Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0235416_22980_eksle_o_g_deistvitelnost_i_znanie...doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.72 Mб
Скачать

Глава V

янно молилась о том, чтобы любить собственных детей не больше, чем любого «ближнего», то это отнюдь не свидетель­ство бедности чувств, безответственности и мрачной аскезы, поскольку на основании наиболее ранних свидетельств о ее жизни мы не раз убеждаемся, что нежное отношение к детям было весьма характерной чертой ее характера. Уже во время жизни на Вартбурге она заботилась о бедных детях (pueruli pauperes) как родная мать, и они называли ее, в свою очередь, «мамой»: сохранились сообщения, что она старалась порадо­вать этих детей кукольной посудой и стеклянными колечка­ми205. Также и в Марбурге ее забота распространялась в первую очередь на детей и подростков, как свидетельствует, например, многократно упоминаемая в разных источниках история о парализованном мальчике, которого она ночами по нескольку раз на плечах носила в отхожее место и снова и снова перести­лала его испачканную постель206. Ведь не случайно Конрад Марбургский в 1232 г., чтобы дать представление о ее деятель­ности, привел три примера того, как она ухаживала за детьми и молодыми людьми207.

Для обращения Елизаветы с окружающими характерны простые, полные сочувствия жесты: покрыть одеялом, пошу­тить, дружелюбно поговорить и утешить208. Те, кто жили с нею рядом и были свидетелями ее деятельности, также неоднократ­но подчеркивают, сколь радостно просветленной (hilaritas, iocunditas) была ее жизнь в добровольно взятой на себя беднос­ти209. Несомненно, эта hilaritas имела спиритуальные черты и спиритуальное же значение; но она означала также вовлечение бедного в эмоциональную связь210. Еще недавно опять с уверен­ностью высказанное предположение, будто «средневековая (т.е. добровольная) бедность» характерным образом столь же редко связана с радостью и просветленностью, как и новозавет-

205 LtbeUus. S. 28f.

206 ЕМ. S. 52, 61; Ср. также с сообщением Конрада Марбургского (Quellen- studien. S. 158 f.).

207 Quellenstudien. S. 158 f.

208 Ср.: LtbeUus. S. 61 ff.

209 Ebd. S. 32, 36, 75 f.

210 Весьма характерный сюжет о бедняках у ночного костра содержится в LtbeUus (S. 57 f.).

БЕДНОСТЬ И ПРИЗРЕНИЕ БЕДНЫХ... 229

ная, а чаще — с аскетическим, редко прерываемым мрачным настроением211, больше подходит к духовнику Елизаветы, под­верженному страхам и недоверчивому Конраду Марбургско-му212, но не к ней самой.

Непринужденность и hilaritas являются определяющими чертами поведения Елизаветы в совместной жизни с другими добровольно принявшими обет бедности людьми в марбургс-ком госпитале, где она собрала вокруг себя единомышленни­ков, среди которых были также pauperes и ignobiles, и жила с ними по образцу братского товарищества или общины беги-нок213. Они обращались друг к другу на «ты», ели из одной посудины и имели собственные символические средства выра­жения принадлежности к одному сообществу214. Унижения и из­девки, на которые Елизавета была обречена благодаря Конра­ду Марбургскому215, она переносила «с самодисциплиной и выражением высокодифференцированного характера»216, со свойственным ей умом. Ее ум, впрочем, проявился не только в идейно насыщенном и эффективном служении бедным, но и в том, как она различала умонастроения в движении доброволь­ной бедности. У нее не было недостатка в житейской мудрос­ти, если речь шла об этом217. Во время посещения монастыря, монахи которого жили от милостыни, т.е. приписывали себя к движению добровольной бедности, ей показали драгоцен-

211 Lindgren U. Europas Armut. S. 401.

212 Эта характеристика Конрада подтверждается лаконичными, но вполне однозначными замечаниями из LibeUus (S. 69) и его собственными самооблича­ ющими высказываниями (Quellenstudien. S. 156 ff.).

213 LibeUus. S. 72. Об образе жизни ср.: BorstA. Art. «Elisabeth» // Neue Deuts­ che Biographic 1959. Bd. 4. Sp. 452; WernerM. Die Heilige Elisabeth und die Anfange des Deutschen Ordens in Marburg. S. 131 ff.

214 Ср.: LibeUus. S. 72.

215 Здесь следует напомнить о физических лишениях, о расставании с дове­ ренными спутницами в бедности, задуманном как постепенное и оттого наро­ чито болезненное, об их последующем удалении от нее недружелюбными и высокомерными родственниками, а также о многочисленных примерах сопро­ тивления устремлениям Елизаветы со стороны Конрада как ее духовника — о запрете собирать и подавать милостыню, об осуждении ее общения с бедней­ шими из бедных. Ср.: LibeUus. S. 49, 69 ff., а также с высказываниями самого Конрада (Quellenstudien. S. 157 f.)

216 BorstA. Art. «Elisabeth». Sp. 452.

217 Об этом подробно сообщает LibeUus (S. 58).

230