
- •Партизанский главком
- •23.11.1919 Года.
- •16,19 Июля 1967 года
- •Отрядом командовал перевалов
- •Красные партизаны
- •Бой за боем
- •Смерть подождет
- •На ману
- •Подвиг паризана
- •Дочь петра ефимовича щетинкина_-в красноярске
- •Троитский бой
- •Расправа
- •Так это было
- •Мы помним вас
- •В поисках счастья
- •На новые места
- •Среди тайги и болот
- •На верном пути
- •Накануне боев
- •Под боевые знамёна
- •15 Марта 1919 года в Граничный приехал связной от Щетинкина Павел Шпагин с приказом, в котором Северо – Латышскому отряду предписывалось прибыть в село Нагорново. На словах же Шпагин передал Скултану:
- •Во вражеском кольце
- •Чёрные дни
ВВЕДЕНИЕ
Красная Армия осенью 1919 года по всему Восточному (Сибирскому) фронту развернула наступательные операции по окончательному уничтожению войск одного из главных ставленников Ингло-Франко-Американского империализма-адмирала Колчака.
По призыву В. И. Ленина 24 августа 1919 года поднялись рабочие, крестьяне, чтобы уничтожить врага.
Под напором Красной Армии и героев-партизан армии А.Д.Кравченко, П.Е.Щетинкина колчаковцы потерпели полное поражение на Красноярской земле (Енисейская губерния). С 6 на 7 1920 года части Красной Армии и партизан вступили в города Ачинск и Красноярск. Колчак был арестован и по приговору Иркутского Революционного Комитета- расстрелян.
Материал в данных статьях, очерках, рассказах, воспоминаниях представляет интерес к тем событиям, когда в нашей местности устанавливалась Советская власть, возникали СОВДЕПы (Советы депутатов), а за тем произошел контрреволюционный мятеж Чехословацкого корпуса в Сибири, в том числе и в нашей местности.
Наступили черные дни колчаковщины. Крестьяне узнали на собственной шкуре «Новый режим колчаковщины», и тогда они повернули в сторону советской власти.
Вот об этом и рассказывает предлагаемый материал. Такие авторы очерков, статей, рассказов, как преподаватель истории Симоновской восьмилетней школы И.Е.Антонов в своих рассказах - «За землю, за волю», «Отрядом командовал Перевалов», «Не покоренный район» использует материал Ачинского государственного архивного музея и Красноярского.
Если он привлекает материал из воспоминаний партизан, участников событий, то непременно из разных источников, затем делает сравнения и приходит к истине.
Сотрудники Ачинского архивного музея, А.Ефимов в своих очерках использует архивные документы- «Человек из песни», «Про нашего замечательного земляка П.Е.Щетинкина». Исторический материал из историй нашего района, собранный и обработанный Е.Н.Вороновым, А.А.Мужевым, А.Я.Быковым. В рассказах, повестях -
«В поисках счастья», «На берегах Улуйки», «За власть Советов» заставляет задуматься в достоверности исторических фактов, событий, имен. За 50 прошедших лет многое забылось, ушло из памяти, что-то вспоминается отдельными отрывками не вполне полной и яркой формой. Вот приведу один из примеров: В повести Ефима Воронова в соавторстве с Ф.Б.Мавлиным «За власть Советов» говориться, что партизаны одержали победу под Троицком, в другом же очерке А.Я.Быкова «На берегах Улуйки» говориться, что партизаны отступили ввиду полного превосходства колчаковских отрядов. В бою под Троицком были незначительные потери партизан, и партизаны действительно были вынуждены отступить.
В общем целом материал интересен, необходим для изучения в школах района с целью патриотического воспитания учащихся, расширения их кругозора-знаний.
Материал рекомендуется изучать в исторических кружках, во внеклассной работе.
Использовать отдельные моменты на уроках истории, при прохождении тем «О партизанском движении в период гражданской войны».
Преподаватель истории
Большеулуйской средней
школы – С.СМЕРДИН.
Партизанский главком
«Красная звезда»,8,18 января 1967г.
Александр Диомидович Кравченко широко известен как один из зачинателей партизанского движения в Сибири. Под водительством талантливого главкома партизаны наносили чувствительные удары колчаковской армии, громили интервентов, в смертельных схватках защищали Советскую власть в Сибири.
Образ военачальника, как видного руководителя партизанскими силами, можно проследить и по отзывам неприятеля. Мы решили опубликовать несколько документов тех лет, как яркие штрихи из биографии партизанского главкома.
Первое донесение о тревожном положении среди крестьян, особенно Перовской и Вершинорыбинской волости Канского уезда, где «большевизм пустил глубокие корни», а также концентрации «большевиков» из военнопленных, бежавших из Красноярска вверх по Енисею», колчаковским командированием было сделано 28 августа 1918 года.
