Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции ЗИС все вместе.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
524.8 Кб
Скачать

5. Патентное право или промышленная собственность – основные положения и этапы развития

Основная цель патентной системы проста и разумна: обеспечить прогресс в области промышленных технологий в интересах общества. Для поощрения технических усовершенствований и содействия их раскрытию, учитывая, что предпочтительно их тайное использование, любое лицо, разработавшее усовершенствование, или иное изделие, или спо­соб его изготовления, или новое вещество, и/или способ его полу­чения, может, после раскрытия деталей Патентному бюро своей или иной страны, получить определенный набор исключительных прав на определенный период времени. По истечении этого периода времени - изобрете­ние входит в общегражданский оборот. Предоставление исключи­тельных прав оправдано на том основании, что если бы изобретатель не разработал или не раскрыл данное усовершенствование, то никто не мог бы пользоваться им как в момент изобретения, так и в любое время после этого, причем способ изготовления изделия мог бы остаться неизвестным. Кроме того, получение монопольных прав со­действует внедрению изобретения, так как это единственный способ извлечения выгоды заявителем в результате использования изобрете­ния самостоятельно с получением преимуществ над конкурентами или путем разрешения третьим лицам использовать изобретение на основе лицензионных договоров.

В соответствии с законодательством в области изобретательства большинства стран для того, чтобы какая-либо идея могла стать объек­том правовой охраны (т. е. чтобы она стала «патентоспособной»), требуется, чтобы она была новой в том смысле, что она еще не была опуб­ликована или публично использована; она должна быть неочевидной (иметь «изобретательский уровень») — в том смысле, что она не воз­никла бы у любого специалиста в соответствующей отрасли промыш­ленности, если бы его попросили найти решение данной конкретной проблемы; она должна сразу же быть пригодной для применения в про­мышленности в том смысле, что она может быть изготовлена или ис­пользована промышленным путем. Более того, законодательством не­которых стран некоторые конкретные виды изобретений исключены из числа патентоспособных: например, изобретения веществ, полученных с помощью преобразований на ядерном уровне.

Охрана, предоставляемая патентом на изобретение, означает, что лю­бой, кто хочет использовать изобретение, должен получить разрешение лица, получившего патент (патентовладельца), на такое использование. Срок охраны ограничен и в большинстве стран составляет 20 лет после даты подачи заявки на получение патента.

Права, предоставляемые патентами, определяются патентным зако­нодательством страны, выдавшей патент, Эти права обычно именуются исключительными правами использования и включают в себя:

  1. в случае патента на изобретение изделия — право изготовлять, использовать, продавать и импортировать изделия, которые включают в себя изобретения;

  1. в случае патента на изобретение способов — право использо­вать способ, включающий изобретение, а также право изготов­лять, использовать, продавать и импортировать изделия, кото­рые были изготовлены с помощью способа, включающего данное изобретение.

Использование запатентованного изобретения без такого разре­шения является противоправным. Однако из этого правила есть ис­ключения: патентное законодательство может предусмотрегь случаи, в которых запатентованное изобретение может быть использовано без разрешения патентовладельца, например, использование государством

или от имени государства в интересах общества или использование на основании принудительной лицензии. Принудительная лицензия яв­ляется разрешением на использование изобретения, выдаваемым пра­вительственным учреждением, как правило, в очень ограниченном чис­ле случаев, прямо предусмотренных законом, причем только в тех случаях, когда лицо, желающее использовать запатентованное изобре­тение, не в состоянии получить разрешение патентовладельца. Условия выдачи принудительных лицензий подробно регулируются в соот­ветствующем законодательстве. В частности, постановление о выдаче принудительной лицензии обычно включает указание о выплате воз­награждения патентовладельцу. Кроме того, как правило, такие поста­новления могут оспариваться.

Подсчитано, что в 1995 г. во всем мире было выдано около 710 000 патентов. Кроме того, подсчитано, что на конец 1995 г. во всем мире на­считывалось около 3,7 миллиона действующих патентов.

В истории патентов выделяются три важных периода.

  1. Привилегии (XV—XVIII в.): суверен предоставляет монополию по своему усмотрению; важную роль играют концепция полезности и — иногда — концепция фаворитизма.

  1. Национальные патенты (1790—1883 гг.): любой избиратель впра­ве подать заявку на патент, выдача которого зависит исключительно от объективных условий; охрана местных изобретений за рубежом не практикуется.

  1. Интернационализация (с 1883 г. по настоящее время): вместе с международной торговлей развивается охрана изобретений за пределами страны происхождения; этому развитию способствуют всемир­ные и региональные конвенции.

