Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сухомлинова Д.С. ВКР.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
866.77 Кб
Скачать
    1. Позиция Китая по вопросам интеллектуальной собственности в Доха-Раунде.

Дохийский раунд переговоров в рамках ВТО – своего рода веха в развитии Организации. Впервые за ее историю развивающиеся страны выступили с единой позицией и заявили о своем желании принимать активное участие в формировании общей политики Организации. Это была попытка восстановить нарушенный баланс сил, который до этого существовал в Организации, и помочь развивающимся странам получить некоторые преференции в различных сферах. За такую роль развивающихся стран в этих переговорах Дохийский Раунд также называют Раундом развития. Для нас большой интерес представляет тот факт, что особое значение в ходе данного Раунда переговоров было уделено вопросам интеллектуальной собственности и внесению поправок в ТРИПС, что было также инициировано развивающимися странами. Отдельную роль в позиции развивающихся стран сыграл и Китай.

Основной темой для обсуждений, поднятой развивающимися странами, стала проблема патентов на медицинские препараты73. Большие споры разгорались в последнее время вокруг проблемы здравоохранения в развивающихся странах и невозможности ряда стран позволить себе дорогостоящие вакцины от эпидемий. Основной причиной считаются необоснованно завышенные цены запатентованных лекарственных препаратов. Так, например, 150 Mg лекарства Флуканозол, применяемого для ВИЧ-больных, стоит 55$ в Индии, где у данного препарата нет патентной защиты, в то время как на Филиппинах он стоит 697$, а в Индонезии703$, где данный препарат запатентован. Аналогично дело обстоит и с препаратом AZT, чья цена составляет 48$ в Индии и 239$ в США по тем же причинам74. Нет необходимости объяснять, что в таких условиях развивающиеся страны стараются изо всех сил использовать имеющиеся у них конкурентные преимущества, в то время как развитые страны подают многочисленные иски против таких случаев.

Принимая во внимание все вышесказанное, в ходе переговоров в рамках Дохийского Раунда развивающиеся страны объединились с целью ослабления степени защиты прав интеллектуальной собственности в отношении медикаментов в рамках соглашения ТРИПС. Реальным результатом переговоров по данному вопросу стала Декларация о Соглашении по ТРИПС и общественному здравоохранению, принятая в 2001 году, что считается одним из реальных юридических усовершенствований Дохийского Раунда75. Данная Декларация смягчает требования к обстоятельствам, в которых стране-члену позволено прибегать к процедуре принудительного лицензирования. Декларация признает «право каждого члена выдавать принудительные лицензии и определять основания к такому действию»76. Также в Декларации оговаривается «право страны самостоятельно определять, что является экстренным случаем, а также обстоятельством, подвергающим угрозе здоровье и благополучие населения страны, включая случаи ВИЧ-инфекций, туберкулеза, малярии и других эпидемий, которые также относятся к экстренным случаям»77. Несмотря на то, что такие поправки являются смягчением предыдущего законодательства, возникает вопрос об асимметричности выгод от такого решения. Не все развивающиеся страны имеют внутренний потенциал для самостоятельного производства лекарственных препаратов, что, в свою очередь, снижает их выгоду от такого исхода.

В связи с вышеизложенной ситуацией в ходе переговоров возник вопрос о дальнейшем смягчении ТРИПС, что позволило бы странам, которые не могут себе позволить внутристрановое производство медикаментов, также получить преимущества от данной системы78. Иногда это еще называют 6 Параграфом, так как именно этому посвящен пункт 6 Декларации о Соглашении по ТРИПС и общественному здравоохранению. Данную проблему решили официально в августе 2003 года, когда члены ВТО согласились на официальные изменения законодательства. Данные изменения позволили странам, которые не в состоянии производить своими силами лекарственные препараты, упростить систему импорта более дешевых дженериков, которые были произведены с использование принудительных лицензий. Официально было сделано 3 изъятия из правил: «Любой член ВТО может экспортировать дженерики, произведенные с использованием принудительных лицензий, если того требуют нужды страны-импортера. Страна-импортер не обязана повторно выплачивать вознаграждение патентообладателю, так как это уже сделал экспортер. С развивающихся и наименее развитых стран сняты ограничения на экспорт фармацевтической продукции внутри региональных соглашений, что позволяет им воспользоваться экономией от масштаба»79. Однако, не смотря на достигнутую договоренность, данные меры являются временными. В 2005 году было принято решение сделать данную поправку к соглашению ТРИПС, она будет принята, когда хотя бы 2/3 членов примут ее.

