
- •Возможности Нижегородского региона в контексте развития самодеятельного туризма
- •Введение
- •1. Характеристика содержания туристского кластера и модель, используемая в исследовании
- •Природа
- •Культура
- •2. Контент-анализ отзывов участников самодеятельных туров в Нижнем Новгород и Нижегородскую область
- •Природа
- •Культура
- •3. Нижегородский региональный туристский кластер для самодеятельного туризма: возможности и ограничения
- •Природа
- •Культура
- •Заключение
- •Список использованной литературы
Природа
Экологический
Лечебно-оздоровительный
Промысловый
Пляжный
Выходного дня
Аграрный
Экстремальный
Инсентив-туризм
Детский оздоровительный
Круизы
Спортивно-событийный
Религиозный туризм и паломничество
Культурно-познавательный
Деловой
Выставочно-конгрессный
Образовательный
СОБЫТИЙНЫЙ
(СТРУКТУРИРОВАННЫЙ)
ТУРИЗМ
СЛАБОСТРУКТУРИРОВАННЫЙ
Культура
1 – организаторы тура, туроператоры; 2 – материально-техническая составляющая (туристические базы, гостиницы); 3 – инфраструктура развлечений; 4 – логистика (транспорт).
Рис. 4. Туризм в Нижегородской области в путеводителях Министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области1
Экспресс-анализ описания баз отдыха, гостиничных домов, туристических баз позволяет предположить, что с одной стороны, предложения ориентированы на корпоративных клиентов как целевую группу, с другой стороны, качество предлагаемых гостиниц и баз отдыха требует волнительной проверки. Не случайно, туристы, самостоятельно организующие туры выходного дня, используя информацию о базах отдыха не только от знакомых, но и из подобных информационно-рекламных материалов, искренне сообщают на туристических форумах: «Вот мой самый правдивый отзыв. (…) Впечатления в целом неплохие. Территория, постройки оформлены в духе баварской деревни, что впечатляет. Ресторан уютный, кухня разнообразная и вкусная, детская анимация, развлечения, сервис - все достойно. Но несколько моментов несколько испортили наш отдых. Во-первых, стойкий запах канализации в районе корпуса "В". Персонал утверждал, что этот запах идет с ильиногорской фермы, но прямо за нашим корпусом находится овраг, куда спускается канализационный рукав. (…) Резюме: в общем и целом молодцы, но жить в корпусе "В" мы больше не будем» (ж., 2011).
Складывается впечатление, что туристические маршруты изучаемых районов достаточно редко бывают полностью сформированы, описаны и предложены туристам. Просто перечень культурных или природных объектов и достопримечательностей не может претендовать, например, на туристический маршрут. В то же время именно сформированный туристический маршрут задает содержательную канву и одновременно оживляет туристский кластер, вписывая в маршрут гостиницы или базы отдыха того или иного уровня обслуживания, а также определенный набор развлечений для туристов и т.п. Если нет проектной линии движения туристов по региональному пространству, очевидно, будут пустоты как в описании, например баз отдыха или гостиниц, так и реальные пустоты (отсутствие необходимых объектов, например, съемного жилья определенного ценового уровня, или ожидаемого уровня обслуживания).
Инфраструктура развлечений в информационно-рекламных материалах описывается, однако в данных описаниях также присутствует специфика.
Во-1, в большинстве изученных путеводителей указание на понимание роли регионального туристского кластера для благополучия туриста дается «в лоб», то есть буквально указывается: «Как доехать, что посмотреть, где разместиться? Где поесть и развлечься? Где обменять валюту». В данной формулировке, в подаче составляющих туристского кластера, нарочитая простота граничит с грубостью, а указания на обмен валюты открывает мечты создателей путеводителей о въездном туризме. Оба данных факта наиболее вероятно отталкивают потенциального самодеятельного туриста, поскольку нарочито-рекламны и внушают недоверие к представленной информации.
Во-2, значение развлечений в туристском кластере и соответственно содержательное наполнение развлечений недооценивается. В одних материалах развлечения представлены предельно скудно, в других – закамуфлировано, в третьих – весьма традиционно. Например, в путеводителе по Чкаловскому району туристам предлагается развлечься в сувенирной лавке. С другой стороны, возможность в течение 30 минут ознакомиться с техникой бондарного дела и приобрести начальные практические навыки в этом промысле – самое что ни на есть увлекательное развлечение для целого ряда категорий туристов, однако как развлечение данное предложение не подается [47, С. 13].
