Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
issledovatelskaya_Stepnoy_pokhod.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
294.29 Кб
Скачать

Бой в Курячьей балке

Утром отряд Семилетова занял зим.Байздренкова, Пишванова и Скороходова, отбив красных к х.Савоськину и Нечаеву. Параллельно с этим отряд Мамонтова перешел вброд речку у Курячьей Балке и наткнулся на цепи красных. Как оказалось потом это оказались красногвардейцы Тулака, которые во много раз превышали по численности силы партизан и пытались окружить основные силы казаков. Разыгрался тяжелый бой, вошедший в историю под названием "Бой в Курячьей Балке". Поначалу наступление Мамонтова при поддержке пеших сотен семилетова и калмыцих пеших и конных отрядах на флангах продвигалось удачно, партизаны начали огибать красных по флангам. В это время Тулак бросил против семилетовцев отряд Кулакова и конницу, которая сбила калмыцкие сотни на флангах, а подошедшие красные орудия открыли сильный огонь. Положение стало критическим. Началась рукопашная схватка, дрались штыками, прикладами, кулаками, грызли противника зубами. Но положение спас подоспевший есаул Балихин, пришедший с 2-мя конными и одной пешей сотней и одним орудием. Партизаны в этом бою потеряли более 200 человек убитыми и раненными, красные более 1000. Среди потерь партизан были как юные гимназисты - брат и сестра Нина и Николай Павловы или семинаристы пулеметной команды хорунжего Михина ("Иисусова пехота"), их которых в живых осталось только 4 человека из 25, так и бывалые казаки как командир пешей сотни семилетовцев полковник Лысенков, нужно отметить, что среди семилетовцев, принимавших участие в бою с самого начала, в живых остался лишь один офицер19.

Касаемо «Иисусовой пехоты» стоит сделать небольшое отступление. Во времена объявленной Войсковым Кругом мобилизации, когда казаки поголовно болели «нейтралитетом», на защиту Дона пришлось становиться молодежи – кадетам и гимназистам, о которых я упоминал выше, а так же воспитанником духовной семинарии. Людям, которых готовили воодушевлять людей словом, пришлось взять в руки оружие и стать на защиту интересов казачества, причем как говорят нам источники чуть ли ни в поголовном количетве. Точное число воспитанников, ушедших в Степной похо неизвестно, но в литературе нередко можно встретить описание подвига пулеметной команды, которая оказалась в

самом эпицентре боя и выполнила свою задачу до концы, потеряв почти всех бойцов20.

20 марта Походный Атаман на зим.Королькова, находящихся под обстрелом красных, вновь собирает военный совет, На котором сказал следующее: "Наше сидение в степях кончилось. Пора двигаться обратно к Дону"! С этого момента Отряд перестал быть объектом моральной поддержки какзаков, выздоравливающих от нейтралитета и стал реальной боевой силой. Так же обсудили детали возвращения, т.к. партизаны находились на границе Ставропольской и Астраханской губерний в практически полном окружении. Одновременно с этим большевиками был послан карательный отряд, который был наголову разбит местным ополчение, хахватившим винтовки, пару пулеметов и большое количество патронов.

21 марта Походный Атаман приказал собрать все без исключения силы партизан на зим.Трубникова (крайний юго-восточный угол на границы Астрахани и Ставрополья). Все это было сделано для обманного маневра. Попов попытался дезориентировать Тулака, давая понять, что партизаны собрались уходить с Донской земли, ведь для этого была благоприятная ситуация - после соглашения в с.Ремонтное крестьянские вооруженные отряды соседних губерний начали расходится по домам. А красные командиры более чем на сутки потеряли из виду казаков.

22 марта после полудня красные разъеды наткнулись на партизан. Задумка Походного Атмана сработала - красногвардейские части стали перебрасываться в Астраханскую и Ставропольскую губернии, в свою очередь снимая большие свои силы от Донского направления. К вечеру из Ремонтного вернулись делегаты с членами ВРК главковерха Тулака, которые предьявили требования выдать партизанских начальников вплоть до взводных командиров, в ответ на это Походный Атаман приказал отпустить крестьян-заложников и повесить комиссаров-коммунистов. К этому времени партизаны вновь оказались в окружении, но осталось небольшое слабоохраняемое расстояние на северном направлении.

23 марта под покровом ночи Отряд Вольных Донский Казаков двинулся к Дону. Ведомы опытными проводниками калмыками по степным дорогам фланговым маршем партизаны вышли из окружени, не потеряв ни одного человека. Последними зим.Трубникова покинул отряд Слюсарева, прикрывавший отход. Весь день 23 марта казаки были на марше. 22 и 23 марта в станицы Кагальницкую и Хомутовскую были послан карательные отряды, но пришедшие на помощь ополченцы Маныческой и Богаевской отбили атаки красногвардейцев. Станицы начали готовится к отпору большим силам большевиков.

24 марта. утром партизаны делают очередной обманный маневр, после небольшого отдыха у х.Хуторского отряд круто поворачивает в строну Граббевской, в результате чего красные вновь теряют их из виду. Лишь в середине дня происходит арьергардная стычка разъездов. Так же небольшой бой выдержали отряды, оставленные для прикрытия у зим.Трубникова.