Привилегией является документ, по которому суверен предостав­лял особое право отдельному лицу. Эти привилегии могли содержать права различного рода для бенефициара, в частности освобождение от правил гильдии, освобождение от налогообложения, предоставление земель, беспроцентные займы, натурализацию и даже дворянские титу­лы. Причины, по которым они выдавались, также были весьма разнообразны. Привилегии, выдававшиеся на разработку полезных ископае­мых, считаются предвестниками промышленных привилегий. Самые ранние привилегии, предоставлявшиеся на использование новой тех­ники, не проводили различий между изобретателем в современном смысле слова и лицом, внедрившим технику, уже известную за рубе­жом. Суверен был заинтересован в том, чтобы инновация заменяла им­порт путем внутреннего производства. Венецианская Республика впер­вые приняла в 1474 г. положение об этой форме привилегии, так называемые, «Парте Венециана».

Это положение заложило принципы, на которых должны были строиться патенты: полезность новых изобретений для государства, ис­ключительные права первого изобретателя на ограниченный период, наказание за нарушение права.

В Англии в период зарождения новых производств (XII—XIV вв.) охрана принимала форму предоставления внедрявшему новую техно­логию исключительного права на ее использование на достаточно про­должительный период ее налаживания и обучения других пользова­нию ею. Исключительное право давало изобретателю фору в качестве компенсации за предоставление государству нового производства и большей независимости.

Такие временные права зачастую предоставлялись путем патентных грамот, своеобразных «открытых писем», так называвшихся потому, что печать находилась внизу листа, а не на свернутом листе. Это было официальным извещением общественности о предоставленных правах. Будучи первоначально задуманной для поддержки новых производств, система предоставления таких прав зачастую становилась объектом злоупотреблений. В парламенте были заявлены протесты, и королев­ская власть дала обещание, что патенты будут рассматриваться в судеб­ных разбирательствах.

Одно из наиболее знаменитых судебных разбирательств такого рода состоялось по делу «Суконщиков из Ипсвича», в ходе которого было сказано: «Но если кто-то внес новое изобретение и новое производство в королевство с риском для своей жизни и с затратой своего состояния или запасов и т. д. или кто-то создал какое-либо новое открытие, то в таких случаях король по своему благорасположению и милости для компенсации его средств и усилий может установить, что лишь только он будет иметь право пользоваться таким производством или торгов­лей в течение определенного времени, поскольку вначале люди в коро­левстве не знают о нем и не имеют знаний и мастерства для его использования. Однако когда патент прекратит действие, король не может предоставить его вновь».

Злоупотребления при предоставлении особых прав продолжались вплоть до 1628 г., когда было принято Положение о монополиях. Со­гласно ему: «все монополии, освобождения и предоставления прав объявлялись недействительными, за исключением «всех патентных грамот и предоставлений привилегий на срок в четырнадцать лет или менее того, которые будут учинены позднее, на исключительное заня­тие или создание новых производств в этом королевстве, подлинному и первому изобретателю таких производств, которыми не имеют права пользоваться другие лица на время учинения таких патентных грамот и предоставлений прав».

Система привилегий развивалась в Англии посредством дея­тельности судов в направлении системы предоставления прав, осно­ванной исключительно на процессуальных условиях, причем некото­рые из них, такие, как предоставление подробного описания, которое стало требоваться с 1711 г., были предвестниками современных па­тентов.

С 1760 г. число патентов, выдававшихся в Англии, быстро увеличи­валось в прямой связи с промышленной революцией. Однако в других странах, где индустриализация началась позднее, число патентов оста­валось небольшим. Во Франции недоверие, выражавшееся в отноше­нии любых препятствий свободе производства и торговли, вместе с не­высокими результатами, обычно достигавшимися обладателями «патентных грамот», привело к тому, что по решению монарха все бене­фициары теряли свои права, если они не применяли свои изобретения в течение одного года (декларация 1762 г.), а также к отклонению боль­шого числа ходатайств о привилегиях.

Следующим этапом развития, как указывалось, было предоставле­ние национальных патентов. Почти одновременно Соединенные Штаты (в 1790 г.) и Франция (в 1791 г.) приняли патентные законы, осно­ванные на выдаче патентов всем изобретателям, если выполнялись определенные объективные условия. Статья 1 французского закона от 7 января 1791 г. была особенно важной: «Любое открытие или новое изобретение в любом виде производства является собственностью его автора; вследствие чего закон должен гарантировать ему всестороннее и полное пользование им в соответствии с условиями и на сроки, кото­рые будут установлены далее».

Законодатель, однако, также проявил и националистическую озабо­ченность: принятая в 1793 г. поправка к закону в США позволяла пре­доставлять патенты лишь своим гражданам; во Франции лицо, вводя­щее в использование зарубежную технику, рассматривалось наравне с подлинным изобретателем, а тот изобретатель, который получал патент на свое изобретение за рубежом после получения патента во Франции, терял право пользования французским патентом.

