Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
-files-doc-izdatelstvo-nashi_izdaniya-trudy_195...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
5.7 Mб
Скачать

И.А. Герасимова Формирование ценностных ориентации молодежи в современном обществе: социально-культурный аспект

Трансформация российского общества затронула все сферы жизне­деятельности людей. Предстоящие задачи по модернизации общества требуют реалистического осмысления его основных тенденций. Именно поэтому становится актуально, как никогда, понимание сложной пробле­матики молодежного сознания - наиболее энергичной и дееспособной социальной силы.

По сути, структурная трансформация ценностей молодых людей в условиях радикальных российских реформ является не столько извест­ным социальным процессом, сколько социально-культурной и гумани­тарной проблемой. Тотальный кризис породил ситуацию глубокой миро-

102

воззренческой дезориентации в молодежной среде, и не следует наде­яться на то, что ситуация разрешится сама собой. С одной стороны, за прошедшие десятилетия произошла латентная эрозия норм и образцов поведения молодежи, которая деформировала существовавший механизм межпоколенной передачи традиционных ценностей. С другой - измени­лась смысловая интерпретация таких базовых понятий, как «ценностные ориентации», «справедливость», «труд», «достаток», «жизненный успех», «уважение», «образование», «досуг», «семья» и т. д.

Сложившаяся ситуация в сфере развития молодого поколения неод­нозначна. С одной стороны, современную молодежь отличает рост само­стоятельности, практичности и мобильности, ответственности за свою судьбу, резкое повышение заинтересованности в получении качествен­ного образования и профессиональной подготовки, влияющей на даль­нейшее трудоустройство и карьеру. Молодые люди стремятся к интегра­ции в международное молодежное сообщество, в общемировые экономи­ческие, политические и гуманитарные процессы.

С другой стороны, молодым людям присущ низкий уровень интереса и участия в событиях политической, экономической и культурной жизни. Остаются распространенными явлениями криминализация молодежной среды, влияние в ней деструктивных субкультур и сообществ. Не спадает острота проблемы социальной интеграции молодых людей с ограничен­ными возможностями, детей сирот, подростков из неблагополучных се­мей.

В настоящее время проблеме базовых ценностей российских граждан посвящено много работ отечественных исследователей. Наиболее серьез­ные разработки ведутся в Институте социологии РАН, Институте фило­софии РАН, в Национальном исследовательском университете - Высшей школе экономики и др. Большой интерес представляют исследования члена-корреспондента РАН Н. Лапина, а также Л. Беляевой, Н. Тихоно­вой, М. Горшкова, Н.Лебедевой, А. Татарко, В. Магуна, М. Руднева, В. Ядова и др. Немаловажно и то, что в 2006 г. Россия впервые участвовала в Ев­ропейском социальном исследовании (ESS). Это позволило, в частности, получить сравнительные данные о состоянии ценностных ориентаций россиян и представителей других европейских государств. Результаты этих разработок позволяют рассмотреть и такую локальную проблему, как влияние ценностных ориентаций на формирование человеческого капитала - как индивидуального, так и страны в целом [3: 82].

Переход к рыночным отношениям создал социальное расслоение, раннее неизвестное в России, и одна из областей, где это особенно хо­рошо видно, - это неравный доступ к высшему образованию. В прове­денном исследовании «Молодежь в России» (2010 г.), основанном на об­зоре печатного материала, представителем ООН Яэль Охана, междуна­родным экспертом Frankly Speaking Training Development, был проанали­зирован феномен социального неравенства молодежи по отношению к такому общественному благу, как образование, и вытекающие проблемы жизненного старта молодых россиян [1].

Высшее образование, в том числе в его государственной подсистеме, стремительно переходит на платную основу. Неформальные связи, как и прежде, важны и определяют доступ для молодых людей к образователь­ным учреждениям, дающим качественное образование. Обращает на себя внимание недостаточное финансирование образования государством. Затраты на образование в России оцениваются в проекте ЮНЕСКО «Взгляд на образование» всего лишь в 3,8% от внутреннего валового про­дукта [7]. Многие эксперты в области образования указывают на то, что низкие капиталовложения в образование повлекут долгосрочные послед­ствия для его качества и релевантности, некоторые аналитики считают, что сейчас в России достаточно общих ресурсов, чтобы инвестировать намного больше.