25 марта с наступлением рассвета основные силы двинулись в станицу Бурульскую. При оставлении Граббевской партизанами арьергардные силы Семилетова были не раз атакованы значительными силами красных. Нападение так же произошло и на х.Малый Гашун, где находился отряд Назарова с батареей Неживова. Сам Неживов в этом бою был убит – срезан пулеметом, находясь на открытой крыше дома. В середине дня состоялся тяжелый бой у переправы через р.Гашун между преследовавшими партизан красногвардейцами и сводным заслоном под командованием полковника Мамонтова, состоящий из пешего отряда полковника Шабанова, пешей калмыцкой Платовской сотней, отрядом Гнилорыбова и "батареей Неживова". В связи с недостатком снарядов партизаны не смогли опрокинуть красные цепи артиллерийским огнем, как это ни раз бывало. Большевики едва не обошли отряд по флангам, но с тяжелыми потерями атака была отбита, а казаки отошли на новые позиции21. После боя в ст.Бурульской к Отряду присоединились полторы сотни калмыков.

26 марта Отряд двинулся на станицу Еркетинскую, выдержав небольшой арьергардный бой у Бурульской. В пути их настиг разъезд казака Ромашкина из восставшей станицы Нижне-Чирской, который передал Походному Атаману летучку о помощи восставшим. На что Попов отправил с разъездом офицера для связи и денежная помощь.

27 марта Штаб расположился в Еркетинской. К Атаману было доставлено письмо от полковника Бояринова из правобережных восставших станиц с просьбами о помощи. В середине дня юнкера Слюсарева и Атаманский отряд заняли Андреевскую для начала переправы через р.Сал. К этому времени в отряде накопилось много раненных и большой имущественный обоз, а действующей переправы не было, всвязи с этим были сооружены самодельные плоты из бочек, что значительно затрудняло движение. Начальником переправы был назначен войсковой старшина Ленивов. Для обороны фронт был растянут на линию Бурульская-Еркетинская-Андреевская. Некоторое замешательство ввел отряд Чернушенко, который потребовал переправиться вне очереди, чтобы уйти вперед на Дон. По пути часть отряда была оставлена в помощь восставшим Баклановской станицы, выбитых из Ремонтной. К вечеру из-за сильного натиска красных была оставлена Бурульская.

28 марта с раннего утра группа Семилетова вела упорный бой за Еркетинскую, но уже к полудню фронт стал в трех верстах от Андреевской. Сюда же подошли юнкера, Штаб-Офицерская дружина и батарея Щукина, которая вместе с обозами, под прекрытием батареи Неживова переправилась через Сал и заняла позицию на станичном кладбище, обеспечивая переправу оставшихся обозов и частей. Ближе к сумеркам, отбросив красных, последние части отошли на другой берег. В общей сложности, группировка красногвардейцев, преследовавших партизан была около 6000 человек. Одновременно с этим Походный Атаман послал в помощь восставшим Баклановцам отряд Карагальского и орудие Кузнецова, которые в середине дня отбили Ремонтную. В этот же день в Штаб Атамана прибыли представители 11 восставших станиц, которые признали верховную власть в лице Попова.

29 марта партизанам был дан отдых в Андреевской. К Отряду присоединилась местные добровольцы, но тут же были отправлены на подмогу есаулу Адрианову на Ремонтную и полковнику Бородину на ст.Котельниково. Ближе к вечеру отрядами Слюсарева и Семилетова было взорвано ж/д полотно на ст.Семичная и возле х.Королева. Ночью партизаны оставили Андреевскую и перешли на х.Королево, лишь отряд Семилетова расположился чуть поодаль на х.Яблочном

30 марта к Походному Атаману прибыли командиры восставших отрядов - Адрианов и Бородин. Говорили о тяжком положении и разложении своих частей под агитацией большевиков. Так же сообщили об обстреле ст.Котельниково красным бронепоездом и о недошедшей помощи в виде посланного отряда Назарова. В свою очередь Попов приказал выделить из отряда Мамонтова отряд полковника Яковлева и вместе с остатками отряда Чернушенко отправить на помощь Бородину, снарядив дополнительным вооружением для станичников. Партизаны перешли на х.Кривой Нижне-Курмоярской станицы и начали переправу через Дон.

31 марта утром на помощь Адрианову отправился отряд капитана Балихина, состоящий из пешей и конной сотне с одним орудием. Но в течение дня от Бородина и Адрианова прибыли гонцы с новостями о полном разложении станичников. В данном положении Походный Атаман принял решение отозвать, посланные в поддержку отряды, которые в создавшемся положении сами могли попасть в тяжелое положение. Остаткам же восставших баклановцев было предложено идти к Дону на соединение с партизанами. К Попову прибывают гонцы из Черкасского Округа, а так же станиц Верхне и Нижне-Кундрюческой с донесениями о положении дел. К ним для связи и помощи командируются офицеры для связи и чины Особого отделения.

1 апреля основная часть Отряда со Штабом переправилась на правый берег Дона в станицу Нижне-Курмоярскую. Первое, что было доложено Походному Атаману с местной почты, это о восстаниях в Донецком, что в районе Гундоровской станицы действуют отряды есаула Сухаревского и есаула Рытникова, в районе Бело-Калитвенской отряд полковника Быкадорова, а в Екатерининской отряды войскового старшины Старикова и есаула Позднышева. В этот же день в Новочеркасске произошло восстание, но из-за недостатка сил 4 апреля Новочеркасск был оставлен, а собранная "донская армия" стала в Заплавской станице для реорганизации и ожидания партизан Попова.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]