
- •Глава 1. Япония и азиатский валютный кризис
- •Глава 2. Системный кризис 2008 года
- •Введение
- •Глава 1 япония и азиатский валютный кризис
- •1.1 «Мыльный пузырь»
- •1.2 Огромный дефицит текущего баланса и недействующие кредиты
- •1.3 Валютный кризис
- •1.4 Крах японской экономики
- •1.5. Мероприятия по выходу из кризиса 1997-1998 гг.
- •1.6. Период восстановления экономики
- •Глава 2 системный кризис 2008 года
- •2.1 Состояние экономики Японии 2008-2009
- •2.2. Правительственные меры по борьбе с кризисом
- •2.3. Под ударом стихии
- •2.4. Вынужденная реформа энергетики
- •2.5. Экспорт капитала активизируется
- •2.5. На пороге аграрной революции
- •2.6. Перспективы развития экономики Японии в 2014 году
- •Заключение
- •Список литературы
1.4 Крах японской экономики
В последнее десятилетие перед кризисом начался и мощнейший спекулятивный рост цен на японском рынке недвижимости и рынке акций. C 1980 по 1990 цены на недвижимость выросли в среднем в 4,5 раза. С 1985 по 1990 цена земли под строительство выросла в среднем в 7 раз. Наибольший ценовой рост наблюдался в секторе офисной недвижимости, и к 1990 цена японской офисной недвижимости превысила цену офисной недвижимости всего остального мира!
В 1994 японское правительство объявило, что общая сумма сомнительных и недействующих займов составила 136 миллиардов долларов, но уже год спустя власти страны признали, что эта цифра достигает 400 миллиардов долларов. Огромная сумма недействующих кредитов в сочетании с ослабленным фондовым рынком, снижением цен на недвижимость и темпов экономического роста способствовали девальвации иены. Пытаясь получить прибыль, инвесторы продавали валюты других азиатских стран и оказывали давление на их курсы. Когда японский «мыльный пузырь» лопнул, стоимость активов снизилась на 10 трлн долл. Доля недвижимости в этом падении составила 65%, что равнялось общему объему продукции, произведенной в Японии за два года. Снижение стоимости активов спровоцировало банковский кризис, который начался еще в начале 1990-х и достиг высшей точки в 1997 году. В этом году обанкротился ряд крупных банков и член «большой брокерской четвёрки» Yamaichi Securities Co., это первое банкротство крупного бизнеса в стране после 1945 года, что вызвало эффект, схожий с эффектом от банкротства Lehman Brothers [7].
Появились признаки серьёзного кризиса всей банковской системы с массовым изъятием населением средств из банков.
В этих условиях правительство в ноябре 1997 года было вынуждено объявить полную гарантию всех вкладов (как физ. так и юр. лиц), что и остановило крах банковской системы.
12 июня 1998 года Япония объявила о первом за последние 23 года спаде в экономике. 12 июля: премьер-министр Японии Рютаро Хашимото уходит в отставку. 23 октября: японское правительство во главе с Кэйдзо Обути начало осуществлять 505-миллиардную программу спасения экономики и обанкротившихся банков.
1.5. Мероприятия по выходу из кризиса 1997-1998 гг.
В ответ на банковский кризис 1997 г правительство Японии ускорило реформу финансово-кредитной системы. Реформирование началось с 1999 г. по программе, разработанной при правительстве Хасимото в 1996 г. Ее цель – большая транспорентность и доступность системы. При разработке финансовой реформы японцы опирались на опыт Великобритании, где в середине 80-х годов были проведены мероприятия, получившие название «большой взрыв» (Big Bang). Их задача в Японии – не только оздоровление фондовой биржи (как в Англии), и ликвидация некоторых препятствий на пути проникновения иностранного капитала, но и изменение функционирования всех финансовых рынков, включая банковскую сферу.
Реформа представляет собой пакетный пересмотр законов о банках, сделках с ценными бумагами и биржах и о страховом деле. По масштабам единовременной либерализации финансовых операций реформа не имеет прецедента ни в одной стране.[9]
Во-первых, устранены барьеры доступа на финансовые рынки - разрушена так называемая "кирпичная стена", разделявшая банковское дело, страхование и операции с ценными бумагами. Банки, брокерские и страховые компании получили право заниматься всеми видами финансовых операций.
Во-вторых, отменен запрет доступа на финансовые рынки нефинансовым компаниям.
В-третьих, обязательное лицензирование торговли ценными бумагами заменено простой регистрацией торговцев. Разрешены торговля ценными бумагами вне фондовых бирж, и создание электронных торговых систем.
В-четвертых, отменено регулирование брокерских комиссионных.
Наконец, в-пятых, введены жесткие правила защиты клиентов: с марта 1999 г. все финансовые учреждения обязаны предоставлять информацию о "неработающих активах" (невозвратных долгах) по правилам, идентичным стандартам, установленным Комиссией по ценным бумагам и биржам США. Усилены меры против незаконного использования внутренней информации эмитентов в торговле ценными бумагами и защита клиентов при банкротстве финансовых учреждений.[14]
Одна из самых крупных проблем финансовой системы страны - значительный объем так называемых "плохих долгов" и сокращение объемов кредитования. На протяжении 1992-1997 гг. правительство предпринимало ряд шагов для разрешения этой ситуации. В частности, были проведены мероприятия по организации "корпораций по совместной покупке кредитов", списанию "плохих долгов" инвестиционных компаний "дзюсэн" (основной объект инвестиций - недвижимость), выплачены значительные компенсации банкам, снижен уровень процентной ставки рефинансирования, предоставлены государственные гарантии по ряду кредитов для малого и среднего бизнеса, принят ряд законов, касающихся банковского сектора.
