Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
соционика.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
642.56 Кб
Скачать

Особенности проявления функциональных аспектов

Программный аспект. Данный аспект наиболее сильно влияет на всё поведение психотипа. При этом вертность программного аспекта является очень важным фактором, определяющим нормальную реализацию личности. Если экстравертный психотип, у которого программный аспект экстравертен, проявляет повышенное внимание к своей внутренней жизни, к своему внутреннему миру, то это в долгосрочной перспективе негативно влияет на его психику. Недостаток реализации по программному аспекту приводит к неуверенности в себе, потере интереса к жизни, отрыву от действительности. Если интровертный психотип проявляет повышенный интерес ко внешнему миру, то это приводит к перенапряжению его сил, к большой внутренней напряжённости. Недостаток реализации по интровертному программному аспекту приводит к стрессу, потере сил, неспособности к работе. Многие психологические проблемы возникают из-за недостатка внимания и реализации по программному аспекту.

Творческий аспект. Свою активность психотип проявляет в основном через творческий аспект. Поскольку этот аспект другой вертности, чем вертность психотипа, то деятельность по нему должна гармонизировать личность, уравновешивать программную ориентацию. Недостаток, также как и переизбыток деятельности по творческому аспекту приводит к негативным явлениям. Недостаток реализации по творческому аспекту, наиболее типичный для интровертов, приводит к потере уверенности в себе, заниженной самооценке, ощущению никчёмности и неприкаянности. Причины плохой реализации творческого аспекта связаны в основном со страхами, порождаемыми болевым аспектом. Болевой и творческий аспект одной вертности и одной рациональности, между ними много общего. К тому же взаимодействие экстравертных аспектов намного сильнее, чем интровертных, поскольку они относятся ко внешнему миру, где явления намного более тесно переплетены, чем явления внутреннего мира. Опасаясь встретить сопротивление по болевому аспекту, боясь в деятельности натолкнуться на то, что наиболее болезненно действует на него, интроверт может отказаться от активной деятельности по творческому аспекту. Экстравертам свойственна обратная ситуация. Поскольку суггестивный аспект обладает большой притягательностью и психотипу свойственно искать переживаний, связанных с суггестивным аспектом, то возникает соблазн направлять свою деятельность не на реализацию программного аспекта (как должно быть в нормальной ситуации), а на реализацию суггестивного. Это облегчается тем, что творческий и суггестивный аспекты у экстраверта интровертны. Погружаясь в себя, переставая уделять должное внимание внешнему миру, экстраверт задействует свою творческую функцию для реализации суггестивной, что приводит к интровертизации психотипа. Интровертированный экстраверт становится уязвим для внешних воздействий, теряет связь с реальностью, испытывает неуверенность и недостаток реализации. И интроверт, и экстраверт должны в нормальном состоянии быть активны по своему творческому аспекту и направлять его исключительно на реализацию программного.

Ролевой аспект. Вообще любой представитель психотипа предпочитает действовать по программной и творческой функции, иногда ориентируясь на суггестивный аспект. Однако не во всех ситуациях это возможно, не всегда окружение относится к ним с вниманием. Если ситуация не располагает к проявлению сильных сторон психотипа, то он бессознательно начинает проявлять себя по ролевому аспекту. При этом также возникают некоторые проблемы, поскольку обычно психотип не любит казаться некомпетентным по своему ролевому аспекту. В очень сложных случаях, когда человек длительное время не встречает одобрения своим действиям, не чувствует внимания к своим основным ценностям, выраженным программным, творческим, суггестивным и активационным аспектами, он проявляет повышенное внимание своему ролевому аспекту, чтобы заслужить одобрение своего враждебного окружения. Это крайне неудачная ситуация, поскольку обычно психотип действует по ролевому аспекту слабо и иногда неадекватно. Вообще, действия психотипа по ролевому аспекту выглядят неестественно, создаётся впечатление, что человек играет роль, которая ему совершенно не подходит, пытается завоевать область, которой не придаёт на самом деле большого значения и на самом деле не пытается достигнуть в ней каких-то результатов. Хорошо дуализированный психотип начинает играть по своему ролевому аспекту в ситуациях, когда все остальные способы исчерпаны.

Болевой аспект. Несмотря на слабость болевого аспекта и придание ему малого значения, психотип по нему крайне восприимчив. Болевой аспект играет очень большую роль в реализации психотипа. Страх встретить по нему сопротивление, раскрыться по нему, вообще, оказаться в ситуации, когда он играет главную роль, действует на психотип очень сковывающе. В особо трудных случаях психотип начинает обслуживать свой болевой аспект в том смысле, что стремится всеми своими действиями минимизировать его негативное влияние на свою жизнь. Особенно это болезненно проявляется у идеалистических натур, которые дисгармонию, вызванную наличием негативных эффектов со стороны болевого аспекта, ощущают как разрушение порядка в их жизни и порчу всей картины мира. В нормальной, дуализированной ситуации психотип просто не ощущает самого факта наличия данного аспекта, необходимый минимум по нему он получает (а отсутствие какого-либо действия по болевому аспекту воспринимается также негативно), а чрезмерного внимания в дуализированной среде к нему нет. Вообще, большее количество неадекватных действий со стороны психотипа возникает так или иначе в связи с его болевым аспектом.

