Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
+++МЕТОДИЧКА111 МОСТОВОЙ Т.Д.правленная.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
813.06 Кб
Скачать

Тема 3. Психологические особенности наркотической личности

Основные понятия: наркозависимая личность, деформация личности наркомана.

Содержание

  1. Проблема формирования зависимой личности.

  1. Наркозависимая личность.

  2. Деформация личности в динамике развития наркотической зависимости.

1. Проблема формирования зависимой личности.

Роль личности в формировании и развитии наркотической зависимости неоднозначна. С одной стороны, изучается личностный преморбид наркозависимого с целью выявления роли личностных аномалий (психопатий) и непатологических особенностей (акцентуаций характера). С другой стороны, течение наркотической зависимости сопровождается специфическими личностными деформациям. При этом взаимосвязь между особенностями личности и развитием наркозависимости рассматривается как болезненные проявления.

Наркозависимую личность представляют в контексте существующих типологий, через психопатии и акцентуации характера. Выделяют в основном крайние проявления и, как правило, отрицательные. Среди конституциональных особенностей наркозависимых первое место отводится эпилептоидам, неустойчивым, циклотимным и истероидным типам акцентуаций (П. Б. Ганнушкин). Разным типам характера свойственен разный тип выбора наркотического вещества. Гипертимы проявляют особый интерес к галлюциногенам и ингаляторам, которые способны вызвать яркие, красочные фантазии. При эмоционально-лабильном типе риск употребления в целом значительно ниже. При шизоидном типе преобладает тенденция к применению опийных препаратов и гашиша. Высокий риск наркомании у эпилептоидов. (А. Е. Личко). И. М. Зиганшин [13] с соавторами выделяют шесть типов личности наркозависимых: синтонный, неустойчивый, астенический, шизоидный, эпилептоидный и истерический.

Однако развивающиеся изменения личности наркозависимого не укладывались в рамки динамики психопатии, а имеют специфический для наркомании характер.

Ученые выделяют типичный для наркотической личности набор характеристик: лживость, лень, конфликтность, игнорирование морально-этических норм в поведении, манипулятивность (Ф. Б. Березин [2]). Слабое развитие самоконтроля, неумение преодолевать трудности, эмоциональная неустойчивость (Н. Е. Завацкий). Возникает противоречие самооценки и уровня достижений (А. Е. Личко, В. С. Битенский [4], Б. С. Братусь [6], Н. Ю. Максимова [22]). Заостряются такие особенности, как возбудимость, аффективные расстройства и признаки морально-этического снижения (А. Л. Игонина, Ю. Б. Тузиков). Формируется своеобразный дефект в личности (Н. Н. Иванец [13]).

2. Наркозависимая личность.

Личность наркозависимого представляет собой сложный комплекс личностных новообразований, сформированный в процессе развития наркотической зависимости. Т. И. Букановская [7; 8], К. С. Лисецкий [17] упоминают о субличности как о новообразующейся психодинамической структуре, которая, «став достаточно сложной, стремится к независимому существованию». Наркотическая зависимость развивается за счет подавления наркоманической субличностью остальных структур личности и, как следствие, развитие процессов личностной дезадаптации. Также выявлено, что задолго до появления клинических признаков зависимости в сфере когнитивного самосознания обнаруживаются специфические нарушения идентичности Я, а также границ Я, с отсутствием дифференцированной критики собственных возможностей [1; 3].

Изменения свойств личности в процессе формирования психической зависимости проходят три стадии [18; 19; 23]:

  • первая — разрушение исходных, предшествовавших началу употребления наркотика качеств личности,

  • вторая — формирование личности аддиктивного типа,

  • третья — деградация личности.

Возникновение и развитие феномена психической зависимости связывают с изменениями, происходящими в личности самого употребляющего [17; 24].

Употребление наркотических веществ приводит к формированию специфического «наркотического» типа личности, характерного именно для наркоманов. Мир наркозависимых — это мир мифов: «я могу уколоться только один раз», «я употребляю, когда хочу», «можно контролировать дозу», «врачи ничего не понимают в этом» X. Кохут замечал, что «наркотик служит замещением дефекта в психологической структуре» [21].

При описании личности наркозависимого мы исходили из результатов собственных исследований, которые проводились на базе центра ресоциализации наркозависимых «Возрождение» в Одесской области в течение 5 лет. Общую выборку данного исследования составили 309 человек. Из них основную экспериментальную группу составили 214 человека с диагнозом опийная наркомания I–II стадии, средний стаж употребления наркотических веществ составил 8,2 года, в возрасте от 19 до 36 лет, с ремиссией 12 суток. II группа — 38 респондентов с ремиссией от 1 до 3 лет, III группа — 12 респондентов с ремиссией больше 3 лет. Контрольную IV группу, 45 человек, составили испытуемые, не имеющие в анамнезе диагноза опийная наркомания.

В качестве основного инструментария диагностики личностных особенностей наркозависимой личности выступал многофакторный личностный опросник MMPI в модификации 4.7 БМС-1988 (компьютерная версия). Полученные результаты подверглись методам математико-статистической обработки.

