
- •Требования к реферату:
- •Дополнительные материалы к экзамену Аристотель «Метафизика»
- •Ф. Бэкон «Новый органон, или истинные указания для истолкования природы»
- •Р. Декарт «Рассуждения о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках»
- •И. Кант. «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки» (1783)
- •Г.Гегель. Энциклопедия философских наук. Логика.
- •Владимир Иванович Вернадский «о научном мировоззрении»
- •Томас Кун «Структура научных революций»
- •Карл Поппер «Логика научного исследования»
- •И. Лакатос «История науки и ее рациональные реконструкции»
- •Понятие техники и технологии
- •1. 1 Понятие техники
- •1. 2 Понятие технического объекта
- •1. 3 Техника в исторической ретроспективе
- •1. 4 Типология техники
- •1. 5 Границы техники
- •1. 6 Социальные функции техники
- •1. 7. Природа и техника
- •1. 8 Тенденции развития современной техники
- •II. Технология и ее связь с техникой
- •2. 1 Определения технологии
- •2. 2 Эволюция понятий «технология» и «техника»
- •Периоды развития понятий «техника» и «технология»
- •Структура науки. Уровни, формы и методы научного знания.
- •Тема 1. Предметная сфера философии науки
- •Тема 2. Соотношение философии и науки в истории идей
- •Тема 2. Природа науки и ее статус. Особенности научного познания. Наука в системе культуры.
- •Тема 3. Основные стадии исторической эволюции науки.
- •Тема 4. Этика науки.
И. Лакатос «История науки и ее рациональные реконструкции»
Имре Лакатос – британский философ и историк науки, профессор Лондонской экономической школы. В ранних работах Л. предложил оригинальный вариант логики догадок и опровержений, применив ее в качестве рациональной реконструкции роста знания в содержательной «квазиэмпирической» математике 17-19 вв. Позднее, частично пересмотрев свои методологические установки, Л. разработал универсальную концепцию развития науки, основанную на идее конкурирующих научно-исследовательских программ (1970).
Научно-исследовательская программа – основная структурно-динамическая единица модели науки Лакатоса. Исследовательские программы, по его мнению, являются величайшими научными достижениями, их можно оценивать на основе прогрессивного или регрессивного сдвига проблем. Прогрессивный «сдвиг проблем» - это научная революция. Исследовательская программа считается прогрессирующей тогда, когда ее теоретический рост предвосхищает ее эмпирический рост, т.е. когда она с некоторым успехом может предсказать новые факты. регресс наступает тогда, когда она дает запоздалое объяснение научных открытий и фактов, предвосхищаемых и открываемых конкурирующей исследовательской программой. Если исследовательская программа объясняет больше, чем конкурирующая, она вытесняет последнюю из оборота сообщества ученых.
Каждая исследовательская программа представляет собой сложную структурированную систему, состоящую из ряда элементов: 1) «жесткого ядра» - совокупности суждений, которые явно или неявно являются теоретической основой данного стиля мышления; 2) «защитного пояса» - суждений, связывающих исследовательскую программу с эмпирическими данными; 3) «негативной эвристики» - указывающей, каких путей исследования следует избегать; 4) «позитивной эвристики», рекомендующей наиболее предпочтительные пути исследования. Утверждения, составляющие «жесткое ядро» в рамках данной программы, принимаются как неопровержимые. «Защитный пояс» предохраняет «жесткое ядро» от опровержения, но изменяется и совершенствуется благодаря правилам «позитивной эвристики», а также с помощью процедур фальсификации и верификации.
История развития науки, по Л., - это история борьбы и смены конкурирующих исследовательских программ, которые соревнуются на основе их эвристической силы в объяснении эмпирических фактов, предвидении путей развития науки и принятии контрмер против ослабления этой силы. Объясняя движущие силы процесса развития науки, Л. различает внутреннюю и внешнюю историю науки. Внутренняя история науки базируется на движении идей, методологии, методик научного исследования – того, что составляет собственное содержание науки. Внешняя история – это формы организации науки и личностные факторы научного исследования. В отличие от Т. Куна, Лакатос придает «внешним факторам» второстепенное значение.
Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935), выдающийся русский ученый, мыслитель, один из основателей космонавтики, разрабатывавший также философские и культурологические аспекты космологии. Родился в селе Ижевское (ныне Рязанской области) в семье лесничего. Несмотря на почти полную глухоту, явившуюся следствием детской болезни, Циолковский успешно учился в Вятской гимназии, особо проявляя свои способности в арифметике, математике, физике. С 1873 года он жил в Москве, занимался самообразованием, посещая сначала Чертковскую, затем Румянцевскую библиотеку. Там он познакомился с основоположником русского космизма Н.Ф. Федоровым, заменившим ему, по собственному свидетельству Циолковского, университетских профессоров. В 1879 году Циолковский сдал экстерном экзамен на звание учителя арифметики и геометрии с правом преподавания в уездных училищах, со следующего года он получил место в Боровске. В 1892 году был переведен в Калугу, где прожил до конца своей жизни.
Всю свою жизнь мыслитель посвятил преподаванию, однако, центральное место в его творчестве занимает научно-теоретическая деятельность. В центре его теоретических интересов лежали проблемы смысла космоса в целом, места человека в космосе, конечности или бесконечности человеческого существования. Уже с конца прошлого и в начале нашего века выходили в свет научно-фантастические повести Циолковского “На Луне”, “Вне Земли”, “Грезы о Земле и небе”. В 1903 году в журнале “Научное обозрение” была напечатана его статья “Исследования мировых пространств космическими приборами”, где ученый вывел свою ставшую позднее классической формулу конечной скорости движения ракеты. В это время идеи великого мыслителя были практически никем не замечены. Только в конце 20-х годов, когда идеи Циолковского распространились в общественных, культурных кругах, питая популярный тогда пафос космизма, были переизданы его статьи о ракете. Ученый приобрел мировую известность и стал признанным главой нового научного направления - ракетодинамики и астронавтики.
