Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0235416_22980_eksle_o_g_deistvitelnost_i_znanie...doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.72 Mб
Скачать

Глава VIII

и профессиональную практику, задававшие норму вплоть до Современности, даже до наших дней28. Вместе с этим возник и слой интеллектуалов-мирян, натренированных на логичес­ком проникновении в суть правовых проблем, с актуальным «до сего дня <...> специфическим стилем юридического разъяс­нения казусов, аргументации и толкования»29. Словом, возник тип юриста с его «неприметной, но вряд ли переоценимой для функционирования нового европейского общества деятельно­стью» и умением «разрешать жизненные конфликты между людьми не насилием и не поддаваясь обыденным иррациональ­ным привычкам, а посредством интеллектуального обсуждения автономной юридической проблемы и в соответствии с выра­ботанными на основе этой проблематики общими для всех правилами». Благодаря этому общественная жизнь в Европе стала «навсегда юридически организованной и рационализиро­ванной», а европейская культура — «среди всех культур на зем­ле единственной основанной на законе», с юристом и четко очерченным его образом как неотъемлемым элементом подъе­ма искусства управления и рационально организованного по­литического и экономического общества. Поэтому уже с XII столетия штат этих профессиональных юристов начинает претендовать на технологическую монополию в дипломатии, управлении и правовом обеспечении. Юрист, наконец, во всей Европе стал «монополистом рационального управления и судо­производства» — и остался таковым до сего дня.

В качестве третьего примера этих особых, светских по сути своей культур в средневековом обществе и их влияния на фор­мирование «образов человека» следует назвать придворное общество, которое в течение многих столетий считалось «со­вершенно светской европейской культурой» (О. Бруннер)80. Придворная культура также произвела на свет множество но­вых предписаний поведения, которые формулировались в та­ких понятиях, как curialitas (французское courtoisie; немецкое

28 Wieacker f. Privatrechtsgeschichte der Neuzeit. S. 49.

29 Ebd. S. 69f.

30 Витке J. Hofische Kultur. Literatur und Gesellschaft im hohen Mittelalter. 2 Bde. Munchen, 1986; J. Fleckenstein (Hg.). Curialitas. Studien zu Grundfragen der hofisch-ritterlichen Kultur. Gottingen, 1990; Paravicini W. Die ritterlich-hofische Kultur des Mittelalters. Munchen, 1994.

«ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА» У ИСТОРИКОВ 313

havescheit, Hofischkeit) или civilitas и urbanitas, и нашли выражение не только в типе рыцаря и придворного, но и, возможно, преж­де всего в новом ведении правового статуса женщины, в почте­нии к ней31.

Если перевести взгляд от этих специфических культур вы­сокого и позднего Средневековья на раннее Средневековье, то и там можно найти определенные «образы человека», которые тоже оказали влияние на последующие столетия, будучи обо­снованными уже в позднюю Античность и в начале Средневе­ковья. Это, например, образ властителя (монарха, короля), основные черты которого определяются уже в каролингских зерцалах32 — трансцендентное обоснование власти, ответствен­ность за нее, что впечатляюще документировано также и кон­кретными художественными образами33. Далее можно было бы более подробно поговорить и о епископе как носителе духов­ного сана и светской власти одновременно34, и об аббате как назначенном на свой пост самим Христом, однако избранном монахами быть paterfamilias монастырской общины35. Власти и господству, всем этим potentes - облеченным мирской, церков­ной, духовной властью людям, - в восприятии человека ранне­го и высокого Средневековья противопоставлены pauperes, т.е. все те, кто не столько «беден» в экономическом смысле и стра­дает от материальной нужды, сколько во всем своем существо­вании нуждается в помощи и защите со стороны других36. Так же и в русле данной рефлексии о «бедных» в смысле pauperes как

31 Витке]. Hofische Kultur. Bd. 2. S. 451; Paravicini W. Die ritterlich-hdfische Kultur. S. 24ff.

32 Eberhardt 0. Via regia. Der Furstenspiegel Smaragds von St. Mihiel und seine literarische Gattung. Munchen, 1977.

33 Staubach N. Rex christianus. Hofkultur und Herrschaftspropaganda im Reich Karls des Kahlen. Weimar; Wien, 1993; Mayr-Harting H. Ottonische Buchmalerei. Liturgische Kunst im Reich der Kaiser, Bischofe und Abte. Stuttgart; Zurich, 1991. Об образе государя в позднее Средневековье см.: Le GoffJ. Saint Louis. Paris, 1996.

34 Эта тема подробно разъясняется в статье «Епископ» (,Bischof, Bischofs- amt4) // Lexikon des Mittelalters . 1983. Bd. 2. Sp. 228ff.

35 См. об этом подробнее: Felten F.J. Herrschaft des Abtes / F. Prinz (Hg.). Herrschaft und Kirche. Beitrage zu Entstehung und Wirkungsweise episkopaler und monastischer Organisationsformen. Stuttgart, 1988. S. 147—296.

36 Oexle O.G. Potens und Pauper im Fruhmittelalter /W. Harms, K. Speckenbach (Hg.). Bildhafte Rede in Mittelalter und Fruher Neuzeit. Probleme ihrer Legiti­ mation und ihrer Funktion. Tubingen, 1992. S. 131—149; Idem. Armut und Armen- fursorge um 1200. Ein Beitrag zum Verstandnis der freiwilligen Armut bei Elisabeth

314