- •Курсовая работа
- •Учет прямых затрат в составе себестоимости продукции (работ, услуг)
- •Задание на курсовую работу по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»
- •Аннотация на курсовую работу
- •Содержание
- •Введение
- •1 Теоретические основы учета затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции
- •1.1 Учет затрат и калькулирование в системе управления себестоимостью продукции. Задачи учета затрат на производство
- •1.2 Классификация расходов организации
- •2 Учет прямых затрат в составе себестоимости продукции в оао «Бузулукский механический завод»
- •2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика оао «Бузулукский механический завод»
- •2.2 Учет материальных затрат в составе себестоимости продукции оао «бмз»
- •2.3 Учет прямых затрат на оплату труда
- •3 Меры по снижению себестоимости продукции. Выбор методов учета элементов затрат, как способ оптимизации налогооблагаемой базы
- •Заключение
- •Список используемых источников
- •Приложение а
- •Структура технологической себестоимости
- •Приложение к
- •Приложение л
3 Меры по снижению себестоимости продукции. Выбор методов учета элементов затрат, как способ оптимизации налогооблагаемой базы
В соответствии со ст. 318 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ к прямым расходам могут быть отнесены материальные расходы (в части сырья и основных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий); расходы на оплату труда производственного персонала и суммы единого социального налога по ним; расходы на амортизацию основных средств, используемых в производственном процессе.
Если добавить в этот список пункт "иные расходы, непосредственно связанные с производством продукции", то у организации появляются реальные возможности пользоваться единым перечнем прямых и косвенных затрат и в налоговом, и в бухгалтерском учете.
При организации бухгалтерского учета производственных затрат делением расходов на прямые и косвенные во многом определяется выбор счетов их учета, а также организация аналитического учета на них.
Так, информация о прямых затратах в течение месяца накапливается на счете 20 "Основное производство" в разрезе объектов калькулирования, косвенные расходы производственного характера учитываются отдельно на счете 25 "Общепроизводственные расходы", накладные косвенные расходы - на счете 26 "Общехозяйственные расходы". В налоговом же учете группировка расходов на прямые и косвенные используется для других целей: для определения той доли затрат, которая будет списываться непосредственно на уменьшение финансового результата, не распределяясь между остатками незавершенного производства и себестоимостью готовой продукции и далее - остатками нереализованных товаров и себестоимостью продаж.
С точки зрения теории и практики бухгалтерского учета к таким расходам следует относить расходы периода, которые напрямую не связаны с технологическим процессом, а возникают ежемесячно независимо от объемов производственной деятельности.
Это так называемые накладные расходы, которые отражаются на счете 26 и в конце месяца могут списываться непосредственно на себестоимость продаж записью в дебет 90 с кредита 26, а в отчете о прибылях и убытках показываться по отдельной строке "Управленческие расходы".
Для того чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет и сделать его соответствующим законодательству в части учета производственных затрат, на ОАО «БМЗ» рекомендуется использовать прямые и косвенные расходы, состав которых приведен в табл. 13.
Таблица 14 - Состав прямых и косвенных расходов бухгалтерского и налогового учета на ОАО «БМЗ»
Статья расходов |
Бухгалтерский учет |
Налоговый учет |
Сырье и материалы |
Прямые, счет 20 |
Прямые |
Покупные изделия и полуфабрикаты |
Прямые, счет 20 |
Прямые |
Работы и услуги производственного характера сторонних организаций |
Прямые, счет 20 |
Прямые |
Топливо и энергия на технологические цели |
Прямые, счет 20 |
Прямые |
Основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих |
Прямые, счет 20 |
Прямые |
Отчисления на социальные нужды от заработной платы |
Прямые, счет 20 |
Прямые |
Потери от брака |
Прямые, счет 20 |
Прямые |
Общепроизводственные расходы |
Косвенные основные, счет 25 |
Прямые |
Общехозяйственные расходы |
Косвенные накладные, счет 26 |
Косвенные |
Из анализа содержания таблицы следует, что состав прямых расходов существенно увеличился, а косвенных - соответственно снизился по сравнению с действующей редакцией ст. 318 НК РФ.
С одной стороны, это приводит к завышению налогооблагаемой прибыли, так как часть бывших косвенных расходов будет теперь оседать в остатках незавершенного производства.
С другой стороны, у предприятия ОАО «БМЗ» появляется возможность не только вести единый учет производственных затрат, но и самостоятельно выбирать один из бухгалтерских способов оценки незавершенного производства, который затем можно использовать в целях налогообложения. При таких обстоятельствах, очевидно, будут применяться либо наименее трудоемкие для конкретного предприятия методы, либо те из них, при которых остатки незавершенного производства минимальны, и как следствие - минимален налог на прибыль.
Единство перечня прямых и косвенных расходов и оценки незавершенного производства в бухгалтерском и налоговом учете создает возможности для соответствующего их отражения на счетах по принципу двойной записи.
Затраты накапливаются на бухгалтерских счетах 20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" и др., но если не принимать во внимание вспомогательные производства и обслуживающие производства и хозяйства, то в балансе отражается только сальдо счета 20.
