Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0235416_22980_eksle_o_g_deistvitelnost_i_znanie...doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.72 Mб
Скачать

Глава V

и в общем социальном смысле20. Этот вопрос стоит в центре проблематики бедности в Средние века, прежде всего в даю­щем о себе знать с XI столетия движении добровольной бед­ности. В силу этой тесной связи между добровольной и вынуж­денной бедностью, свидетельства о добровольной бедности оказываются особенно ценными для нашего знания о бедности вынужденной21, о которой прямых свидетельств, особенно из эпохи раннего и высокого Средневековья, сохранилось край­не мало.

В движении добровольной бедности высокого Средневеко­вья вопрос о бедности связывается с темой физического тру­да. Для Франциска Ассизского ручной труд был элементарной составляющей состояния «быть бедным»22. Для доминиканца Фомы Аквинского «бедность» определялась именно физичес­ким трудом: «работники, которые за вознаграждение отдают в наем свою рабочую силу, суть бедняки, добывающие себе каж­додневное пропитание ручным трудом»23. Это определение вполне могло бы исходить и от Аристотеля.

Также и в жизни Елизаветы Тюрингской эта последователь­ная установка на добровольную бедность приводит к реальной бедности и физическому труду, что неизбежно должно было закончиться для нее конфликтом со своим сословием, посколь­ку то, что делала Елизавета, было для него в высшей степени

20 Близость добровольной и вынужденной бедности стала исходным пунк­ том для исследований французских ученых о бедности в Средние века: Mollat M. En guise de preface: Les problemes de la pauvrete / M. Mollat (Ed.). Etudes sur l'histoire de la pauvrete. Paris, 1974. Vol. 1. P. 11-30 (P. 12). См. также примеч. 64.

21 Именно это и оспаривает Линдгрен, которая сама же предложила изучать бедность с точки зрения заботы о бедных (см. примеч. 19. С. 404). Этот подход Линдгрен хотела бы ограничить изучением госпиталей, т.е. институционализи­ рованными формами милосердия (с. 410 и след.). Но с точки зрения социаль­ ной истории оснований для этого нет.

22 Ср. также: Regula buUata. Cap. 5; Regula поп bullata. Cap. 7, 8 / Esser K. (Hg.) Die opuscula des hi. Franziscus von Assisi. Grottaferrata, 1976. S. 368, 383f. Подроб­ ный комментарий этих глав см.: Esser К. Die Armutsauffassung des hi. Franziskus / D. Flood (Ed.). Poverty in the Middle Ages. Franziskanische Forschungen. Vol. 27. 1975. P. 60-70. (P. 61).

23 Mercenani qui locant operas suas, pauperes sunt, de laborious suis victum quaerentes quotobanum. (Summa theol. II/1, qu. 105, 2 ad 6). Эта связь бедности и труда встре­ чается у Фомы Аквинского отнюдь не «в первый раз», как полагал Шерпнер (ScherpnerH. Theorie der Fursorge. 1962. S. 31).

БЕДНОСТЬ И ПРИЗРЕНИЕ БЕДНЫХ... 193

«неприличным» в самом прямом смысле слова. Именно проти­воречие между «бедностью, трудом» и «сословием» является тем фактором, который обусловил почти невероятное воздей­ствие этой женщины на современников уже при жизни, а еще более — после смерти: Елизавета вплоть до сего дня считается символом «христианской помощи бедным и больным в немец­ком Средневековье»24.

Елизавета Тюрингская была дочерью венгерского короля, в 14 лет вышла замуж за одного из могущественнейших немецких князей, произвела на свет троих детей и в возрасте 20 лет ов­довела. Она была изгнана из дома родственниками и в 1231 г. умерла от физического измождения в возрасте 24 лет. Эта мо­лодая женщина пережила конфликт «бедности» и «сословия» самым непосредственным образом, поскольку даже в первой половине XIII в. бедный человек оставался многократно и мно­гообразно диффамированным и деклассированным человеком. Восходящий к эпохе Елизаветы трактат Moralitas de scaccario, истолковывающий устройство общества и деление его на со­словия посредством метафор из сферы шахмат, сравнивает бедняка (pauper) с шахматной фигурой «пешка» (pedinus), чьи ограниченные возможности ходов отражают реальную ситуа­цию бедняка, и прежде всего его духовное убожество и мораль­ную неполноценность: «пешки», как здесь говорится, это бед­няки, которые могут передвинуться со своего поля только на ближайшее. Потому что если бедняк коснеет в своей глупости и [материальной] скудости, то он живет все время «прямоли­нейно», как говорится, «из руки в рот». Если же «пешка» все-таки хочет что-то получить (т.е. уничтожить другую фигуру), то она движется вперед по диагонали; так и бедняк, если он хочет получить собственность или возвыситься (honores), то идет об­ходным путем (obliquat), получая желаемое ложными клятвами, лестью и обманом, пока наконец не превратится в фигуру са­мого высокого ранга25. Как видим, в этом трактате, как и в