В своей “космической философии” Циолковский исходил из принципа монизма, противопоставляя его религиозному дуализму. Научный материализм, с его точки зрения, должен быть дополнен ответом на вопрос о смысле Вселенной. Мыслитель провозглашал космический пантеизм, признавая наличие во Вселенной одной субстанции, единственной силы - материи в ее бесконечном превращении. В труде “Будущее Земли и человечества” он отмечал что материя существует во Вселенной в виде своих вечных, неуничтожимых элементов - атомов, которые обладают чувствительностью и зачатками духовности. Смерть человека, согласно представлениям ученого, есть лишь разрушение тела, сознания и памяти; составляющие человека атомы бессмертны как элементарные живые существа, поэтому они, путешествуя по космосу, будут входить в состав других жизненных форм.
По мнению Циолковского жизнь в космосе представлена самыми разнообразными формами на различных ступенях развития, вплоть до совершеннейших, высокосознательных и бессмертных ее представителей. В описании мыслителя Вселенная предстает в виде единого материального тела, по которому бесконечно путешествуют атомы - “первобытные граждане” - покинувшие распавшиеся смертные тела. Истинная жизнь для них начнется в мозгу высших, бессмертных существ космоса: в новом существовании человек теряет тождество своей собственной личности. Таким образом, Циолковский выступает за перспективы атомарного бессмертия, центром его космической “научной этики” оказывается не личность с ее внутренним творческим развитием, а космос в целом. Воля человека и всяких других существ - высших и низших - по мнению мыслителя, есть только проявление воли Вселенной. Голос человека, его мысли, открытия, понятия, истины и заблуждения - это тоже голос Вселенной. Человечество составляет лишь ничтожно малую часть всех разумных существ, населяющих необъятный Космос.
Наиболее перспективной и значимой частью космической философии Циолковского, в которой вполне отчетливо проявляются его ноосферные представления, является ее активно-эволюционое ядро: убежденность в восходящем развитии мира и самой природы человека, когда его разум и сущностные силы становятся сознательным орудием такого восхождения. Мыслитель первым увидел в космосе не только некую беспредельную физическую среду, вместилище материи и энергии, а потенциально пригодное поприще для будущего как биологического, так и социального существования и творчества землян.
Разрабатывая идею единства человека и космоса, ученый считал, что жизнь и разум представляют собой фундаментальные атрибуты материального мира. Общественные разумные существа различной степени совершенства, по его мнению, возникают с необходимостью в процессах космической эволюции. Поэтому формы, в которых жизнь и разум воплотились на Земле, есть только одно из проявлений присущего материи стремления к прогрессивному развитию. “Культурный смысл” Вселенной состоит в неизбежности возникновения высокоразвитых цивилизаций, способных влиять на структуру космоса, протекающие в нем эволюционные процессы и развитие творческих преобразовательных усилий сознательных существ.
Циолковский предвосхитил обсуждение многих глобальных проблем человечества, в частности, экологическую проблему. В работе “Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение” он создал модель автотрофного (самопитающегося) организма - существа, максимально независимого от всех ограничивающих условий человеческого существования, вплоть до пищи. Подобное существо, в представлении ученого, имеет постоянную массу, мыслит, двигается, питаясь особой “лучистой энергией”, поступающей из космоса. Проникающие в это герметически изолированное от внешнего мира существо лучи света способствуют замкнутому циклу процессов обмена, который не предполагает остановки или конца.
Одним из наиболее вероятных путей творческого развития человечества Циолковский считал освоение космического пространства. Уже современное человечество, по его мнению, в состоянии выйти в космос, освоить околоземное пространство, а затем начать расселение во Вселенной. Создание ракетно-космической техники мыслилось им как средство для решения этой задачи.
Оригинальна и значима позиция Циолковского относительно проблемы контакта с представителями других миров и взаимосвязи всего живого и неживого в космосе. Общественная организация человечества, по мысли ученого, высказанной в работах “Научная этика” и “Общественная организация человечества”, должна строиться на основе новой, космической этики, которая предполагает “круговую поруку” всех нравственных существ, выработку этических основ контакта с инопланетянами, признание необходимости совместного труда для преобразования космоса.
Космическая философия Циолковского является первой попыткой систематического изложения проблем, характерных для начала новой космической культурной эры в жизни человечества. Несмотря на то, что мысли ученого были обращены в будущее, он подчеркивал роль и значение современной цивилизации как начала космической эры в развитии человечества, утверждая оптимизм и укрепляя надежды людей на успешное преодоление всех социальных коллизий, которые характерны для современной культуры.
Соч.: Грезы о Земле и о небе. Калуга, 1895; Горе и гений. Калуга, 1916; Будущее Земли и человечества. Калуга, 1928; Общественная организация человечества. Калуга, 1928; Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. Калуга, 1928; Ум и страсти. Калуга, 1928; Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение. Калуга, 1929; Научная этика. Калуга, 1930; Собрание сочинений. Т. I-IV. М., 1951-64; Монизм Вселенной. Космическая философия // Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993.
Лит.: Арлазоров М.С. Циолковский. Тула, 1977; Космодемьянский А.А. Впереди своего века. М., 1970; его же, Констанстин Эдуардович Циолковский. М., 1976; Семенова С.Г. К.Э. Циолковский // Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993.