Помимо вышеперечисленного, в ходе Дохийского Раунда также была достигнута договоренность отложить сроки вступления в силу ТРИПС в отношении медикаментов в наименее развитых странах еще на 10 лет, тем самым отодвинув срок до января 2016 года80.

Дохийский раунд показал, насколько гибким является соглашение ТРИПС и как развивающиеся страны смогли воспользоваться этим фактом, чтобы добиться преимуществ по интересующим их вопросам. Однако особое внимание среди развивающихся стран уделялось роли Китая. Дохийский Раунд стал первым раундом торговых переговоров, где Китай смог участвовать в качестве члена ВТО. Изначально от Китая ожидали исполнения роли нового азиатского лидера, который бы смог помочь достигнуть договоренностей по ряду вопросов81. Позиционирование себя как развивающейся страны, но одновременно обладание потенциалом и экономической мощью развитой страны давало Китаю шанс занять совершенно уникальную позицию медиатора между развитым и развивающимся миром. Поэтому неудивительно, что несколько раз, когда переговоры заходили в тупик, председатель ВТО Паскаль Лами или представители США отправлялись в Пекин, чтобы при помощи Китая найти способы достижения компромисса с развивающимися странами82. Несмотря на это, роль Китая в переговорах оказалась неоднозначной. Вопреки ожиданиям большинства Китай не стал лидирующей силой развивающегося мира, хотя и сыграл роль ускорителя переговорных процессов. Особенно это удалось Китаю в период кооперации с развивающимися странами Группы 2083.

В отношении вопросов, связанных с защитой интеллектуальной собственности, Китай полностью выступил на стороне развивающихся сран. Так, в своем заявлении Китай отметил, что «целями нового многостороннего соглашения должны быть, во-первых, инициация построения нового международного экономического порядка, который был бы справедливым, обоснованным и продуманным. Во-вторых, содействие экономической, торговой и инвестиционной помощи во всем мире. В-третьих, достижение баланса между развитыми и развивающимися странами»84. Поддерживая развивающиеся страны, Китай также неоднократно подчеркивал, что «новый раунд переговоров должен гарантировать полное и эффективное участие развивающихся стран в переговорах, а также гарантировать, что итоговое решение будет учитывать интересы всех сторон»85.

Несмотря на такую видимую жесткость своей позиции, Китай проявлял большую гибкость по данному вопросу с целью наибольшей выгоды для своей стороны. Как уже обсуждалось в предыдущей главе данной работы, Китай считается страной повышенного риска, когда речь заходит о вопросах интеллектуальной собственности. Поэтому возможность участвовать в формировании новой международной позиции и принимать решения по данному вопросу было для Китая важным знаком того, что, наконец, с его мнением считаются на международной арене. Китай прекрасно понимал, что помимо послаблений в сфере медикаментов в будущем вряд ли будут достигнуты другие уступки в этой сфере, поэтому данные уступки рассматриваются Китаем, да и другими развивающимися странами, как большая победа86.

То, что Китай не занял позицию лидера среди развивающихся стран, можно объяснить с точки зрения приоритета его интересов. На данном этапе экономические приоритеты стоят в Китае выше политических, поэтому Китаю было выгодно занять нелидирующую позицию, что позволило ему проявлять гибкость в ряде вопросов. Кроме того, не стоит забывать, что Дохийский Раунд был посвящен большому количеству вопросов, поэтому позиция лидера требовала бы от Китая представления общих интересов по всем вопросам, что в ряде случаев было Китаю невыгодно. Не стоит забывать и тот факт, что на данном этапе своего развития Китай уже является мощной державой, чьи показатели экономического развития занимают лидирующие позиции в мире, поэтому Китаю не требовалось дополнительного подтверждения своей мощи через всеобщее признание своего лидерства, как было, например, в Бандунге почти полвека назад.