
Глава 2 конфликтный потенциал фундаментализма
Фундаменталистский стиль политического мышления, который характеризует нетерпимость в отношении «чужих» исторически сопутствовал утверждению главных мировых религий - иудаизма, христианства и ислама. Каждая из этих религий считала себя единственной «истинной» религией, что давало основание исповедующим ее жестоко относиться ко всем «иноверцам». Именно поэтому религиозные войны столь часто встречались в истории человечества.
Фундаменталистов можно считать последовательными приверженцами различных версий манихсйской доктрины, которая утверждает, что всегда существовали два противоположных несотворенных и равных принципа: света и тьмы, добра и зла, Бога и материи. При этом тьма, зло и материя воплотились в Дьяволе22. В европейском варианте эта доктрина содержит тезисы о дуализме добра и зла, о существовании во Вселенной двух высших духовных начал, не равноценных одно другому. Одни из них Бог, а другой - Дьявол23. По восточной версии манихейства, основу мироздания составляет непримиримая борьба двух начал -Света и Мрака24. Манихейский дуализм добра и зла присутствует в логике доктрины джихада, в русле которой мир также разделен на два враждующих лагеря: ислама (дар аль ислам) и войны (дар уль-харб). Эта доктрина подразумевает, в конечном счете, полное торжество ислама — все враги будут обращены в ислам [7, c.120].
Различные версии манихейской доктрины, даже в несколько более примитивном виде, вполне могут быть применены к диагностике воззрений современных фундаменталистов, цель которых - обнаружить и победить зло, под которым. понимаются все возможные противники, и установить собственный социальный и политический порядок. Важнейшим следствием является радикальность фундаменталистов, их готовность участвовать в неконституционных политических действиях, использование ими насильственных средств. Так, в числе политических лидеров, которые погибли от рук воинствующих фундаменталистов, -А.Садат (1981 г.), И.Ганди (1984 г.), И.Рабин (1985 г.) [16, c.71].
В целом, какие бы конечные политические цели не преследовали фундаменталисты, они всегда хотят победить конкурентов в борьбе за властные ресурсы, а, захватив власть - всеми средствами ее удержать. При этом радикальная фундаменталистская организация, пришедшая к власти, пользуется любым идеологическим тезисом для сохранения этой власти и создания такого общества, где за ней бы оставалась ведущая роль. Одним из последствий такого идеологического диктата становится террор. Примером тому являются репрессии, осуществляемые в сталинскую эпоху и фактически ставшие разновидностью террора. В настоящее время ряд современных фундаменталистских организаций также для достижения своих политических целей используют террористические акты [15, c. 99].
Хотя цели современных террористов обычно носят конкретный политический характер, их действия все чаще обосновываются религиозной аргументацией. При этом побудительным мотивом является защита фундаменталистских принципов, доведенная до фанатизма, толкающего людей на самопожертвование. Исламисты взяли на себя ответственность за большую часть террористических актов на Ближнем Востоке, в России, в Южной и Юго-Восточной Азии, в Соединенных Штатах и в Западноевропейских государствах. В Индии последователи сикхской религии провели террористическую кампанию, чтобы отделить независимое государство Халистан от Пенджаба. В! Шри-Ланке сепаратистская организация «Тигры освобождения Тамил илама» ведет длительную борьбу за создание независимого тамильского государства, используя нелегальные методы борьбы. В Уганде Освободительная Армия Бога, вдохновленная «духом христианства», совершила целый ряд злодеяний с целью захватить контроль над частью страны и «проложить путь ко Второму пришествию Христа» [14, c.99].
После Иранской революции и выхода Советских войск из Афганистана в мусульманском мире проявило себя много движений «джихада» или священной войны против «неверных», готовых к применению террористического насилия для того, чтобы достигнуть своих политических целей (пример - Талибан). Эти цели варьируются от относительно узких - установление исламской теократической республики вместо светского режима (например, в Алжире) - до необычно честолюбивых - восстановления могущественного арабского халифата. Это, в частности, предполагает ведение борьбы до тех пор, пока «верховный правитель» Не сможет править мусульманами в масштабе всего мира.
По размаху террористической деятельности, наличию тайных агентов в разных странах и, соответственно, средств, никакая фундаменталистская террористическая организация не может серьезно конкурировать с Аль-Каидой, В параграфе дается краткий анализ особенностей деятельности этой организации, тех политических целей и принципов, которыми она руководствуется. Другая фундаменталистская террористическая организация - Хезболлах - стала влиятельной политической силой в контексте ливанской политики. В настоящее время ее представители входят в состав парламента Ливана, а общее число активных членов составляет примерно 14 тысяч человек26. Во многом благодаря широко известной террористической деятельности этих организаций, религиозные группы, провозгласившие преданность исламу, в первую очередь стали ассоциироваться с террористическими атаками.
Наряду с религиозным терроризмом, не менее распространенным является этнический терроризм, идейной основой которого является националистический фундаментализм, который нередко имеет и религиозную подпитку. Этнический терроризм осуществляется сегодня такими широко известными этнорелигиозными организациями как ИРА и ЭТА, а также менее известными группировками -«Фронтом национального освобождения Корсики» и «Фронтом освобождения Бретани» [10, c.100].