"Большой взрыв" положил начало крупномасштабной реорганизации финансового сектора. После того, как в марте 1998 г. вступил в силу Закон о финансовых холдинговых компаниях, произошло несколько слияний в группе крупнейших банков и появились холдинговые группы "Мидзухо", "Токио Мицубиси", "Сумитомо Сакура", UFJ Holdings и "Рисона" (их называют мегабанками). Реформа усилила конкуренцию на финансовых рынках. Но управленческая модель финансового холдинга не имеет отношения к проблеме "плохих" долгов, и, хуже того, при реорганизации банки соединили и свои неработающие активы.[11]
Правительству ничего не оставалось, кроме как организовать рекапитализацию банков за государственный счет через Корпорацию страхования депозитов. В 1997 г. была введена обязательная гарантия вкладов до 10 млн. иен (около 90 тыс. долл.), а год спустя - всеохватывающее ("безразмерное") покрытие вкладов до апреля 2003 г. Из опасения, что начнется отток вкладов из слабых банков, это покрытие затем было оставлено в силе на неопределенный срок. Тем самым банкам были созданы исключительные условия, к сожалению, только побуждающие их к рискованным сделкам, так как они теперь могут не отвечать перед своими акционерами и кредиторами (вкладчиками). Гарантийные взносы (страховку) от банков собирает Корпорация страхования депозитов.
Функции неплатежеспособных банков берет на себя "банк-мост" (The Bridge Bank of Japan). Он покупает работающие активы и обязательства у таких банков, чтобы обслуживание клиентов не прекращалось. Корпорация страхования депозитов дает ссуды неплатежеспособным банкам для погашения долгов и, если они ликвидируются, организует передачу бизнеса, обязательств и активов другим владельцам. За 1999 - 2003 гг. таким порядком были ликвидированы 12 банков.
"Плохие" долги у платежеспособных банков и у компаний-должников покупает специальная Корпорация для урегулирования (RCC - The Resolution and Collection Corporation, дочернее предприятие Корпорации страхования депозитов).
Эта схема вовлекает нефинансовые компании в процесс финансового оздоровления вместе с банками. На помощь могут рассчитывать только те компании, которые в принципе можно санировать. По данным на сентябрь 2002 г., RCC за время своего существования (с 1999 г.) заключила контракты с 87 компаниями, но только 18 из них прошли санацию по Закону об оздоровлении корпораций. Остальные добровольно ликвидировались. RCC имеет также право списывать компаниям их безнадежную задолженность, но действует с большим разбором и списывает долги частично: эту привилегию получили только 247 компаний на общую сумму в 280 млрд. иен (2.5 млн. долл.) - чуть более 1% запрошенного. Но RCC помогает компаниям как посредник в переговорах с кредиторами о реструктурировании долгов и снижении процентных ставок (такую помощь получили почти 3.5 тыс. фирм). Она переводит долги в пакеты ценных бумаг для продажи институциональным инвесторам.
За годы своего существования (с 1996 г.) Корпорация страхования депозитов вложила в капитал 168 проблемных банков 17.9 трлн. иен (149 млрд. долл.), из которых больше половины оплачено государственными облигациями и средствами налогоплательщиков. Опыт ее работы показал, что "безразмерная" подстраховка банков за счет налогоплательщиков большой пользы не приносит - она позволяет им принимать рискованные решения и не помогает их финансовому оздоровлению.
Финансовый сектор остался слабым и хрупким, так как через восемь лет непрерывного списания долгов, вливаний средств и распродажи акций из банковских портфелей, в 2003 г., средний по 156 банкам коэффициент достаточности капитала составлял всего 9.5%, что довольно близко к абсолютному минимуму. Таким образом, попытки санировать банковскую систему по общепринятым в мире схемам списания долгов и рекапитализации банков не принесли успеха. [13]
Следующий аспект изменения экономической политики - внутренний спрос. Япония одно из тех редких мест, где пристрастие к сбережениям настолько сильно, что делает тщетными любые попытки повысить внутренний спрос. В Японии индивидуальные сбережения осуществляются в ущерб расходованию, именно поэтому поддерживать общий уровень спроса приходится правительству за счет бюджетных средств.
Стимулировать спрос лучше с помощью денежно-кредитного регулирования, однако проблема Японии в том, что ее процентные ставки и без того очень низки, они буквально приближаются к нулю, опустившись с 0.5% до 0,15%. Поэтому власти прибегли к операциям на открытом рынке, т.е. стали печатать иены и покупать облигации японского правительства. Они рассчитывали на то, что в конце концов эмиссия иен остановит дефляцию и приведет к оживлению экономики.
В результате предоставления пакетов государственных ассигнований бюджетный дефицит Японии превысил 8% национального дохода (ВВП). Общий государственный долг, который в 1990 году составлял 56% от ВВП, к концу 2000 фин. г. (к апрелю 2001 г.) достиг 130% ВВП. Это наихудшая в развитом мире фискальная ситуация. Абсолютная цифра накопленного долга составила 689 трлн. иен (5.6 трлн. долл.). Отрицательные эффекты долгового кризиса, испытываемого правительством, серьезны. Только на обслуживание государственного долга в 2000 фин. г. было затрачено 25.8% расходной части бюджета. [16]