Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0235416_22980_eksle_o_g_deistvitelnost_i_znanie...doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.72 Mб
Скачать

Глава V

том, что сама проповедь Евангелия была обозначена как труд и приравнивалась к труду физическому12, и ученики Христа могли трудиться на ниве возвещения благой вести только как бедняки13. Тем самым были отметены все античные представ­ления о бедности, труде и «сословиях»14. Кроме того, на почве осуждения богатства15 появилась обязанность заботиться о бедных, в такой форме неведомая ни греческой, ни римской Античности16. Так христианство стало «принципом в высшей степени духовной, но также и материальной, и правовой, и институциональной революции»17 — правда, не сразу и не так уж непосредственно, а постепенно, в течение последующих столетий. Воздействие этой «революции» проявилось только в ходе длительного процесса. Причина его замедленности со­стояла, во-первых, в том, что с самого начала особенностью христианства была «внутренняя сопряженность консерватив­ных и революционных элементов»18; при этом наличие «кон­сервативных элементов» изначально обусловливалось ожида­нием близкого конца света — ибо проходит образ мира сего (1 Кор. 7:31). Во-вторых, имело место глубокое расхождение с распро­страненными в Античности и обоснованными такими высоко­авторитетными мыслителями, как Платон, Аристотель и Цице­рон, социальными нормами. Таким образом, дискуссиями о труде и бедности с начала христианской эпохи и во все по-

дробных разъяснениях, поскольку речь здесь идет о распространении в целом и повсеместном укоренении новых норм.

12 Апостол есть труженик; он работает для урожая (...жатвы много, а делате­ лей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою» (Мф. 9:37; Лк. 10:2)); апостол также работник на винограднике (...ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в ви­ ноградник свой (Мф. 20:1 и след.; 21:28)); и труд его достоин вознаграждения (ибо трудящийся достоин пропитания (Мф. 10:10; Лк. 10:7)).

13 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои... (Мф. 10:9 и след.; Лк. 10:3 и след.; Мк. 6:8).

14 Об этом особенно точно высказался Э. Ауербах: Auerbach E. Mimesis. 2. Aufl. Bern, 1959. S. 43 ff; Oexle O.G. Art. «Stand, Klasse» (Antike und Mittelalter).

15 Hengel M. Eigentum und Reichtum in der fruhen Kirche. Stuttgart, 1973. S. 31 ff.

16 Veyne P. Le pain et le cirque. Paris, 1976. P. 44 ss.

17 Troeltsch E. Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen. Aalen, 1965. S. 80.

18Ebd.

БЕДНОСТЬ И ПРИЗРЕНИЕ БЕДНЫХ... 191

следующие столетия поздней Античности и Средневековья со­провождался чрезвычайно интенсивный процесс, в котором значительную роль сыграли как духовные споры, так и со­циальные движения самого разного рода. Речь при этом по­стоянно шла о контрасте между специфически христианской оценкой «бедности» и «труда» и постоянно появляющимися новыми «сословными» членениями общества, оправданность которых ставилась ею под сомнение.

Здесь важно четко осознавать, что в данной, религиозно мотивированной, постановке проблемы бедности речь шла не об отличиях двух разных форм бедности — «духовной и добро­вольной», с одной стороны, и «материальной и вынужден­ной» — с другой19. В гораздо большей степени речь постоянно шла о проблеме реальной бедности, т.е. о том, в какой степе­ни принимаемая добровольно, из религиозных побуждений, бедность должна была быть радикальной реальной бедностью, в какой мере добровольно принявший на себя обет бедности человек строил свою жизнь по образцу бедных в материальном

19 Flood D. Art. «Armut VI» // Theologische Realenzyklopedie. 1979. Bd. 4. S. 88; Lindgren U. Europas Armut. Probleme, Methoden, Ergebnisse einer Untersu-chungsserie // Saeculum. 1977. Bd. 28. S. 396-418. Так, для Линдгрен представ­ление о бедности Франциска Ассизского было «не имитацией реального бедня­ка его эпохи, а стилизацией (!) себя по образцу апостолов» (С. 397). То, что Франциск понимал под paupertas, и то, что на деле представляла собой бедность, «было нечто абсолютно различное», и ошибочно (!) смешиваемое между собой только вследствие одинакового названия (С. 400). Франциск «отринул соци­альную реальность благодаря спиритуализации бедности» (С. 401). Еще одна работа (Bosl К. Potens und Pauper. Begriflsgeschichtliche Studien zur gesellschaft-lichen Differenzierung im fruhen Mittelalter und zum «Pauperismus» des Hochmit-telalters / Festschrift fur O. Brunner. Gdttingen, 1963. S. 60-87) дает весьма ори­гинальные идеологические и критические разъяснения проблемы бедности добровольной, мотивируемой религиозно, отличаемой от бедности реальной: «Призыв (Петра) Вальдеса и Франциска, которые происходили из богатого ку­печества, был обращен к богатым (divites et superlri), которых они хотели обратить в свою веру. Помочь беднякам экономически они вовсе не хотели. <...> Обра­щение к paupertas и hurmhtas (abtectio) имело истинный смысл только для тех, кто на деле не был ни pauperes, ни hunules; движение добровольной бедности в вы­сокое Средневековье охватывало могущественные и богатые верхи, которые внутренне видели свое предназначение в том, чтобы давать своим примером ре­лигиозные и этические образцы низшим сословиям и таким образом сохранять свой социальный <...> и политический престиж» (С. 76).

192