Исследование динамики свойств личности при употреблении опиатов включало определение структуры личности опиатных наркоманов в рамках реабилитационого процесса, а также рассмотрение влияния выделенных свойств на формирование устойчивости к зависимому поведению. Факторная структура личности на основе MMPI позволяет обозначить те личностные характеристики и особенности ее направленности, которые, трансформировавшись под воздействием наркотического вещества, компенсируются, а также и те, на основе которых формируются новые формы и стили взаимодействия с окружающим миром и самим собой.

В целом, характеризуя личность наркозависимого на основе полной картины личностных особенностей, можно с уверенностью сказать, что наблюдается устойчивая типичность личностных сфер.

– В сфере эмоциональных состояний проявляются раздражительность, вспышки гневливости; обусловленность поведения сиюминутными эмоциями, выраженная импульсивность; эмоциональная холодность в сочетании с выраженностью эмоциональных проявлений и глубиной переживаний. Отмечается противоречивое и дисгармоничное сочетание эмоциональной лабильности с эмоциональной ригидностью, склонностью к «застреванию» на отрицательных эмоциональных переживаниях. Высокий уровень тревоги в сочетании с гиперактивностью.

Жизненная позиция — активно-обособленная. Выраженное своеобразие личности наркомана. Богатое воображение, склонность к фантазированию. Причудливость, ирреальность восприятия действительности. Уход от действительности и реальных проблем во внутренний мир, поглощенность собственными переживаниями. Стойкость интересов и увлечений. Трудность изменения жизненного стереотипа.

– В отношениях с людьми конфликтны, упрямы, ранимы, обидчивы и недоверчивы. Они чувствительны к критическому отношению окружающих, убеждены в их недоброжелательности.

– При высоком уровне общительности и стремлении к расширению круга знакомств эмоционально холодны и отгорожены, формальны, не склонны испытывать привязанности, скептичны. Под влиянием сиюминутных эмоций или обстоятельств возможно резкое полярное изменение отношения к конкретным людям: от восхищения до презрения, от любви до ненависти и т. д.

Игнорируют общепринятые социальные нормы поведения. При отсутствии застенчивости и гибкости воспринимаются напористыми, активными, прямолинейными.

Самооценка положительная или повышена, однако неустойчива. Уверены в себе. С трудом поддаются переубеждению, так как убеждены в своей правоте.

– На стресс реагируют нецеленаправленной активностью, суетливостью, растерянностью. Стресс также может вызвать усиление тревоги, уход в мир фантазий, иллюзий. Преобладают экстрапунитивные, внешнеобвиняющие реакции: гневливость, враждебность, обида, за которыми следуют дистанцирование и социальное отчуждение. Наркозависимые переоценивают свои возможности в преодолении трудностей, игнорируют информацию, занижающую их самооценку.

– Типичными защитными механизмами реагирования на стресс и фрустрацию у личности с наркотической зависимостью являются непосредственное отреагирование на поведенческом уровне, рационализация, регрессия, проекция. Строят ригидную систему доказательств своей правоты, с трудом поддающейся изменению. Объясняют свои поступки внешними причинами, обстоятельствами или понятиями, такими как «совесть», «справедливость», «порядок» и т. д. Проецируют свои нежелательные качества, мотивы поведения, проблемы на окружающих людей. Компенсируют неразрешенные личные проблемы эскапизмом, стремятся избегать реальности, погружаясь в мир мечтаний и грез.

– Наркоманы чаще мнительны в оценке своего здоровья, чем спокойны. Склонны объяснять свою отгороженность и трудности в социальных контактах соматическим нездоровьем.

– Отличаются расплывчатостью суждений, своеобразной, иногда непонятной логикой мышления. Не склонны к глубокому анализу проблем, иррационалистичны. Стиль мышления, как правило, интуитивный, с недостаточной опорой на опыт. Обладают способностью к целостному обобщению на основе минимальной информации.

Внимание неустойчиво и не фиксируется на негативных аспектах жизни. Импульсивность и поспешность в принятии решений, их недостаточная взвешенность и продуманность приводит к повторению совершенных ошибок под воздействием сиюминутных эмоций.

Ведущими потребностями являются: стремление к сохранению своей индивидуальности, потребность в независимости, свободе, активности, избавлении от каких-либо ограничений, потребность в отстаивании своей точки зрения, потребность в реализации своеобразных интересов, находящихся в стороне от социальной вовлеченности, потребность в реализации собственной импульсивности, потребность в покое и избавлении от причин, породивших тревогу.

Длительный срок ремиссии, в течение года, сглаживает психотические проявления, способствует проявлению гибкости во взаимодействии с миром и возможности конструктивного решения личностных проблем. Приводит к повышению работоспособности и жизненного тонуса, интеллектуальной продуктивности, поведение утрачивает своеобразные черты и становится адекватным, претерпевает изменения отношения к жизни, отношение к людям, отношение к обществу, повышаются умения и навыки работать в группе. Однако все еще сохраняется риск возврата к приему ПАВ.

На дальнейшем этапе процесса ресоциализации повышается интеллектуальная работоспособность и продуктивность умственной деятельности, реализуется творческий потенциал и индивидуальный стиль, трансформируется отношение к себе. Информативным значением для дифференциальной диагностики эффективности ресоциализации/возврата к употреблению ПАВ показатели по личностным свойствам факторов «Интеллект», «Отношение к себе», «Характер», «Моральные свойства».

Таким образом, совокупность представленных личностных особенностей определяется как «наркоманическая» личность.