
- •3. Постпозитивизм и его особенности. Фаллибилизм к. Поппера, его концепции роста науки и мира научных знаний как «третьего мира».
- •4. История науки как смена научных парадигм (т.Кун) и как конкуренция научно-исследовательских программ (и. Лакатос). Смысл концепций эволюционной эпистемологии (к. Поппер, и. Лакатос и др.).
- •6. Антропологические сдвиги в философии науки конца хх века. Знание как понимание (с. Тулмин). М. Полани о личностном характере научного знания.
- •8. Рациональность как мировоззренческая установка. Основные культурно-исторические типы рациональности.
- •10. Философия и наука. Особенности предметов их исследования, историческая взаимосвязь и «теоретическое родство» в современности. Пограничность и рефлексивность философского знания.
- •16. Особенности развития науки в России. Проблема самобытности российской науки. Русский космизм и концепция ноосферы в. И. Вернадского.
- •17. Знание в символическом мире культуры, специфика науки как знания, дискуссии об его онтологическом статусе. Идеальность знания (образов, понятий, абстракций науки) как способ его бытия в культуре.
- •18. Знание и сознание: роль языка, предметной деятельности и общения (коммуникаций) в их формировании и функционировании.
- •20. Научная теория как форма упорядочения знаний. Структура научной теории, ее идеальные объекты и законы. Ядро, периферия, эмпирический базис.
- •22. Научное знание как система. Научная картина мира. Структура научного знания и классификация наук. Социокультурные функции науки.
- •23. Методология научного познания. Уровни методологии, основные общетеоретические методы современных научных исследований.
- •25. Научное и вненаучное знание, проблемы их взаимодействия и разграничения (демаркации). Философия науки о критериях научности.
- •26. Рациональность как ценность культуры, особенности ее классического идеала. Классический и неклассический образы научной рациональности в хх веке, антропная гипотеза в современном естествознании.
- •27. Объект и субъект познания. Проблема истины в науке. Разновидности научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Классическая и неклассические концепции научной истины.
- •28. Наука как социальный институт. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Институализация науки в хх веке и проблемы государственного регулирования научной деятельностью.
- •29. Современное научное развитие в свете глобальных проблем человечества. Причины кризиса классического идеала рациональности, отчуждение как проблема философии науки.
- •30. Особенности постнеклассической науки. Антропологические сдвиги в самосознании научного сообщества. XXI век в поисках нового культурно-исторического типа рациональности.
- •31. Философия техники как область философского знания. Предмет философии техники.
- •32. Инженерная философия техники.
- •33. Гуманитарная философия техники.
- •34. Происхождение и эволюция техники в культуре. Основные концепции перспектив научно-технического развития.
- •35. Техника как система средств деятельности и ее структура. Техническая среда и техническая реальность.
- •36. Формирование и структура технических наук. Понятие и сущность технологии.
- •37. Основные исторические этапы взаимоотношения науки и техники. Научно-техническое развитие и его закономерности.
- •38. Инженерная деятельность как синтез теоретико-исследовательской и технической деятельности. Соотношение естественнонаучного и технического знания.
- •40. Проблема создания искусственного интеллекта. Виртуальная реальность как проблема философии техники.
32. Инженерная философия техники.
В истории философии техники четко прослеживаются два направления: одно занимается преимущественно самим предметным бытием техники, его всеобщими принципами и законами, а второе рассматривает главным образом вопросы общественного функционирования техники. Условно их можно обозначить как инженерную и гуманитарную философию техники, которые вполне определенно отличаются друг от друга.
Основными представителями инженерной техники являются немецкий философ Эрнест Капп – создатель самого словосочетания «философия техники», русский инженер Петр Климентьевич Энгельмейер, который ввел понятие философии техники в русскоязычный оборот, и немецкий философ Фридрих Дессауер.
Инженерная философия техники – это попытка техников и инженеров собственными усилиями выработать обобщенное знание об основаниях своей профессиональной деятельности.
Э. Капп дал систематическую и детальную разработку в своей работе, в которой орудия и оружие рассматриваются как различные виды продолжения («проекции») человеческих органов. По мнению Каппа, возникающее между орудиями и органами человека внутреннее отношение сводится к тому, что в орудии человек систематически воспроизводит себя самого. И, раз контролирующим фактором является человеческий орган, полезность и силу которого необходимо увеличить, то собственная форма орудия должна исходить из формы этого органа.
В конце ХIХ века Энгельмейер призывал к философскому исследованию и общественному применению техники по отношению к окружающему миру. Исследуя технику, он пишет: «Мы должны выработать определённую общую картину техники, в рамках которой мы анализируем, возможно, большее количество форм проявления технической деятельности…, ибо техника прослеживается уже на самой заре возникновения человеческого общества и его развития».
На ближайшее будущее Энгельмейер ставит перед собой следующие задачи: создать программу философии техники, содержащей попытки определения понятия техники, выявления и описания принципов современной техники, техники как биологического феномена, техники как антропологического феномена, роли техники в истории культуры, техники и экономики, техники и искусства, техники и этики и других социальных факторов. В целом же инженерной философии техники характерны следующие убеждения:
1. Техника есть система искусственно созданных средств и инструментов деятельности.
2. Техника ценностно нейтральна – негативные последствия возникают только от ее применения с негативными целями.
