Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТГП - 2 колонки (1-141).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.35 Mб
Скачать

128. Власть и социальные нормы в догосударственном обществе

Ранний период человечества характеризовался коллективным трудом и образом жизни. В связи с этим существовала коллективная форма собственности на земледельческие, охотничьи и прочие угодья, жилища, лодки, добытую пищу. Причиной этого была неразвитость орудий труда.

Такому экономическому базису соответствовали и определенные формы организации человеческого общества. В ранний период люди группами, стадами, ордами бродили по обширным лесным и лесостепным территориям в поисках пропитания.

По мере совершенствования способа добывания средств к существованию, что было связано с изобретением новых орудий: топора, ножа, копья с наконечником и т. д., совершенствования охоты и рыболовства появляются более устойчивые объединения людей — родовые общины — это группы лиц, которые находятся в действительном или предполагаемом родстве друг с другом. Это был личный, а не территориальный союз.

Таким образом, складывается новая общественно-экономическая формация — первобытнообщинный строй.

Все члены рода в равной степени трудились и в равной степени получали питание. Такому способу жизни и производства соответствовали определенная организация первобытной власти и социальные нормы. Эту власть можно охарактеризовать как первобытную демократию (народовластие).

Первобытная демократия строилась на началах самоуправления. Не было привилегированных лиц, которые бы осуществляли власть, управление.

Высшим органом власти было родовое собрание всех взрослых членов рода — мужчин и женщин. Важнейшие вопросы жизни решались на общем собрании. Оно же избирало старейшину рода и, в необходимых случаях, — военачальника и других лиц, которые могли быть смещены в Любое время. Во главе племени стоял совет старейшин, который заседал публично, окруженный членами племени, которые могли высказать свое мнение. Регулировали весь процесс традиции, обычаи.

129. Состав правоотношения. Правосубъектность (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность)

Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность), во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называется праводееспособностью.

Правосубъектность является общественно-юридическим свойством, которое нормы права придают лицам в соответствии с требованиями и потребностями общественного развития.

В то же время правосубъектность является именно свойством лица — таким его общественно-юридическим состоянием, которое по своей природе неотъемлемо от лица. Юридические нормы, выражая потребность общественного развития, могут сузить или расширить круг субъектов права, объем правосубъектности. Но коль скоро те или иные лица признаны в силу юридических норм субъектами права, правосубъектность этих лиц является неотъемлемым их свойством. Вот почему в нормативные акты государства, где специально регламентируются вопросы правосубъектности, введены нормативные положения, предусматривающие неотчуждаемость правосубъектности, недопустимость отказа от нее.

Наделение лиц правосубъектностью представляет собой первую ступень в процессе воплощения юридических норм в социальную жизнь. Уже здесь нормы права в какой-то мере реализуются: реально определяется круг лиц, которые могут быть субъектами прав и обязанностей.

Различается правосубъектность: а) общая; б) отраслевая; в) специальная.

Общая правосубъектность — это способность лица в рамках данной политической и правовой системы быть субъектом права вообще. В российском обществе все люди с момента рождения обладают общей правосубъектностью.

Отраслевая правосубъектность — это способность лица быть участником правоотношений той или иной отрасли права.

. Различается, в частности, правосубъектность: политическая (государственно-правовая), гражданская, трудовая, семейная, процессуальная и т. д.

Специальная правосубъектность — это способность лица быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках данной отрасли права. Специальной правосубъектностью, например, обладают юридические лица в гражданском праве, органы государственного управления и должностные лица — в пределах административных правоотношений.

Общая правосубъектность, а также правосубъектность в ряде отраслей права существует как единая праводееспособность, одновременно охватывающая два момента: 1) возможность обладания правами и обязанностями; 2) возможность их самостоятельного осуществления.

Такой характер имеют, за определенными исключениями, трудовая, брачно-семейная правосубъектности. Правосубъектные организации, а также иные общественные образования во всех случаях одновременно обладают возможностями иметь и осуществлять субъективные права и обязанности. В некоторыхдругих отраслях права (прежде всего в гражданском праве) правосубъектность как бы разъединяется, включает относительно обособленные структурные элементы4: правоспособность и дееспособность.

Правоспособность — это способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности; дееспособность — самостоятельно, своими личными, осознанными действиями их осуществлять. Гражданское законодательство признает субъектами права не только лиц, которые одновременно обладают правоспособностью и дееспособностью, но и лиц, наделенных лишь правоспособностью (т. е. малолетних детей и душевнобольных).

Наряду с правоспособностью и дееспособностью в некоторых случаях обособляется еще одно проявление правосубъектности — деликтоспособность.

Деликтоспособность — это способность лица нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения (деликты).

В отношении большинства субъектов права нет необходимости специально выделять деликтоспособность. Если данное лицо обладает правосубъектностью, то оно тем самым и деликтоспособно. Здесь деликтоспособность представляет собой, в сущности, одну из сторон дееспособности, выражающую возможность самостоятельного исполнения юридических обязанностей.

Но в некоторых случаях возникает необходимость обособления деликтоспособности. В гражданском праве лица в возрасте от 15 до 18 лет деликтоспособны (хотя они еще не приобрели полную дееспособность). Категория деликтоспособности имеет самостоятельное значение в уголовном праве.