Именно с него на ОАО «БМЗ» и производится распределение основных расходов между остатками и выходом продукции, объемом ее отгрузки и реализации. Так как помимо налогового учета организация должна решать и другие задачи учета затрат (например, калькулирование себестоимости), то выделять субсчета прямых и косвенных расходов непосредственно к счету 20 автор не рекомендует, а предлагает использовать для этих целей свободный в плане счетов счет 30 "Формирование затрат основного производства". К нему следует открывать субсчета 30-1 "Прямые расходы налогового учета" и 30-2 "Косвенные расходы налогового учета". Этот счет затем будет закрываться на счет 20, и, таким образом, в балансе он показываться не должен.
Единство состава производственных затрат бухгалтерского и налогового учета далеко не означает тождественность соответствующих сумм расходов. Наиболее вероятными в данном случае будут расхождения в суммах начисляемой амортизации и нормируемых управленческих расходов. При появлении таких ситуаций бухгалтерский счет 20 должен сохранять информацию о фактических расходах организации, а налоговый счет 30 - только о той величине тех же самых статей расходов, которая учитывается при налогообложении прибыли.
Рассмотрим отмеченные особенности. Как известно, амортизация в целях налогообложения может начисляться либо линейным, либо нелинейным методом (за исключением зданий и сооружений, имеющих срок полезного использования свыше 20 лет).
В бухгалтерском учете при этом организация воспользуется соответственно линейным методом или способом уменьшаемого остатка. В первом случае суммы начисленной амортизации будут тождественны при условии совпадения первоначальной стоимости объектов.
На сегодняшний день разработаны и опубликованы практические рекомендации, направленные на формирование одной первоначальной стоимости основных средств в бухгалтерском и налоговом учете. Но даже если предприятие не воспользовалось предлагаемыми методиками, у него остаются возможности для организации единого учета амортизационных расходов на бухгалтерских счетах.
Следовательно, суммы бухгалтерской линейной амортизации необходимо разбивать на принимаемые и не принимаемые при налогообложении части, для чего использовать соответствующие субсчета к счетам учета затрат.
Если же ОАО «БМЗ» будет использовать нелинейные способы расчета амортизации, то организация единого бухгалтерского и налогового учета начисляемых сумм будет затруднена вследствие их несовпадения не только по абсолютной величине, но и во времени (временные разницы). Так, в первые годы эксплуатации бухгалтерская амортизация будет превышать налоговую, а затем - наоборот. В этой связи суммы бухгалтерской амортизации необходимо вначале разбивать на учитываемые и не учитываемые при налогообложении части, а затем корректировать налоговую амортизацию, доводя ее до фактической (бухгалтерской) величины.
Что касается нормируемых в целях налогообложения управленческих расходов, то их бухгалтерское значение по определению не может быть меньше принимаемых в налоговом учете сумм, и поэтому их единый учет следует организовывать аналогично линейной амортизации.
По отношению к объекту калькулирования амортизация и управленческие расходы в большинстве случаев являются косвенными расходами (с точки зрения теории бухгалтерского учета) и отражаются в составе общепроизводственных и общехозяйственных расходов (табл. 13), что обусловливает необходимость выделения следующих субсчетов к счетам 25 и 26: 25-1 "Общепроизводственные расходы, учитываемые при налогообложении";
25-2 "Общепроизводственные расходы, не учитываемые при налогообложении";
26-1 "Общехозяйственные расходы, учитываемые при налогообложении";
26-2 "Общехозяйственные расходы, не учитываемые при налогообложении".
В конце месяца субсчета 25-1 и 26-1 должны списываться на счет 30, а субсчета 25-2 и 26-2 - непосредственно на счет 20, доводя расходы налогового учета до величины фактических затрат предприятия. В Приложении К приведены рекомендуемые корреспонденции счетов по предлагаемой модели учета. Как свидетельствует содержание таблицы приложения К: счета 25, 26, 30 в конечном итоге закрыты, а информация о фактических производственных затратах в разрезе прямых и косвенных расходов налогового учета обобщена на счете 20. Величина прямых расходов дает базу для оценки незавершенного производства, косвенных - для списания непосредственно на уменьшение финансового результата (и бухгалтерского, и налогооблагаемого).
Поэтому, если организация калькулирует сокращенную себестоимость, возможно списание косвенных расходов налогового учета непосредственно в дебет счета 90 "Продажи", как показано в операциях 10, 11. Если же в процессе деятельности у предприятия появляются расхождения в бухгалтерском и налоговом учете, то для формирования фактических затрат на счете 20 в дополнение к счету 30 (операция 11) предусмотрено списание счетов 25-2, 26-2, 02 (операции 9, 10, 12).
На практике многие предприятия не используют счета 25 и 26, а все затраты аккумулируют непосредственно на счете 20. Тогда соответствующие субсчета для принимаемых и не принимаемых при налогообложении расходов надо будет выделять именно на этом счете (20-1, 20-2), а последнюю сторнировочную проводку применять в отношении первого субсчета.
В то же время полагаем, что в дополнение к счету 20 следует ввести как минимум счет 26, обороты которого составляют величину косвенных расходов и списываются на уменьшение и бухгалтерского, и налогооблагаемого финансового результата. Кроме того, информация счета 26 является базой для формирования строки "Управленческие расходы" отчета о прибылях и убытках.
Таким образом, правильно выбранные состав и метод учета затрат (Приложение Л) позволяет оптимизировать налоговую нагрузку предприятия. В целях облегчения работы бухгалтера и налогового аналитика следует пользоваться возможностями компьютерных бухгалтерских и налоговых программ.