В конце этого же года енисейский губернский комиссар Троицкий в рапорте омскому «министру внутренних дел писал: «Доношу вам, господин министр, что движение в Красноярском уезде, в Степно-Баджейской волости, за рекой Маной, началось в первой половине декабря месяца….. Я не могу пока ещё уяснить условий, в силу коих так было мало надзора за Степно-Баджейским районам…»
Колчаковский комиссар схватился поздно. Силы красных партизан к этому времени были уже внушительны. В телеграмме из Красноярска в три адреса: Иркутск-комкору вост.сиб. Омск- в ставку верхового правителя и Владивосток-генералу Романовскому, читаем:
« Между станциями Клюквенная и Канск есть большое село Рыбное, которое заняли большевики, чем угрожают Канску, Клюквенной и разъездам между станциями. Близ Камарчаги находится свыше тысячи большевитских штыков, один пулемёт Кольта, к нему пять лент, и пулемёт Максима, к нему шесть лент. Командует мятежниками прапорщик Кравченко, окончившись университет, говорят человек талантливый…»
И уже 5 января 1919 года «ввиду неумения полковника Петухова руководить действиями и координировать», руководителем «подразделения восстановления» назначается генерал-майор Афанасьев. Но и «храбрый генерал», как характеризовали Афанасьева в колчаковской армии ничего не смог поделать. Об этом красноречиво говорят бои в Талой и Кое, где колчаковцы получили неравный убедительный урок. Вот один из докладов: «Бои в деревне Кой еще более характеризуют отряды Кравченко, как серьёзного противника, с которым не приходиться бороться полумерами…
В записке генерала из Клюквенной есть такие строки : «Взятый на разведке, раненный красный сообщил: общая численность отряда красных 1000, из них 800 вооруженных винтовками разных систем.
Власть добровольцев… Кормят хорошо, жалование не платят. Разбиты по ротам в 80 человек. Главком-Кравченко…»
И генерал телеграфирует командующему войсками: «Восстановления разрастаются в разных уездах. Затяжной характер ликвидации ежедневно увеличивает силы красных. Присланному батальону бывших красных (капитана Решетина) серьёзных задач поручить не решаюсь…»
А партизанская разведка не дремала. Вот тогда-то и появилось знаменитое «Письмо командующего армией Кравченко капитану Решетину» Приводим полностью.
«М.Г. господин капитан Решетин!»
Прошу принять к сведению следующее: Вы ведете войну не с красноармейцами, а с армией восставших крестьян за свою поруганную честь и свободу, добытую миллионами ведер человеческой крови, пролитой в войну с Германией. Неужели вы, доживший до чина капитана, не можете понять, что колесо истории не в силах остановить,- оно беспощадно давит всех попадающих под него. Когда вода прорывает плотину, она несется со страшной, неудержимой силой и всё опрокидывает на своём пути; так как и наше крестьянское движение,- оно так же сильно и неудержимо, наша армия сильна духом и верой в своё правое, святое дело освобождения от насилия самодержавия кучки капиталистов, которые покупают за деньги честь и жизнь и совесть людей, быть может, полезных человечеству, но идущих за деньги на преждевременную смерть. Вы, как взрослый человек, должны понять, о чём я говорю Вам; думаю, что Вы не отнесетесь к моему письму, как фанфарон или человек, с предубеждением относящийся ко мне, как к какому-то разбойнику. Моё письмо является Вам предупреждением, предлагаю Вам ознакомить всех, кто не понимает, с кем воюют организовавшиеся десятки тысяч крестьян, с моим письмом. Предлагаю Вам, пока не поздно, уйти с нашей дороги и увести с собой других офицеров- своим уходом вы уменьшаете проливающуюся братскую кровь.
_______________________________
Как стало известно позже, капитан Решетин-один из офицеров, примкнувших к восстанию против Колчака в декабре 1919 года. Командовал отрядом в предместье города Иркутска.
Х Х Х
Предупреждаю, если Вы отнесётесь к письму без должного внимания и не выполните моей просьбы, заявителю: не будет никому из вас пощады, наш красный террор будет ответом на ваш белый террор, который вы проявляете и применяете к мирным жителям. Предлагаю прекратить грабёж по деревням; если только услышу, что ваши солдаты издеваются над мирными жителями, то все ваши сторонники будут уничтожены с корнем. Что же касается меня лично, кто я ,если Вы не знаете,- я Вас познакомлю: по образованию я агроном, душой и телом сросшиеся со своим трудовым классом, как военный-15 лет прапорщик в запасе, 3 года войны, не по своей вине, был комендантом станции Ачинск и заведующим прод.пунктом. Ложная газетная записка обо мне - неправильна. Наведите справки за 17 год (июль-август)по приказам коменданта ст.Томск-1,где Вы найдёте отзыв, каковой желал бы иметь и Вам. Пока до свидания, жду от Вас ответа, прошу подателя письма не задерживать и не применять никаких репрессий. Если пошлёте своего посланного, будьте уверены, что мы отпустим его без всяких, даже если бы Вы были бы в безопасности.
Главнокомандующий всеми силами крестьянской армии.
Кравченко,