Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0235416_22980_eksle_o_g_deistvitelnost_i_znanie...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.72 Mб
Скачать

Глава IV

Более длительными представляются историку формы мира, установленного властями, а также мира, достигнутого согласи­ем сторон или в рамках объединения на основе клятвы, как доказывает прежде всего история городских коммун на Запа­де124. Что лучше — мир по взаимному соглашению или мир, уста­новленный властью? Этот вопрос в настоящее время является одним из центральных в европейской и во всей мировой по­литике.

Однако историку ясно одно: непреходящее значение мира вследствие религиозного обращения (conversio). Это со всей отчетливостью демонстрирует нам пример Франциска Ассиз­ского. Сказанное, правда, не совсем соотносится с созданными под воздействием Франциска конкретными формами мира в Ассизи, Перудже, Болонье или где-либо еще. Поскольку и они, без сомнения, были эфемерными, так же как и связываемое с его именем «движение мира» — legatio pads — францисканских братьев-миноритов. Вдохновленное Франциском религиозное движение францисканцев в целом пошло совсем другим путем, отличным от того, как он себе это представлял. Однако совер­шенно иначе дело обстоит с поданным им примером привер­женности принципам мира вследствие религиозного conversio: подобные убеждения снова и снова притягивают к себе людей всех последующих поколений вплоть до сего дня.

Мир такого рода, т.е. мир в результате conversio, достижим, конечно, единицами. В своей необычайно впечатляющей кни­ге о Франциске Рауль Манселли обозначил мир как «самый труднодостижимый и самый страстный идеал» Франциска, но также и как «побудительную причину его решительного выбо­ра в пользу обращения»125. «От неудовлетворенной жажды де­нег и славы, от потребности выделиться из массы горожан и общества своих друзей он мог — это он понял — перейти в мир других ценностей, которые хотя и были трудными и исполнен­ными страдания, но через жертву и самоотвержение могли вести к миру». Быть может, самое действенное и, определенно, самое краткое изображение идеи мира Франциска содержится, согласно Р. Манселли, в его «Увещеваниях» (Admonitiones). Это

124 См. Раздел I.

125 ManseUi я Franziskus. P. 317.

ФОРМЫ МИРА В РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЯХ . 187

свод кратких высказываний (логий), сделанных Франциском в разные времена и по разным поводам, а впоследствии, возмож­но еще до его смерти, собранных вместе126. В одном из после­дних разделов, «Игра противопоставлений», объясняется, как достигается зыбкое равновесие внутреннего мира, который не выливается в этический прагматизм, но тем не менее «не сто­ронится [окружающего] мира и не избегает его»127, а благода­ря деятельности побеждает в обществе: «Где есть любовь и мудрость, — как там говорится, — там нет страха и неведения. Где есть терпение и смирение, нет места гневу и смущению. Где есть бедность с радостью, там нет алчности и скупости. Где есть покой и созерцание, там нет волнения и мятущегося духа <...>. Где есть сострадание и дар различать (discretio), там нет чрезмерности или очерствения»128. Достигнуть этого хотя бы приблизительно, разумеется, чрезвычайно трудно — как все мы знаем.

1993