3. Развитие техники кумулятивно и направлено. Техника – единственная область культуры, очевидно реализующая идею прогресса.
4. Технические системы и комплексы обладают собственными объективными законами развития.
33. Гуманитарная философия техники.
В истории философии техники четко прослеживаются два направления: одно занимается преимущественно самим предметным бытием техники, его всеобщими принципами и законами, а второе рассматривает главным образом вопросы общественного функционирования техники. Условно их можно обозначить как инженерную и гуманитарную философию техники, которые вполне определенно отличаются друг от друга.
Классиками гуманитарной философии техники стали Карл Маркс, Карл Ясперс, Льюис Мэмфорд, Хосе Ортега-и-Гассет, Мартин Хайдеггер и Жак Эллюль.
Гуманитарная философия техники пытается осмысливать технику в гуманитарном аспекте, в ее связи со всем спектром человечески духовных ценностей и действий. Западная философия техники довольно четко осознала две проблемы: недостаточность научного и инженерного понимания техники только как инструмента или средства воздействия общества на природу и противоречие между культурным и техническим прогрессом, отчуждение научно-технической деятельности и его продуктов от человека и общества.
Экзистенциализм утверждал что техника – это не только целые индустриальные страны с задымленными мегаполисами но и сокровенная жизнь человека. Технизация всех сфер общественной жизни ведет к превращению человека в технологический комплекс, состоящий из технологий успеха, счастья, любви, власти, воспитания и пр. Человек подчиняется технологии отношений, утрачивается восприятие мира с помощью органов чувств, углубляет отвлеченное отношение к реальности. Влияние психотехники представляет большую угрозу идентичности личности. Технический прогресс не сопровождается общественным. Понятие прогресса применимо к технике, но не применимо к истории общества.
Н.А. Бердяев считает, что человечество стоит перед основным парадоксом: без техники невозможна культура, с нею связано самое возникновение культуры, и окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели. В культуре всегда есть два элемента – элемент технический и элемент природно-органический. И окончательная победа элемента технического над элементом природно-органическим означает перерождение культуры во что-то иное, на культуру уже не похожее. Романтизм есть реакция природно-органического элемента культуры против технического его элемента. Поскольку романтизм восстает против классического сознания, оно восстает против преобладания технической формы над природной. Техническая эпоха требует от человека фабрикации продуктов, и при том в наибольшем количестве при наименьшей затрате сил. Человек делается орудием производства продуктов. Вещь ставится выше человека. Мы это видим во всех процессах рационализации в техническую эпоху, когда человек заменяется машиной, техника заменят органически-иррациональное организованно-рациональным. Но она порождает новые иррациональные последствия в социальной жизни. Так рационализация промышленности порождает безработицу, величайшее бедствие нашего времени. Техника хочет овладеть духом и рационализировать его, превратить в автомат, поработить его. И это титаническая борьба человека и технизируемой им природы.
Немецкий философ М. Хайдеггер развивает оригинальную концепцию сущности техники как нетехнического отношения. В противоположность инструментальному воззрению на технику как на нейтральное средство, Хайдеггер доказывает, что техника лишь часть истины или откровения, что, с одной стороны, современная техника является откровением, при котором человек использует природу, не нарушая её естественного состояния, с другой – бросает ей вызов тем, что из природного материала производит тот или иной вид энергии и, не будучи зависимым от природы, накапливает и передаёт их.
Хайдеггер утверждает, что вместо того, чтобы рассматривать технику в качестве прикладной науки, точнее было бы рассматривать науку как теоретическую технику. По его мнению, «за спиной» или на «изнанке» современной техники в качестве способности открытия стоит нечто, что полагает мир и бросает ему вызов. Это нечто Хайдеггер называет Gestell, который означает, проще говоря – техническое отношение к миру. И, наконец, причина возникновения современной техники – вовсе не потребности человека. Сущность современной техники ставит человека на путь открытий, благодаря чему реальное всюду, где с ним сталкивается человек.
Американский философ Л. Мэмфорд в 1930 году опубликовал небольшую статью, в которой доказывал, что машину следует рассматривать в аспекте «её психологического, так и практического, происхождения» и оценивать в эстетических терминах в такой же мере, как и в технических. Мэмфорд утверждает, что техника в том узком смысле, в каком она выступает как изготовление орудий и их применение, не была главной движущей силой развития человечества и даже самой техники. Все технические достижения человека «меньше всего имеют своей целью увеличение количества продуктов питания или контроль над природой; они скорее направлены на использование неизмеримых внутренних органических ресурсов человека, на более адекватную реализацию его вне органических потребностей и стремлений». Для Мэмфорда человек есть «прежде всего, само себя созидающее, само себя преодолевающее, само себя проектирующее животное существо. На основе такой антропологии Мэмфорд устанавливает различие между основными типами техники: политехникой и монотехникой. Политехника, или биотехника – это тот вид техники, который находится в гармонии с многообразными потребностями и устремлениями жизни и функционирует как бы в демократической манере при реализации самых разнообразных человеческих потенций. Монотехника, или авторитарная техника, «базируется на научную интелегенцию и квантифицированное производство и ориентировано главным образом на экономическую экспансию, материальное насыщение и военное превосходство, короче говоря – власть.