В большинстве путеводителей в качестве развлечений предлагают специально организованные экскурсии, театрализованные представления и интерактивные экскурсии – это наиболее очевидная форма предложения развлечений. Разумеется, туристы могут догадаться, читая информационно-рекламные материалы, о своих возможностях, получая информацию, например, о наличии в Балахнинском районе Зоопарка «Маленькая страна Лимпопо» или Культурно-досугового центра «Дом Москвы», поскольку указывается, что основная задача центра – развитие культурной и спортивной деятельности, проведение фестивалей, форумов, научных конференций областного, межрегионального и всероссийского уровней. Тем не менее подобное представление развлечений, на наш взгляд, предельно стереотипно.
Логистика в путеводителях ориентирована именно на самодеятельного туриста: в описаниях туристических объектов указывается, каким общественным транспортом можно добраться до цели путешествия. Однако не учтенными остаются туристы, представляющие самодеятельный автомобильный туризм, которым требуются иные карты и иная информация.
В целом впечатление от информационно-рекламных материалов по региональному туризму, созданных в рамках программы «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2007 – 2011 годах» отдела развития туризма и народных промыслов Министерства поддержки и развития малого предпринимательства и потребительского рынка и услуг Нижегородской области, складывается весьма противоречивое.
Полиграфия материалов указывает на значительные вложения в создание данной продукции, содержание же материалов представляется устаревшим.
Предлагаемые путеводители отсылают читателей к урокам истории и краеведения, по своей структуре и содержанию близки советским путеводителям, не ориентированным на развитие туризма в рыночной экономике. При создании подобных материалов необходимо учитывать, что сами по себе знания не являются толчком к путешествию, поэтому щедрая краеведческая информация будет безразлична туристу, если она не окажет мотивационного воздействия.
Не понятно, на кого ориентированы путеводители. Их «рыночность» заключается, на наш взгляд в том, что, описывая развлечения или материально-техническую сторону туристского кластера, создатели материалов как бы представляют корпоративного клиента и формулируют предложения для данной категории. Но, если клиент - корпоративный, не понятно, для кого указаны автобусные маршруты при посещении музеев и монастырей. Очевидно, что корпоративные клиенты не используют рейсовые городские автобусы при путешествии. Складывается впечатление, что целевой группы у путеводилей нет, они создавались по принципу: все в одну копилку.
В целом собрание путеводителей восхищает богатством Нижегородского края, однако все потенциальное туристическое многообразие и богатство нуждается в принципиально иной – более современной подаче, адекватной логике туризма и путешествия постиндустриального общества.
Таким образом, проблемы туризма в Нижегородской крае в достаточно полной мере нашли свое отражение в официальной информационно-рекламной продукции правительства Нижегородской области.
Оценивая нижегородский региональный туристский кластер в контексте самодеятельного туризма, следует подчеркнуть, что как и в туристических столицах (Москва и Санкт-Петербург), в Нижнем Новгороде наличествует отсталая маркетинговая стратегия продвижения регионального туристского продукта как на внешние, так и на внутренние туристские рынки, отсутствуют новые туристские продукты, привлекательные как для инвестиций, так и для самих туристов, в целом ассортимент туристского продукта скуден, а точнее неправильно «упакован», недостаточно развита инфраструктурный компонент регионального кластера туризма и т.д. [1].
Косвенная информация, полученная в исследовании также свидетельствует в пользу слабости информационного обеспечения туристско-рекреационной деятельности, а также о кадровом дефиците.
Главное, что объединяет эти проблемы, можно охарактеризовать общим понятием: отсталость. Эта «отсталость» касается и материально-технического оснащения туристского кластера, и инфраструктурных проблем, но главное – отсталость характеризует концептуальные составляющие регионального туризма, статичный образ туристского пространства, закладывающий неконструктивную стратегию управления туризмом.
Следовательно, политическое (управление), непосредственно обусловленное социальным (например, недостаточным уровнем образования в данной сфере), может влиять и тормозить экономическое, что многократно подчеркивает роль просвещения и образования в области туризма для чиновников, экспертов, менеджеров – всех тех, чье мышление определяет развитие туризма в Нижегородском регионе.