
- •Факсимильная подпись ф.Я.Гарднера Содержание
- •II Глава Обнаженная натура в фарфоровой пластике: от Венус к «голышкам»
- •2 Игры и забавы
- •1 Фигуры по гравюрам журнала «Волшебный фонарь»
- •2 Уличные разносчики и ремесленники
- •1 Фигуры других заводов, выполненные по образцам пластики Гарднера
- •Ольга Соснина
- •Глава 1 Пасторали
- •Галантные сюжеты
- •Глава 2 Обнаженная натура…
- •Литературные персонажи
- •Гротеск
- •Волшебный фонарь
- •7 Глава Анималистика
- •8 Глава. Интерьер
Глава 2 Обнаженная натура…
Обнаженная за туалетом
№№077, 115, 597, 324
Традиционная для скульптуры тема обнаженной натуры получает в фарфоре середины 19 века жанровое решение. Изящные, иногда забавные и даже трогательные в своей неуклюжести фарфоровые дамы в дезабийе окружены выразительными бытовыми деталями и заняты сугубо интимным делом – туалетом, мытьем, натягиванием чулок, стрижкой ногтей или вылавливанием блох (так называемые «блошницы»). Скромность потупленных взоров фарфоровых красавиц обманчива, они словно не подозревают о присутствии наблюдателя. Мотив одевания и раздевания превращает фигурки полуобнаженных женщин в соблазнительных «голышек», как их называли в начале 20 века.
№210 Автор «нескромных» сюжетов в русской графике 1850-1860-х годов, художник А. Лебедев, создает обширный цикл соблазнительных графических «голышек» своего времени, очень близкий по своим сюжетным мотивам к фарфоровым фигуркам Гарднера – дамы в будуаре, полуобнаженные цирковые артистки и балерины.
091, 301,202, 094
Обнаженные фигурки середины 19 века, ласково называемые в русском просторечье “нюшками” от французского слова “nu», с их одомашненной классичностью и вполне пристойной наготой постепенно уступают место почти гротескным мотивам в изображении обнаженной натуры.
В графике и фарфоровой пластике, как и в юмористических рассказах русских беллетристов того времени, возникает мотив “подсматривания”. Таков сюжет рисунка А.Лебедева, иронично названного “Наяды”. Недвусмысленные манипуляции с “раздеванием” предлагает и известная фигурка с сюрпризом завода Гарднера конца 19 века. Если спящая фарфоровая красавица середины века еще полна целомудренного очарования, то “голышка” со съемным фарфоровым одеяльцем скорее похожа на забавный эротический кунштюк в духе немецких статуэток.
601 и 068
Салонная красота «Обнаженной со змеей» была вполне уместна в салонах и будуарах столичных гостиных. Для современников она, разумеется, была «Клеопатрой», что придавало статуэтке особую притягательность. Действительно, среди женских образов легендарно-исторической античности в искусстве ХVIII - XIX века египетская царица уступала по популярности лишь мифической Психее. Эпизоды из ее жизни запечатлены в живописных полотнах разного жанра и художественного достоинства: от безымянных гравюрных картинок "Смерть Клеопатры" до прославленных полотен Тьеполо, от назидательных аллегорий до неотразимой роковой "Клеопатры Невы" эпохи романтизма.
«Офицерские» сюжеты
128-129 Рискованные мотивы и натуральность раскраски некоторых фигурок, прозванных «маркитанками» или «офицерскими» сюжетами, возможно повторяли образцы «бульварных» печатных картинок того времени.
№554 В середине века, отвечая вкусам "городского обывателя", в жанре “nu“ появляется довольно много лубочных фигурок фривольного толка – обнаженная в ванне, стригущая ногти или откровенно позирующая «дама с муфтой». Вслед за Гарднером их начинают выпускать на фабрике Сафронова и на «крестьянских» заводах Гжели (Попихина, Анохина и др.). Возможно, интерес к ним объясняется активно развивающейся торговлей с восточным рынком, где этот «фарфоровый товар», по свидетельству антикваров начала 20 века, был популярен.
Детские сюжеты
Каждый из жанров фарфоровой пластики имеет собственную динамику развития. В отдельные периоды некоторые из них временно отступают на второй план, затем, спустя десятилетия, появляются вновь в преображенном виде. Примером тому могут служить детские фигурки завода Гарднера. Весьма распространенные в XVIII веке и почти забытые в пластике ампира, в середине и особенно во второй половине XIX столетия они приобретают особую популярность.
Детские образы, как известно, пользовались особой любовью в искусстве рококо и раннего классицизма. Вслед за «детьми» Пигаля, Рускони и Буше в живописи и скульптуре XVIII столетия появляются многочисленные детские изображения в фарфоре в виде путти, или «путят», как называли их в России. Представленные обнаженными или одетыми в маскарадные костюмы, резвящимися или сентиментально грустящими, они соединялись в различные серии: шуточно-гротесковые, аллегорические в виде детей-садовников, олицетворяющих четыре природные стихии, или жанрово-бытовые.
Среди ранних фигурок завода Гарднера 1770 - 1780 гг. известны фигурки резвящихся детей с виноградными гроздями в руках, сидящих на бочке с вином или путти, играющих с козлом. Последняя композиция являлась вариацией известного мифологического сюжета на тему "Детской вакханалии" в западноевропейской живописи того времени. «Куклы с козлом», как они назывались современниками, не раз повторялись и даже «одевались» в русские костюмы - косоворотки, расписанные в цветной горошек.
В середине XIX века детей, как правило, изображают в костюмах XVIII столетия. Сходные с немецкими образцами, они выпускались не только на заводе Гарднера, но и на конкурирующем с ним заводе А. Попова, поэтому на обеих фабриках довольно часто использовались одни и те же образцы.
Маленькие деревенские ребятишки в композициях 1860-1880-х гг., пришедшие на смену резвящимся путти и костюмированным героям, с одной стороны были данью «натуральному направлению» и крестьянской теме в отечественном искусстве того времени. С другой стороны, эта тема в гарднеровской пластике обладает «органичностью» скульптурного решения, живостью образов и достаточно свободна от предписаний моды или скульптурного канона академизма. Резвящиеся детишки, катающие яйца на Пасху и меряющиеся силой, отдыхающие грибники, или играющая в тряпичные куколки девочка созданы мастерами-лепщиками Вербилок по близким и понятным для них сюжетам. Может быть поэтому они значительно ближе к «простонародной правде жизни», к которой призывали передвижники, чем знаменитые скульптуры академика Ф.Каменского «Первый шаг» и «Девочка, ходившая за грибами» 1860-1870-х гг.