Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0235416_22980_eksle_o_g_deistvitelnost_i_znanie...doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.72 Mб
Скачать

Глава VIII

щество с другими единомышленниками, ни в коем случае не идентичен «аскету». М. Вебер попытался точнее описать это через различие между преодолевающей мирское и имманент­ной миру аскезой65, поскольку аскеза, нацеленная на отверже­ние мира — аскеза отшельника в пустыне или всякая форма уединения, с полным отказом от имущественного владения, с низкой оценкой физического труда, с систематическим пре­небрежением телом и его потребностями и с общей «враждеб­ностью культуре», — являет собой нечто совсем иное, нежели специфическое для группы общежитие монахов и свойствен­ная этому образу жизни и «методике ведения жизни» культур­ная продуктивность.

Как и в случае формы жизни по типу vita communis, в conjur-ationes — объединениях на основе клятвы — речь идет прежде всего о фундаментальных и очень специфических жизненных укладах. Такие объединения строятся на взаимно принесенной клятве, т.е. на данном всеми сторонами клятвенном обещании, которое репрезентирует согласие и заключенные на его осно­ве договорные связи. Так индивиды, часто под давлением нуж­ды и в ситуации дезорганизации, вступают между собой в от­ношения братства и равенства с целью всесторонней взаимной помощи на случай любой беды и во всех сферах — от хозяйства и организации повседневной жизни до религии. Принцип conjuratio является, таким образом, нормой взаимности, рецип-роцитарности (Reziprozitat). К типу conjuratio относятся как местные, так и чисто профессиональные объединения, напри­мер объединения купцов, ремесленников или ранние универ­ситеты, в случае которых речь шла о клятвенных объединени­ях студентов или объединениях магистров с их студентами. Объединения на основе клятвы на протяжении западноевро­пейской истории постоянно и все время по-новому станови­лись индикаторами и факторами социального процесса на­растающей модернизации. Они репрезентировали начала экономики разделения труда с прогрессирующей дифференци­ацией видов деятельности и профессий, а также возникнове­ние новых слоев — купцов, ремесленников, студентов, магист­ров, интеллектуалов с XII в. Факторами эти группы были пото-

Oexle O.G. Priester - Krieger - Burger. S. 210 ff.

«ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА» У ИСТОРИКОВ 327

му, что такая форма группы, как conjuratio, представляла собой инструмент, посредством которого представители новых про­фессий и слоев могли осуществить свои цели и намерения там, где они живут. В случае университетов это можно прочувство­вать с особенной ясностью: без объединения в сообщество и conjuratio в Европе были бы высшие учебные заведения, но это не были бы университеты.

Сама идея клятвенного соглашения о взаимопомощи сы­грала, таким образом, большую роль, которую также можно назвать специфической: например, в аспекте создания ориен­тированных на группу, «установленных» ею особого права и мира66. Не менее значимыми были и своеобразные формы со­зданных на основе взаимности как нормы институтов, которые обрели конкретное выражение в самоуправлении и создании собственной юрисдикции, в выборности должностных лиц (причем на определенное время), в принципе большинства при принятии решения, в правовых фигурах делегации и пред­ставительства. Здесь следует обратить внимание на то, что все они не были следствием философской, правовой или теологи­ческой рефлексии, а родились из самой практики жизни в со­обществе — точнее будет сказано, из специфики таких групп как объединений на основе принесенной клятвы (conjuratio). Этим же обусловлено и влияние определенного образа (habitus) социального и политического поведения таких групп. Это по­ведение стало предметом рефлексии уже в Средние века: будь то критика со стороны носителей идеи сословного порядка в обществе, осуждавших структуры иного вида и свойственный им habituf1, или то, как люди, входившие в conjurationes, сами осмысляли присущую их форме жизни своеобразную способ­ность к воспитанию мира и согласия — pax и concordicP8.

К формам conjuratio относится также и коммуна — крестьян­ская или городская, т.е. крестьянская или городская «община», которая отличается от таких форм conjuratio, как гильдия или университет, тем, что те основываются на чисто личных отно­шениях, тогда как коммуна распространяется на определенное пространство, т.е. имеет местный или региональный суб-