
- •Карагандинский Государственный Медицинский Университет Кафедра: До врачебной подготовки
- •На тему: Профессиональная деформация врача
- •Караганда 2010 г. Содержание
- •Введение
- •1.Синдром психического выгорания у медицинских работников
- •2.Осознаваемости синдрома выгорания
- •3.Особенности синдрома «эмоционального выгорания»
- •4.Психодинамические факторы и механизмы профессионального выгорания.
- •5.Причины, симптомы и типы сэв и методы его предотвращения
- •Заключение
- •Список используемой литературы
4.Психодинамические факторы и механизмы профессионального выгорания.
Процесс профессионализации (становления личности в профессиональной среде) протекает в двух основных направлениях – обнаружение и/или накоплении позитивных и негативных личностных изменений. К позитивным изменениям можно отнести:
1)развитие профессиональных способностей и навыков, повышающих эффективность деятельности;
2) рост самоуважения под влиянием профессиональных достижений;
3) повышение уровня и качества жизни.
В ряде случаев, под влиянием профессиональной деятельности наблюдаются кардинальные личностные изменения, в том числе устойчивая компенсация нервно-психических и личностных расстройств.
Негативное влияние профессии может проявляться в виде:
1) профессиональных заболеваний;
2) состояниях профессионального стресса;
3) девиантном поведении;
4) профессионально-личностной деформации;
5) синдроме профессионального выгорания.
Очевидно, что изучение негативных последствий профессиональной деятельности нуждается в концептуализации данного явления.
В рамках традиционного психологического и патопсихологического подхода все негативные профессиональные эффекты изучаются в контексте профессиональных стрессоров - неблагоприятных факторов, вытекающих из особенностей самой деятельности.
К профессиональным стрессорам относятся:
1) чрезмерно интенсивное общение;
2) высокая степень ответственности за других людей;
3) информационные перегрузки;
4) экстремальные ситуации с повышенным риском для жизни.
При длительном влиянии этих факторов специалисты ощущают усталость, разочарование в собственной работе и нарастание проблем в личной жизни. Признавая важность специфики самой деятельности, необходимо отметить, что традиционный феноменологический подход явно недооценивает другие аспекты проблемы – интрапсихический (личностный) и интерактивный.
В целом под профессиональным (эмоциональным) выгоранием понимают – негативные изменения в состоянии и личности человека под влиянием профессиональных стрессоров. В настоящее время различными исследователями выделяются около 100 симптомов, так или иначе связанных с данным феноменом. Чаще всего, они группируются в три группы признаков:
1) Синдром психофизиологического истощения и психосоматических нарушений;
2) Синдром редукции профессиональных достижений;
3) Синдром деперсонализации.
В результате длительного действия профессиональных стрессоров наблюдается следующая негативная динамика: хронический стресс – истощение личностных ресурсов - выгорание или профессиональная деформация личности. Таким образом, признается, что длительный профессиональный стресс может приводить к устойчивым негативным личностным изменениям, и синдром профессионального выгорания отождествляется с понятием профессиональной деформации.
Мы видим, что синдром профессионального выгорания был открыт эмпирическим путем. Он представляет собой схему, для описания негативных мотивационно-эмоциональных эффектов, проявляющихся в профессиональной деятельности. При этом указывается, что данный синдром ограничивается представителями профессий типа «человек-человек».
Принципиально важным моментом также является рассмотрение выгорания как следствия профессиональной ситуации, внешней по отношению к субъекту деятельности. По мнению К. Маслач выгорание отдельного человека больше говорит о состоянии его работы, чем о нем самом.
Такой феноменологический (описательный) подход, ориентированный на перечень формальных признаков, позволяет распознавать и дифференцировать названный феномен, не раскрывая, однако его причин и механизмов формирования.
Разрешить проблемы невозможно без использования концепции контрпереноса, которую З.Фрейд впервые предложил научному сообществу в 1910 году. Разрабатывая методику и технику психоанализа, З.Фрейд (1910, 1912, 1915, 1937) обращал внимание не только на чувства пациентов, но и на то, каким образом психотерапевтическое взаимодействия переживал сам психоаналитик.
Классическое определение «контрпереноса – как совокупности бессознательных реакций аналитика на личность анализируемого и особенно на его трансфер», отражает точку зрения Фрейда на контрперенос как фактор, негативно влияющий на качество аналитического процесса. Точно также как в переносе с самого начала Фрейд усматривал препятствие потоку свободных ассоциаций пациента, в контрпереносе он постоянно видел преграду к свободе понимания пациента психоаналитиком, приводящую по определению В. Штекеля к формированию «слепых пятен» в восприятии аналитика. Сознание аналитика рассматривается Фрейдом как «инструмент», эффективному функционированию которого препятствует контрперенос. Дидактический анализ должен устранить слепые пятна и тем самым разрешить негативные последствия контрпереноса.
П. Хайманн (1950) стала рассматривать контрперенос как явление, включающее «все чувства, которые испытывает аналитик по отношению к своему пациенту». В этом состоянии аналитик должен оказаться в состоянии сдерживать свои чувства, в то время как пациент, наоборот, «разряжается», общаясь с аналитиком. Психоаналитик должен использовать свою эмоциональную реакцию как ключ к бессознательному пациента. На основании концепции концепции проективной идентификации М. Кляйн, Хайманн пришла к выводу, что «контрперенос является не только составной частью аналитических взаимоотношений, но и творением самого пациента, частью его личности».
С точки зрения времени можно выделить три типа реакций контрпереноса: а) острые; б) длительные искажения контрпереноса, - незаметно развивающиеся и искажающие установки аналитика по отношению к пациенту; в) еще более растянутый во времени «постоянный контрперенос», который представляет собой проявление патологии характера аналитика.
Третье измерение представляет тяжесть нарушений у пациента. Чем более выражена психопатология пациента, чем глубже его регрессия, тем более всеобъемлющей будет реакция аналитика.
К вероятным условиям и механизмам перехода профессионального стресса в дистресс, выгорание и деформацию следует отнести:
1) психологический или психопатологический статус специалиста (степень нейтрализации агрессивных и сексуальных влечений терапевта)
2) профессиональную изоляцию и отсутствие супервизий
3) неблагоприятные условия и организацию труда, длииельность рабочего дня
4) низкие гонорары
5) тяжесть психопатологии пациента
6) идентичность бессознательных фантазий аналитика и пациента, приводящую к «слепым пятнам» в восприятии терапевта.