Новая система получила широкое распространение в течение первых десятилетий девятнадцатого века, в особенности в результате примене­ния французского права в странах, завоеванных Наполеоном. В монархи­ях, которые сохранились или были восстановлены после 1815 г., принцип привилегий сохранился, однако на практике право на патент было при­знано повсеместно. С приходом промышленной революции в другие страны произошел количественный взрыв числа патентов: в период 1815—1820 гг. США, Франция и Британия являлись единственными странами, которые выдавали более 100 патентов в год. В период между 1850 и 1854 гг. каждая из этих трех стран превзошла число 1000, а не­сколько других стран выдавали уже по нескольку сотен патентов. В то же самое время, когда происходило это количественное развитие, были вве­дены и качественные усовершенствования. Просто ввозившие технику перестали рассматриваться как изобретатели, была разработана концеп­ция новизны, были пересмотрены и в ряде случаев упрощены требования к форме. Почти повсюду, за исключением Соединенных Штатов, где экс-| пертиза по существу была введена уже в 1836 г., преобладала регистраци­онная система. Хотя иностранцы, как правило, были вправе получать мес­тные патенты, патентование одного и того же изобретения в нескольких странах оставалось еще редкостью, отчасти из-за отсутствия необходимо­сти и отчасти из-за сложностей процедуры, что делало множественную охрану запутанным делом с неопределенной эффективностью.

Наличие национальных патентов воспринималось, однако, как пре­пятствие на пути международной торговли. С успехом свободы торгов­ли, где пример показывала Англия, казалось, что патентная система бу­дет отменена вместе с таможенными барьерами. Однако изобретатели й ассоциировавшиеся с ними промышленники технически наиболее развитых стран в ответ на это провозгласили идею международной охраны изобретений.

Во время Всемирной выставки в Вене в 1873 г. патентный конгресс представил различные идеи по этому вопросу. В то же самое время эко­номический кризис заморозил мысль о свободе торговли и стал при­чиной неприятия любой идеи отказа от патентов. В Париже во время еще одной всемирной выставки международный конгресс начал с под­готовки решения о международной охране промышленной собственно­сти. Развитие продолжалось в 1880 г., и дипломатическая конференция в конце концов привела 20 марта 1883 г. к подписанию конвенции, уч­редившей Союз по охране промышленной собственности.

С подписания Парижской конвенции начался период интернацио­нализации промышленной собственности и, в частности, патентной си­стемы. Парижский союз создал основу, на которой было обеспечено достижение прогресса путем периодических пересмотров Конвенции в целях большего ее соответствия требованиям современности.

С самого своего создания Парижская конвенция предусматривала возможность заключения государствами-членами «особых соглаше­ний» между собой в отношении промышленной собственности. Эта возможность интенсивно использовалась, в особенности для заключе­ния Договора о патентной кооперации (РСТ) (1970; административ­ные функции выполняет ВОИС) и Европейской патентной конвенции (1973; административные функции выполняет Европейское патентное ведомство — ЕПВ). Эти специальные' соглашения дают возможность достижения прогресса в ограниченных рамках — там, где не все госу­дарства — члены Парижского союза испытывают необходимость увеличить свою вовлеченность в международные обязательства. За ис­ключением соглашений, которые основаны на географическом принци­пе, все они открыты для участия всех стран — участниц Союза.

1 июня 2000 г. на Дипломатической конференции в Женеве был принят Договор о патентном праве, который, безуслов­но, станет очень важной вехой в деле интернационализации интеллекту­альной собственности и будет способствовать развитию и гармонизации международных экономических отношений и сотрудничества.

Становлению Патентного права в России, как свидетельствуют исторические хроники, в определенной мере, послужил еще один известный исторический факт заключающиеся в следующем: в 1812 году казна Российской Империи подверглась «нападению» и внешне это выглядело вполне законно. Два иностранных предпринимателя - Герен и Энглунд подали на имя Александра I «Прошение…» о выдаче привилегии на якобы изобретённый ими новый винокуренный аппарат. Просьба их была удовлетворена, и, в результате, они получили бумагу «с орлом и росчерком царя». С этой бумагой они поехали «по городам и весям» России собирать дань с владельцев винокуренных заводов, при этом заявляя владельцам, что они, якобы, эксплуатируют конструкцию их аппарата. А так как, никто чётко не мог объяснить, что представляет собой «новый» винокуренный аппарат, в то время как все имеющиеся на заводах винокуренные устройства, буквально, «разваливались» от старости, то есть все они были значительно «старше» их нового «собрата»,то владельцам этих заводов приходилось отдавать новоявленным изобретателям часть своей прибыли от винокуренного производства. В результате, «жулики» собрали миллионы рублей, что резко уменьшило поступление налогов в государственную казну. Поэтому пришлось срочно разрабатывать законоположение о том, как в технике отличать новое от старого.

Таким образом, 17 июня 1812 в России был издан царский манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художественных ремеслах», с которого и «началось» действие Патентного права в России.