
Сухой закон: история о том, как алкоголю удавалось «выходить сухим из воды»
Знаменитый cухой закон, времена которого стали поводом для многочисленных анекдотов и баек, был принят в мае 1985 года Указом «О мерах по преодолению пьянства» (имеет множество формулировок в разных источниках). Согласно ему, закрывалось большинство точек по продаже алкоголя, а те, что имели право на реализацию спиртосодержащей жидкости, работали в сокращенном режиме — обычно с 14.00 до 19.00. И люди отпрашивались с работы, студенты прогуливали занятия, чтобы занять очереди и получить на руки хотя бы 1 бутылку водки.
Кроме этого, запрещалось распитие любого алкоголя в общественных местах и поездах дальнего следования, было решено закрыть множество рюмочных. Кстати говоря, последнее крайне негативно сказывалось на населении: раньше умница-работник станка торопился домой, забегал в питейное заведение, пропускал рюмочку-другую и на этом успокаивался. Теперь, если и была в его распоряжении емкость с хмельной жидкостью, то дома в неторопливой обстановке за кухонной полемикой он запросто мог за вечер незаметно для себя употребить все до последней капли.
Сухой закон предоставил огромное поле для деятельности мелким подпольным цехам, производивших некачественное спиртное и самогон. Общество не пренебрегало лосьонами и одеколонами, которые ждали их на прилавках аптек. Наверное несложно догадаться, что все это приводило к массовому отравлению людей, а нередко — к летальному исходу.
Конечно положительные тенденции от действия cухого закона тоже имелись: на 37% сократилась смертность; наблюдался настоящий беби-бум — в 1987 году родилось на 600 тысяч малышей больше, чем за предыдущий год. Однако каким-то однобоким по сути оказался регламент государственного проекта: полнейший запрет сопровождался агитацией за здоровый образ жизни и трезвый взгляд в светлое будущее. Но этого было недостаточно в сравнении с тем, как виртуозно массовая истерия запрета влияла на сознание людей.
Не стоит забывать и о принудительности участия в программе по оздоровлению нации от зеленого змия: вырубались целые плантации виноградника, многие сорта которого оказались навсегда утеряны. Нежелание идти с топором на собственный сад, годами выращиваемый невероятными усилиями, могло обернуться для «бунтерей» тюремным сроком до 15 лет.
Сухой закон оказался бездушным, направленным исключительно на показательную корректировку определенных статистических данных.
Новые программы — новые надежды: современный этап борьбы с алкоголизмом
Что было в начале 1990-ых многие помнят: это времена известной разрухи, дефицита абсолютно всех наименований продуктовой лавки. Впервые, со времен Великой Отечественной Войны, русский народ почувствовал себя брошенным и никому не нужным. Передел власти, повальное закрытие крупнейших, некогда перспективных заводов и целых отраслей и резкое изменение привычного быта привели к тому, что миллионы людей оставались без работы и тихо ждали участи в своих домах. Сказать, что люди начали сильно пить — не сказать ничего. Это был сильнейший национальный стресс, который уничтожал представителей сразу нескольких поколений.
Приход на русские земли демократии дал развитие частным заводам по производству и реализации алкоголя. В настоящий момент на витринах магазинов горделиво выстроились банки и бутылки с доступным спиртным, что должно было притупить интерес к нему. Однако отголоски многих антиалкогольных экспериментов отразились на духовном состоянии граждан. Пьют часто, пьют помногу, пьют взрослые и юные школьники.
В последние годы государство всячески пытается развивать борьбу с алкоголизмом. Только за этот год было принято несколько весомых поправок в уже существующие законы. Они содержат явный намек на «сухость»: например, введены запреты на продажу крепкого алкоголя в ночное время суток. Однако успех этих мероприятий кроется в грамотной социальной политике и, как вариант, — внедрении обновленной карательной системы по отношению не только к юридическим лицам, но и непосредственно продавцам, которые в попытках повысить прибыль торговой точки не скупятся делать ставки ценой в собственную свободу.