В открытых дебатах по образованию было выражено существенное беспокойство слабой эффективностью современной системы образования в России по сравнению с другими странами. В Советском Союзе за срав­нительно короткий срок была достигнута всеобщая грамотность, и его система образования вызывала уважение за высокий уровень достижений в области естественных наук. Но, с началом переходного периода, ситуа­ция изменилась. Низкий уровень финансирования образования в течение многих лет дал свой результат. С 2000 по 2006 год, по данным исследо­ваний Международной программы по оценке образовательных достиже­ний учащихся (PISA), показатели работы российского образования ухуд­шились [6]. Показатели российских учащихся статистически значительно ниже средних по ОЭСР. Российские учащиеся занимают 33-38 место по естественнонаучным дисциплинам, 32-36 место по математической' гра­мотности и 37-40 - по чтению. Показатели ЮНЕСКО, представленные в исследовании «Взгляд на образование» по состоянию на январь 2008 го­да, также указывают на ухудшение в системе начального образования по сравнению с пиком, достигнутым в 1991 году. Галина Ковалева, коорди­натор исследований, проведенных в России в 2006 году Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), заявила: «Это значит, что наши школьники хуже своих сверстников из многих стран по своей способности использовать знания на практике, делать выводы, понимать сущность вещей и даже демонстрировать граж­данскую активность, имея дело с проблемами, связанными с наукой». Впрочем, эти данные и оценки оспариваются другими российскими ис­следователями, поскольку, во-первых, речь здесь идет не вообще о по­казателях начального образования, а о показателе окончания начального образования. Во-вторых, снижение этого показателя, в свою очередь, свя­зано с методикой расчета, неточно отражающей российскую действительность. Об этом, в частности, свидетельствует то, что рос­сийские школьники начальных классов заняли в 2007 году первое место в международном исследовании качества образования TIMIS. Некоторые эксперты считают, что традиционно сильные стороны российского обра­зования в естественных науках не могут быть раскрыты исследованиями PISA, так как оно обладает иными целями, в основном продиктованными нуждами современного информационного общества. Это предполагает, что современная система образования в России обеспечивает студентов прочным запасом теоретических знаний, но прилагает мало усилий для развития способности выходить за рамки учебной программы и приме­нять их в практической жизни [5].

Безусловно, качество образования влияет на формирование ценност­ных ориентаций молодого поколения. На основе исследований ИСПИ РАН (2002 г.) можно сделать вывод об устойчивости структуры духов­ных ценностей в сознании молодежи, а также о некоторых тенденциях их изменения. Этот вывод вошел в текст государственного доклада о поло­жении молодежи, опубликованного в 2003 году: «Ведущие позиции, как раньше, так и теперь занимают чувства, которые возникают у молодых людей в отношениях со сверстниками, - любовь, дружба, верность, долг. Хотя процент молодежи, идентифицирующей себя с этими ценностями, несколько снизился по сравнению с 1999 г., очевидно, что духовность остается главной ценностью в межличностных отношениях» [4: 22].

В структуре ценностей достаточно значимое место занимают ценно­сти материального благополучия, и, напротив, ценности социального служения отходят на второй план. Многолетними данными мониторинга «Российский вуз глазами студентов», где респондентам предлагалось охарактеризовать свое представление о «хорошей жизни», подтвержда­ется, что четыре ключевые позиции сохраняют устойчивый приоритет в оценках студентами критериев «хорошей жизни», а именно: «быть мате­риально обеспеченным»; «иметь хорошую семью»; «быть здоровым»; «иметь хорошую работу» [2].

Иерархия ценностей «нового поколения российской молодежи» мо­жет быть представлена по материалам одного из многочисленных эмпи­рических исследований Калининградского фонда Социальных и рыноч­ных исследований (2008 г.). Приоритетным показателем в иерархии цен­ностей является «семья», «любовь», «брак», «дружба»; им не намного ус­тупают «деньги», «карьера», «успех», «недвижимость», «стабильность». К сожалению, последние места занимают такие ценности как: «совесть», «духовность», «творчество», «ответственность», «служение обществу».

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Соб­ранию Российской Федерации 2010 года подчеркнуто: «Забота о будущих поколениях - это самые надежные, умные и благородные инвестиции...». Соответственно, внимание к формированию ценностей и ценностных ориентаций должно стать первоосновой любого общества. Они опреде­ляют сферу человеческой жизнедеятельности, интересы, потребности, социальные отношения, критерии оценки значимости, выраженные в нравственных идеалах, установках, что придает для каждого особый жизненный смысл. Ценности являются не только ориентиром жизни че­ловека, определяющим его цель и стремления, но и выступают в качестве механизма социально-культурного контроля, демонстрации здорового образа жизни, качества «человеческого капитала», социальной адапта­ции, гражданственности.

Новые приоритеты в системе ценностей, интересов и социальных норм у молодежи найдут в дальнейшем отражение в их сознании, а затем и в поведении, активности и, в конечном счете, в социальном самочувст­вии. Активная жизненная позиция молодежи чаще всего выражается в росте трудовой, общественно-политической, познавательной и других видах активности, в социальной мобильности, в формировании не анар­хично рыночного сознания, а цивилизованного продуктивно осмыслен­ного менталитета. И этот процесс должен быть регулируемым и управ­ляемым.

Литература

  1. Константиновский, Д. Л. Неравенство и образование: опыт социо­логических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х) / Д.Л. Константиновский. - Москва: ЦСО, 2008. - 551 с.

  2. Отчеты по результатам мониторинга за 2004-2009 годы. - [Электрон­ный ресурс]. - URL: http: // mosgu.ru / nauchnaya / ifpi / csm / search /

(14.11.2012).

  1. Плискевич, Н.М. Человеческий капитал в трансформирующейся России / Н.М. Плискевич. - Москва: Ин-т экономики РАН, 2012. - 231 с.

  2. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров (отв. ред.); Минобразования России. - Москва, 2003. - 151 с.

  3. Is Pulp Fiction Russians Failure // Moscow News. - 2007. - № 51.

  4. The Programme for International Student Assessment (PISA), Execu­tive Summary UNESCO, Education at a Glance: Russian Federation, June 2008. - [Электронный ресурс]. - URL: www.unrussia.ru / ... / youth_in_Russia_Executive_Summary_rus.pdf (14.11.2012).

Л.В. Прудникова