Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рачина технологии и методика обуч музыке в общ...docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.77 Mб
Скачать

Глава III

Организация певческой деятельности

Пение лучшее начало

му­зыкального воспитания.

  1. Кодай

Качество голоса является

зеркалом интеллекта

и дина­мизма личности.

д. Вильсон

Сорок лет назад урок музыки назывался «урок пения», и одной из главных задач, хотя не единственной, была зада­ча научить всех правильному, красивому пению. Это, на наш взгляд, естественно. В России пение исстари было очень рас­пространено. По мнению В. Холоповой, именно в «акапелль-ном» хоровом пении наиболее ярко и полно воплощены мело-дизм, «мелостность» — важнейшие черты стиля русской музыки. Удивительное сплетение бесконечно длящихся и пе­вучих мелодий, подголосков, сливающихся в величественное прекрасное многоголосие протяжной русской народной песни, является отражением такой мировоззренческой особенности русского народа, как широко понимаемая соборность.

К сожалению, уходит в прошлое поющая Россия, в пес­нях раскрывавшая свою душу, утверждавшая нравствен­ность, прославлявшая подвиги героев, открывавшая красоту мироздания, людей, своей Родины и наполнявшая души любовью.

Как сохранить и возродить великие традиции русского хорового пения? Ведь не секрет, что популярность хорового пения падает, а певческая культура становится уделом не­многих.

Как приобщить детей к пению, как научить их петь краси­во, правильно, так, чтобы пение доставляло удовольствие к становилось духовной потребностью? Сколько здесь про­блем, сколько написано книг, статей, очерков! Среди них рабо­ты вокалистов и хормейстеров, ученых-фониатров и физиоло­гов... Множество мнений, взглядов, методик, а мы все ищем один «рецепт» — но, увы, его нет и, вероятно, быть не может. Не создано пока еще такой чудодейственной методики, которая в руках любого грамотного музыканта-хормейстера гарантиро­вала бы безусловный успех певческого воспитания.

В течение последних сорока лет появлялись различные технологии и методики, многие из которых претендовали на исключительную истинность, но ни одна из них, пройдя проверку временем, не оказалась объективно совершенной, так как разные хормейстеры, используя данную методику, получали свой, зачастую совсем не тот, результат, которого ожидали.

До сих пор остается спорным эталон звучания детского голоса, детского хора. Особенно ясно это видно на смотрах хоров, во время обсуждения: чисто или фальшиво поет хор — это ясно всем, а вот качество звука, стилистика и яркость интерпретации!.. Здесь господствуют оценки категории «нра­вится — не нравится». Часто поэтому хоровой коллектив оценивается по чисто технологическим признакам: четыре голоса лучше, чем три, три — лучше двух и т. д. А ведь главная задача хора — во время пения творить музыку, му­зицировать! Бывает, и одноголосное пение, ярко раскрываю­щее содержание музыки, может поспорить с «крепким», но невыразительным трехголосием.

На наш взгляд, в детском хоровом искусстве сегодня проявляется опасная тенденция «технологизма». Техника, технология «вылезают» на первый план, ее видно, а это плохо. За годы работы пришлось слышать довольно много детских хоров, поющих так называемое «крепкое» много­голосие, демонстрирующих хороший уровень технической подвинутости, но оставляющих слушателей совершенно рав­нодушными, — их пение мало музыкально, в нем нет оду­хотворенности, в конце концов, в таком пении нет смысла, оно ничего не говорит слушателям. Ведь пение — это не только чисто выстроенное звучащее полотно, это живая, сию минуту рождающаяся, развивающаяся, трепетная музыкаль­ная мысль, эмоция, вызывающая в нас, слушателях, ответ­ные мысли и эмоции. Если же нет эмоциональной наполнен­ности, нет примата содержания над технологией, тогда нет пения, как вида музыкального искусства. Такое пение не воспитывает ни исполнителей, ни слушателей, так как ста­новится бездумным, механическим действием, а не работой человеческой души. Возможно, автор несколько заостряет постановку проблемы, но нельзя ведь допустить, чтобы це­лью музицирования стали его средства.

Грустному и торжествующему шествию технологизма спо­собствуют бесконечные смотры. Сколько на них уходит сил, времени! Любой ценой выполнить условия смотра! Но если хору трудно, то такая победа — любой ценой — может стать прологом к гибели хорового коллектива. Хочется громко крик­нуть: «Музыканты, остановитесь! Музыка — не спорт, здесь нужны другие формы сравнения и способы оценки».

Итак, вопросы, вопросы, вопросы... Автор прекрасно пони­мает, что «рецепта» дать не может, открытий тоже не сдела­ет. Ответы на поставленные вопросы разбросаны в исследо­ваниях в области вокала и методики вокального воспитания детей. Особенно значимы исследования Л. Абелян, О. Апраксиной, Ю. Алиева, Л. Дмитриева, Н. Гродзенской, М. Заринской, Е. Малининой, А. Менабени, Г. Перелылтейна, Т. Овчинниковой, В. Попова, П. Пономарева, В. Соколова, Г. Струве, Г. Стуловой, А. Яковлева. Наибольшее влияние на автора оказали труды А. Яковлева. Они определили направ­ление поисков.

Попробуем начать с постановки цели. Для чего мы учим детей петь в хоре? Думаю, что не для смотров, концертов и школьных праздников. Главная цель — развитие личнос­ти ребенка, развитие его эмоциональной сферы, духовности, интеллекта, развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали. В нашем педагогическом опыте пение является ведущим способом музыкальной деятельности, так как петь хочет и может практически каждый ребенок, за очень не­большим исключением.

Голос — инструмент общедоступный, поэтому певческая деятельность является в представленном опыте стержнем всей работы по музыкальному воспитанию в общеобразова­тельной школе.