Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria_rus_litry_20_veka_burdina.rtf
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.62 Mб
Скачать

12. Блок и Хлебников: общее и особенное в поэмах о революции

В поэзии и прозе первых лет революции очень актуальна тема жертвы и гибели невиновного.

Почему центром великой поэмы о революции является полууголовное убийство, лишенное идеологических, политических, классовых оснований?

В поэме явно присутствуют как минимум 2 мотива ненависти к Ваньке: он чужой и он богат. Катька изменила круг клиентов – воспринято как измена. Ванька не просто чужой, а в прошлом свой. Оба виноваты перед Двенадцатью только по неписаным законам полублатной морали. При чем тут революция?

Из первых реплик видно, что Катька безвинная жертва. В этом суть поэмы. Поэтому так важен центральный эпизод. Революция – всегда убийство, гибель не только виновных, но и невиновных. Они гибнут вместе. Именно в этом – трагизм революции. Вот почему уголовная драма приобретает черты высокой трагедии. Внутренняя тема «12» – оправдание убийства невиновного.

Революция, по Блоку, - преступление, переступление через невинную кровь. Изображение преступления – не значит оправдание. «Черная злоба, святая злоба» - оксюморон. Стратоновский сравнивает «12» с «Преступлением и наказанием». Очень показателен момент, по которому идет сравнение. В центре там и там убийство; показана неминуемость цепочки убийств. Логика преступления такова, что убийство, оправданное по теории (существа, которое не заслуживает жизни), влечет за собой другое, которое не оправдано никакой идеей. Изъян самой теории, разрешающей кровь. Блоковский Петруха – человек не теоретический, но он живет в то время, когда теоретики, которым он поверил, разрешили ему проливать кровь, если это во имя революции. Петруха страдает не так, как Раскольников; Достоевский показывает наказание Раскольникова и возможность его пройти; у Петрухи этого не будет. Достоевский отвергает насилие в принципе, а Блок считает его допустимым. Стратоновский: в русской литературе «12» - негатив «Преступления и наказания».

«12» можно сравнить с «Маленькими поэмами» (1921) Хлебникова. У Хлебникова – такое же понимание гибели невиновного и близкая к Блоку проблематика, но акценты расставлены иначе.

Хлебников «Настоящее», «Ночь перед советами» и «Ночной обыск» (осень 1921 г.). Между ними и поэмой Блока – гражданская война. В поэме «Настоящее» - образ народной стихии, гораздо более страшной, чем у Блока. Есть явные переклички (даже по стилю) с «12» (монолог прачки). Хлебников, в отличие от Блока, дает высказаться и противоположному полюсу (не только улица, но и те, на кого направлена ненависть; великий князь). Князь у Хлебникова – фигура страдательная, он ничего плохого не сделал, но между ним и народом – непонимание. Он сознает свою обреченность и даже оправдывает ту ярость, которая на него направлена. Даже начинает повторять за толпой. Хлебников, в отличие от Блока, стремится воспроизвести другой голос, дать голос жертве революции, человеку старого мира.

«ночь перед советами» - перед приходом красных к барыне приходит старуха и говорит, что ее повесят. Виновата классовой, а не личной виной. Ответит за грехи отцов. Мысль о грехах отцов важна и для Блока («Интеллигенция и революция»). Поэма посвящена доказательству родового греха. Революция, по Хлебникову, гибель виновного в принадлежности к своему классу.

«Ночной обыск»: сюжетное ядро – убийство. На квартиру к морскому офицеру приходят с обыском революционные матросы (те же Двенадцать, только матросы). Убивают сына хозяйки, устраивают оргию. Во время оргии появляется Христос (еще один повод сравнить) – икона в красном углу, которая привлекает внимание матросов. Глаза бога явно беспокоят убийцу. Происходит сознание поражения. Убийца может это преодолеть только через смерть от самого бога. Он начинает кощунствовать, провоцировать бога на мщение.

Кто такие Двенадцать? Хлебников не дает ответа на этот вопрос. Его собственное сознание раздвоено. Он вроде бы за революцию, но одновременно сочувствует ее жертвам, которые без вины виноваты. В то же время он уверен в их обреченности. Освящает ли Хлебников насилие, как Блок? По Хлебникову, оно не нуждается в этом, потому что революция – это бунт против бога, против установленного им миропорядка.

Раздвоенность есть и у Блока (противоречия). «Хорошо» и «библиотеку сожгли» - два ощущения революции, фантастически связанные.

Как и у Хлебникова, у Блока есть народ и есть враги. Но враги отличаются. У Блока слово «враг» повторяется неоднократно. «Враг» невидим, могуществен, он общий, экзистенциальный. Присутствуют и конкретные враги (барыня в каракуле, поп, писатель, буржуй). Реальной опасности они не представляют; изображены в комическом ключе (балаганно-лубочные мотивы). Почему старушка – враг, а не народ? Буржуй для Блока – понятие принципиальное; не столько социальное, сколько экзистенциально-психологическое. Это обыватель, максимально далекий от подлинности. Он не может выделиться, ему не надо выделяться. Здесь ненависть к этому типу у Блока переходит на бытовой уровень. Доходит до «исторического омерзения». Старушка, хоть и бедная, из старого мира, не хочет перемен, она – обыватель и потому тоже враг. Образ символический (Россия, народ).

Народ представлен разнообразно (старушка, Катька, Ванька, сами Двенадцать). Варварские массы, которые должны разрушить старый мир. Носители «музыки революции».

Можно найти философию революции. Показательно высказывание Волошина. Революцию надо принимать как историческую данность, ее надо пережить. «Революция – биение кармического сердца». Блок мог бы присоединиться к этому высказыванию. Пастернак сравнивал революцию с грозой. Блок тоже сравнивал ее с грозовым вихрем, бураном.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]