Активационный аспект. Позитивное, привлекающее действие на психотип со стороны активационного аспекта не так ярко, как со стороны его суггестивного аспекта. Однако критика по активационному аспекту у психотипа также сильно занижена, то есть, психотип склонен относиться к проявлениям этого аспекта с неадекватно большим интересом, какие-то объективные факты, имеющие объективно большую ценность, психотип может игнорировать по сравнению с активационным аспектом. Также психотип плохо разбирается в настоящей ценности явлений, несущих его активационный аспект, не способен обычно отличить лицемерную игру от настоящего проявления. В нормальной ситуации, психотип ориентируется на дуализирующую его обстановку, в которой активационный аспект проявляют другие психотипы, которые действительно в нём сильны, поэтому он может им доверять. Но если он находится в среде, где таких психотипов нет (как происходит, например, в среде логиков по отношению к этическим аспектам или в среде этиков по отношению к логическим), то психотип оказывается в крайне неудачной ситуации, когда его доверчивость приводит к серьёзным ошибкам, некритическое восприятие приводит к трудностям, необходимо возникающим, когда явления, на которые психотип внутренне опирается, оказываются несостоятельными. В особо тяжёлых случаях психотип начинает искать любое проявление активационного аспекта со стороны кого и чего угодно, только бы это его расшевелило. Большая часть разочарований психотипа так или иначе связано с его активационным аспектом.

Суггестивный аспект. Как уже было сказано, психотип отличается большой внушаемостью по своему суггестивному аспекту. Состояние такого внушения носит в целом положительный эффект на психотип, дуализируя его, создавая обстановку, когда он может свободно проявлять себе, реализовывать, и встречать позитивное воздействие по тому аспекту, которому он проявляет большое значение, но сам слаб. Однако с суггестивным аспектом связана опасность, упомянутая выше, что вместо обслуживания своего программного аспекта, психотип начинает обслуживать свой суггестивный аспект. Интровертов это приводит к перенапряжению сил, когда психотип развивает большую деятельность, стремясь найти одобрение первого встречного кретина, а у экстравертов приводит к чрезмерному замыканию на своём внутреннем мире, к зацикленности на своих интровертных аспектах, из-за чего страдает реализация личности. В нормальной, дуализирующей обстановке психотип получает достаточное воздействие по своему суггестивному аспекту со стороны других людей, что освобождает его от необходимости самостоятельно порождать соответствующие эффекты. Структура любого психотипа такова, что он в оптимальной ситуации качественно и активно действует по своему программному и творческому аспектам, доставляя радость окружению, для которого это активационный и суггестивный аспекты, и сам получает со стороны окружения удовольствие, поскольку в его окружении его активационный и суггестивный аспект являются творческим и программным. Дуализация — это процесс сотрудничества, который оптимально осуществляется только в процессе взаимодействия с окружением. Самодуализация, также как и мнимая дуализация в долгосрочной перспективе разрушает личность психотипа.

Фоновый аспект. Нельзя требовать от психотипа повышенного внимания к фоновому аспекту, поскольку в его дуальной среде этот аспект стоит на болевых позициях, и психотип подсознательно старается не задевать чувства своего дуализирующего дополнения. Однако обычно, если психотип достаточно активен по своему творческому аспекту, который стоит на службе программного, по фоновому аспекту он достигает достаточного результата. Это также важная черта психотипа, поскольку дуализирующее дополнение имеет большие страхи по поводу этого аспекта, и психотип пытается обезопасить своё дополнение. Можно легко недооценить психотип в компетентности по части фонового аспекта, поскольку действие его по нему всегда ненавязчиво, но всегда в конечном итоге эффективно. Эта эффективность связана с тем, что фоновый аспект отличается от творческого только вертностью, а в нормальной ситуации творческий аспект поставлен на службу программному, имеющему ту же вертность, что и фоновый. Психотип становится слаб по своему фоновому аспекту в том случае, если свой творческий аспект ставит на службу суггестивному, имеющему ту же вертность.

Наблюдательный аспект. Этот аспект не имеет каких-то особенных проявлений, кроме упомянутых в теоретической части. Следует только ещё раз подчеркнуть, что в экстремальных ситуациях психотип может действовать по нему очень эффективно и чётко. Это также обусловлено ориентацией психотипа на дуализирующее дополнение, у которого его наблюдательный аспект совпадает с ролевым, который дуализирующее дополнение задействует во враждебной обстановке. Тем самым, когда дополнение подвергается давлению, психотип способен быстро и эффективно защитить его.

Следует отметить, что программная и творческая, ролевая и болевая, активационная и суггестивная функции формируют блоки. В нормальной ситуации творческая функция направлена на программную, ролевая на болевую и активационная на суггестивную. Если взаимосвязь остальных функций разобрана выше достаточно подробно, то на взаимосвязи ролевой и болевой следует остановиться отдельно. Действие психотипа во враждебной обстановке осуществляется по ролевому аспекту, чтобы защитить свой болевой аспект. При этом психотип играет роль своего конфликтёра — психотипа, отличающегося по всем альтернативам. При реальном взаимодействии с конфликтёром это поведение заведомо проигрышно, поскольку конфликтёр по соответствующим аспектам намного сильнее. Обороняющийся естественным методом психотип выглядит достаточно глупо, он как-будто сознательно отказывается от своих сильных качеств, и начинает проявлять те качества, в которых наиболее слаб.