ответ, Большинство респондентов сказали, что нет, т. к. они не хотят потерять свою работу, а пятая часть опрашиваемых затруднились в выборе ответа (см. Рис. 4). Взаимосвязь с полом или возрастом в этом вопросе нами выявлена не была.

Далее мы спрашивали у респондентов, отказывал ли им работодатель в компенсации морального вреда, причинённого производственной травмой. На данный вопрос большинство опрашиваемых затруднились ответить, десятая часть респондентов сказали, что работодатель не отказывал в компенсации, а оставшиеся 7,8 % респондентов – что подобный случай имел место в их работе. Мы предполагаем, что настолько высокий процент затруднившихся дать ответ был вызван тем, что человек, работающий на промышленном предприятии, заботится в первую очередь о том, чтобы остаться на данной работе, поэтому старается не конфликтовать с работодателем.

Рис. 4. Готов ли работник отстаивать право на компенсацию морального ущерба в судебном порядке.

Следующие два вопроса нашего эмпирического исследования касались получения информации о видах социальной поддержки работниками предприятий. На вопрос о том, стараются ли сами работники получать информацию, более половины респондентов ответили отрицательно. Примечательно то, что преобладающее большинство ответивших «нет» старше 40 лет. Получать информацию от непосредственного начальства предпочитают 17,6 % респондентов, ещё десятая часть респондентов – от коллег. Остальные 11,8 % опрошенных работников получают информацию о видах социальной поддержки на предприятии через сеть интернет.

Следующий вопрос касался размера страховых выплат и был направлен на то, чтобы выяснить мнение работников о том, достаточно ли выплат и пособий для удовлетворения своих потребностей на прежнем уровне (до произошедшей производственной травмы и профессионального заболевания). Преобладающее большинство респондентов ответили, что страховых выплат и пособий не достаточно, а 7,8 % затруднились с ответом (см. Рис. 5). Никто из опрашиваемых нами работников не сказал, что страховых выплат и пособий достаточно для поддержания прежнего уровня жизни.

Рис. 5. Достаточно ли страховых выплат работнику предприятия, чтобы продолжать поддерживать прежний уровень жизни.

Следующий вопрос нашей анкеты касался спецодежды работников предприятия. Мы спросили, насколько они хорошо оценивают её функцию защиты от неблагоприятных факторов производства. Никто не дал ответ «отлично или хорошо», большинство респондентов (76,5 %) сказали, что оценивают спецодежду удовлетворительно, остальные работники в качестве ответа выбрали «неудовлетворительно». Мы сочли это плохим результатом, т. к. довольно много работников промышленного предприятия не считают свою спецодежду способной в достаточной мере защищать их от вредных факторов производства и, следовательно, подвергают своё здоровье опасности сознательно. Также, исходя из результатов по этому вопросу, мы можем сделать вывод о недостаточном внимании работодателя к обеспечению безопасности своих работников.

Следующие три вопроса нашей анкеты касались вакцинации работников, прохождения периодических медосмотров и выдачи поливитаминов на предприятии. Эти вопросы нам были необходимы, чтобы выяснить, насколько работодатель стремится поддерживать физическое здоровье своих работников.

На данный вопрос подавляющее большинство респондентов ответили, что на их предприятии проводится регулярная вакцинация, всего 3,9 % затруднились с ответом. Мы предполагаем, что затруднившиеся с ответом респонденты работают на предприятии недавно, поскольку вакцинация на любом крупном промышленном предприятии является обязательной мерой поддержания здоровья работников.

Также мы спросили работников о том, как они оценивают периодические медицинские осмотры на их предприятии. Большинство респондентов ответили, что медосмотры нужны лишь для официального отчёта. В свою очередь, 13,7 % респондентов ответили, что медосмотры помогают выявить заболевания в острой форме и вовремя принять меры по лечению. Всего 2 человека сказали, что медосмотры необходимы в диагностических целях и для профилактики. Мы полагаем, что ответы на данный вопрос зависят, в первую очередь, от того, насколько серьёзно относятся работники к своему здоровью в целом, а не по причине неудовлетворительной медицинской помощи, оказываемой в поликлинике (что также является одной из возможных причин попустительского отношения к собственному здоровью). Как показали результаты анкетирования, наличие профессионального заболевания не имеет прямого влияния на отношение работника к периодическим медосмотрам.

Третий и последний вопрос данной группы был нацелен выяснить, осуществляется ли на предприятии выдача поливитаминов работникам. Положительный ответ дали 82,4 % респондентов, 17,6 % опрашиваемых нами работников ответили «нет» (по всей вероятности, в разных отделах предприятия вопрос выдачи поливитаминов проработан по-разному).

Делая вывод по данной группе вопросов, мы можем сказать, что работодатель достаточно серьёзно относится к здоровью работников (что объяснимо, ведь заболевания любой природы напрямую влияют на качество выполнения работы). Регулярная вакцинация работников на промышленном предприятии необходима, чтобы избежать массовых случаев острых респираторных заболеваний и острых респираторных вирусных инфекций. Выдача поливитаминов направлена на укрепление иммунитета работников, который, в свою очередь, влияет на заболеваемость ОРЗ и ОРВИ. Периодические медосмотры, которые проводятся на промышленных предприятиях не менее 1 раза в год, носят обязательный характер, что даёт возможность выявлять заболевания (в том числе и профессиональные) в острой форме и принимать меры по их лечению.

Подводя итоги нашего эмпирического исследования, мы пришли к некоторым выводам. Итак, нам удалось прийти к следующему:

  1. работники промышленных предприятий плохо знакомы с собственными социально-трудовыми правами, вследствие чего не стремятся отстаивать их; также одна из причин инертности в отстаивании собственных прав – страх перед увольнением и потерей средств к существованию;

  2. более половины работников промышленных предприятий в возрасте старше 40 лет страдают хроническим профессиональным заболеванием, при этом основной вид обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ими получаемый – это оплата дополнительных расходов (преимущественно по приобретению лекарств);

  3. подавляющее большинство работников промышленных предприятий утверждают, что выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний недостаточно для поддержания прежнего уровня жизни;

  4. работодатель стремится поддерживать физическое здоровье своих работников, потому что массовая заболеваемость негативно сказываются на производственном процессе и экономике предприятия, а подтверждённые случаи профессиональных заболеваний увеличивают ставку тарифа страховых взносов, уплачиваемых работодателем в Фонд обязательного социального страхования РФ.