
- •3. Постпозитивизм и его особенности. Фаллибилизм к. Поппера, его концепции роста науки и мира научных знаний как «третьего мира».
- •4. История науки как смена научных парадигм (т.Кун) и как конкуренция научно-исследовательских программ (и. Лакатос). Смысл концепций эволюционной эпистемологии (к. Поппер, и. Лакатос и др.).
- •6. Антропологические сдвиги в философии науки конца хх века. Знание как понимание (с. Тулмин). М. Полани о личностном характере научного знания.
- •8. Рациональность как мировоззренческая установка. Основные культурно-исторические типы рациональности.
- •10. Философия и наука. Особенности предметов их исследования, историческая взаимосвязь и «теоретическое родство» в современности. Пограничность и рефлексивность философского знания.
- •16. Особенности развития науки в России. Проблема самобытности российской науки. Русский космизм и концепция ноосферы в. И. Вернадского.
- •17. Знание в символическом мире культуры, специфика науки как знания, дискуссии об его онтологическом статусе. Идеальность знания (образов, понятий, абстракций науки) как способ его бытия в культуре.
- •18. Знание и сознание: роль языка, предметной деятельности и общения (коммуникаций) в их формировании и функционировании.
- •20. Научная теория как форма упорядочения знаний. Структура научной теории, ее идеальные объекты и законы. Ядро, периферия, эмпирический базис.
- •22. Научное знание как система. Научная картина мира. Структура научного знания и классификация наук. Социокультурные функции науки.
- •23. Методология научного познания. Уровни методологии, основные общетеоретические методы современных научных исследований.
- •25. Научное и вненаучное знание, проблемы их взаимодействия и разграничения (демаркации). Философия науки о критериях научности.
- •26. Рациональность как ценность культуры, особенности ее классического идеала. Классический и неклассический образы научной рациональности в хх веке, антропная гипотеза в современном естествознании.
- •27. Объект и субъект познания. Проблема истины в науке. Разновидности научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Классическая и неклассические концепции научной истины.
- •28. Наука как социальный институт. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Институализация науки в хх веке и проблемы государственного регулирования научной деятельностью.
- •29. Современное научное развитие в свете глобальных проблем человечества. Причины кризиса классического идеала рациональности, отчуждение как проблема философии науки.
- •30. Особенности постнеклассической науки. Антропологические сдвиги в самосознании научного сообщества. XXI век в поисках нового культурно-исторического типа рациональности.
- •31. Философия техники как область философского знания. Предмет философии техники.
- •32. Инженерная философия техники.
- •33. Гуманитарная философия техники.
- •34. Происхождение и эволюция техники в культуре. Основные концепции перспектив научно-технического развития.
- •35. Техника как система средств деятельности и ее структура. Техническая среда и техническая реальность.
- •36. Формирование и структура технических наук. Понятие и сущность технологии.
- •37. Основные исторические этапы взаимоотношения науки и техники. Научно-техническое развитие и его закономерности.
- •38. Инженерная деятельность как синтез теоретико-исследовательской и технической деятельности. Соотношение естественнонаучного и технического знания.
- •40. Проблема создания искусственного интеллекта. Виртуальная реальность как проблема философии техники.
25. Научное и вненаучное знание, проблемы их взаимодействия и разграничения (демаркации). Философия науки о критериях научности.
Научное образование сталкивается с вопросами соотношения научного и вненаучного знания. Вненаучное: донаучное, преднаучное, художественное и религиозное. Если донаучное основано преимущественно на эзотеризме и интуиции, то преднаучное – главным образом на дотеоретических формах обобщения опыта и передаче его в виде умений и навыков будущим поколениям. Вместе они составили основание так называемой «житейской мудрости», или обыденного сознания, ассоциирующегося со здравым смыслом людей. В современности донаучное знание предстает либо как девиантное (маргинальное, остающееся в стороне от развития научной мысли), либо как паранормальное (стремящееся соблюсти формы научности, но параллельное науке знание, к которому можно отнести весь массив современной эниологии: уфологию, экстрасенсорику, концепции полтергейста, левитации и т.п.). Иногда первое пересекается со вторым, и их трудно различить. Многие считают все это псевдознанием. Но, подобно тому, как это имеет место с проблемой вечного двигателя, многие члены научного сообщества всерьез увлекаются вненаучными идеями, справедливо полагая, что в будущем часть этих идей может войти в орбиту самого серьезного научного поиска.
Среди побудительных мотивов, поддерживающих существование вненаучного знания рассмотренного выше типа, – надежда найти чудодейственные способы решения научных проблем. Человек жаждет чудес вроде препарата, излечивающего от всех болезней (панацеи); способа получения пищи из неорганических веществ; рецепта философского камня, эликсира бессмертия и точного предсказания судьбы. Известно, что в этом – истоки алхимии и астрологии, ставших основанием многих последующих исследований в химии и астрономии соответственно.
Художественное знание основано на образно-эмоциональном восприятии и по некоторым свойствам ближе к мифу. Религиозное знание (символы, таинства, то, что основано на постулатах и догматах веры и откровения).
В отличие от вненаучного, научное знание в процессе своего становления поднимается до уровня объяснения фактов, осмысления их в системе понятий данной науки, включается в состав теории. Оно добывается с помощью специфической научной деятельности, включающей достижение понимания как чувства, что найдено удовлетворительное объяснение круга наблюдаемых явлений, строгую логику доказательства и экспериментальную проверяемость утверждений теории. Кроме того, разработаны требования к научной теории, они же критерии научности, из которых приведу следующие.
1) Логическая единственность. Ввел А. Эйнштейн как требование полноты описания при условии минимизации логически взаимосвязанных понятий и «произвольно установленных соотношений между ними (основных законов и аксиом)».
2) Непротиворечивость. В научной теории не допускается совмещение логически несовместимых, противоречащих одно другому суждений. Следует отметить, что с точки зрения этого требования, первое (единственности и полноты) никогда не может быть выполнено целиком. Это вытекает из теоремы Геделя о неполноте. Точнее поэтому говорить не о полноте, а о необходимости и достаточности данного описания для достижения понимания изучаемых явлений, входящих в сферу теории.
3) Целостность (системность) и внутренняя согласованность (когерентность) высказываний теории, включая процедуры введения и выведения терминов, их связывания в суждения.
4) Доказательность, обоснованность входящих в теорию положений, включая достижение возможного максимума подтверждающих теорию и эмпирически проверяемых следствий.
5) Максимальная, в сравнении с конкурирующими теориями, ее объяснительная и предсказательная сила, при том, что структура объяснения и предсказания однородны.