Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИМЭ ТД часть 3.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.55 Mб
Скачать

Раздел 18. Контракты в международной торговле

  1. Понятие и правовое регулирование международных коммерческих сделок.

Новое российское законодательство отказалось от господствовавших ранее терминов «внешнеторговая сделка» или «внешнеэкономическая сделка». Лишь в одном случае ГК РФ обращается к внешнеэкономической сделке, устанавливая специаль­ную коллизионную норму по поводу формы этой сделки. Во всех остальных случаях коллизионные нормы определяют применимое право к любым сделкам, к любым договорам, включая и внешне­экономические.

Внешнеэкономическая сделка в отличие от других сделок опо­средует предпринимательскую, коммерческую деятельность в сфере международных хозяйственных связей. Правда, в международной практике термин «внешнеэкономическая сделка», как правило, не используется. Более распространенный термин — «международ­ная коммерческая сделка» или «международный коммерческий до­говор». Оба термина равнозначны, хотя некоторое оттеночное различие сущест­вует. «Внешнеэкономическая сделка» выражает позицию одного го­сударства: участие России, ее граждан, юридических лиц в междуна­родных экономических связях является их внешнеэкономической деятельностью, которая осуществляется в виде внешнеэкономиче­ских сделок. Та же деятельность с позиции двух или более госу­дарств будет международной хозяйственной деятельностью, а сдел­ки, ее опосредующие, — международными коммерческими сделками.

Как и предыдущее законодательство по международному част­ному праву, ГК РФ, обращаясь к термину «внешнеэкономические сделки», не раскрывает его содержания. Вместе с тем выделение внешнеэкономических сделок из всего массива гражданско-право­вых сделок имеет серьезное практическое значение, так как непо­средственно связано с особенностями правового регулирования. Если сделка «внутренняя», т. е. не имеет иностранных элементов, то она целиком находится в национальном правовом поле и регу­лируется российским правом. Если сделка международная (внеш­неэкономическая), то она связана с правом разных государств и возникает проблема выбора права одного из них, нормы кото­рого должны быть применены. Прежде всего, необходимо опреде­лить, какие сделки относятся к международным, трансграничным. Для этого следует обратиться к ст. 1186 ГК, определяющей круг гражданско-правовых отношений, регулируемых международным частным правом. Исходя из этой статьи к международным или трансграничным относятся сделки и договоры «с участием ино­странных граждан или иностранных юридических лиц либо... ос­ложненные иным иностранным элементом, в том числе в случа­ях, когда объект гражданских прав находится за границей...».

Внешнеэкономическая (международная коммерческая) сделка, как и любая гражданско-правовая сделка, может быть односто­ронней, когда для ее совершения необходимо и достаточно выра­жения воли одной стороны (например, доверенность), и двух- или многосторонней, когда для ее совершения необходимо выра­жение согласованной воли двух или более сторон. Последние яв­ляются договорами (контрактами). Примерами двусторонних до­говоров являются договоры международной купли-продажи, бар­тера, комиссии и др.; примерами многосторонних могут быть договоры финансового лизинга, факторинга, договоры о совмест­ной деятельности, о кооперации и др.

К международным коммерческим сделкам (или к внешнеэкономическим сделкам) можно отнести сделки, опосредующие предпринимательскую деятельность в сфере международных экономических отношений, совершаемые ме­жду сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств.

Можно выделить следующие особенности правового регулирования международных коммерческих сделок:

- тесное взаимодействие правовых норм различной системной принадлежности, т. е. норм международного и национального права.

- взаимодействие норм различ­ной отраслевой принадлежности национального права

- широкое распространение форм так называемого негосудар­ственного регулирования (контрактные условия, обычаи международной торговли, арбитражная практика).

Правовое регулирование внешнеэкономиче­ских сделок представляет собой достаточно сложную систему, со­стоящую из разных по своей природе, но тесно взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: норм международного публич­ного права, норм национального, прежде всего международного частного права, и норм негосударственного регулирования.

В числе международных актов, посвященных внешнеторговой деятельности можно назвать следующие конвенции и соглашения по торговле: Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Со­глашение об общих условиях поставок товаров между организа­циями государств — участников СНГ 1992 г., Соглашение о по­рядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйст­венной деятельности 1992 г. (СНГ), Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г. и др.

В рамках национального законодательства следует назвать Таможенный кодекс Таможенного союза, ГК РФ, и в большей степени ч.3 раздел 6 «Международное частное право», Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и др.

Определяя национально-правовую систему, подлежащую применению, компетентный орган может учитывать и право избранное сторонами, и закон наиболее тесной связи, и закон места заключения сделки, и закон место исполнения сделки. Такое регулирование носит диспозитивный характер, и по общему правилу участники сделки вправе выбрать право, подлежащее применению, в противном случае будет применяться закон наиболее тесной связи.

Примерами негосударственного регулирования выступают разработанные на международном уровне обычаи и унифицированные правила в сфере торговли.

К общеизвестным обычаям, применяемым предпринимателями разных стран, в том числе и российскими предпринимателями, от­носятся ИНКОТЕРМС, действующие в настоящее время в редакции 2010 г. Международные правила тол­кования торговых терминов, являющиеся по своей юридической природе международным торговым обычаем, представляют собой результат кодификационных усилий МТП. Первая редакция ИНКОТЕРМС была принята в 1936 г., последняя, действующая в настоящее время, в 2010 г. Кроме того, существует еще несколько редакций ИНКОТЕРМС, при­нятых между 1936 и 2000 гг. Этот факт объясняется тем, что в между­народной торговле под влиянием научно-технического прогресса и информатизации стали применяться новые средства и способы дос­тавки товаров, обработки документации, использоваться электронные средства передачи информации, что настоятельно требовало внесе­ния корректив в сложившиеся ранее стандарты и нормы. Сторо­ны, желающие применить ИНКОТЕРМС, должны сделать специальную отсылку к ним в контракте. ИНКОТЕРМС в редакции 2010 г. со­держат детальную регламентацию 11 типов контрактов, применяемых в международном торговом обороте. Тип контракта позволяет определить базисные условия, отличающие его от другого. Базисные условия включают: перевозку товара; страхование товара; момент перехода права собственности на товар от продавца к покупателю; момент перехода риска случайной гибели и повреждения това­ра с продавца на покупателя; передачу товара продавцом покупателю.

В области международных экономических отношений Между­народным институтом по унификации частного права в Риме (УНИДРУА) был разработан документ, содержащий, как указано в Преамбуле, «общие нормы для международных коммерческих до­говоров». Этот документ имеет название «Принципы международ­ных коммерческих договоров» (далее — Принципы УНИДРУА).

Принципы УНИДРУА, с одной стороны, могут рассматривать­ся как обычные нормы (обычаи), не требующие для их применения специальной ссылки на них в контракте. Это обусловлено тем, что большинство правил, содержащихся в тексте документа, на практи­ке всегда и так применяются добросовестными участниками при за­ключении ВЭС. Вместе с тем отдельные положения Принципов имеют достаточ­но конкретное содержание и будут применяться лишь при наличии на них ссылки. Это нашло подтверждение в преамбуле Принципов УНИДРУА. Принципы УНИДРУА, подобно своду правил, сформулиро­ванных в ИНКОТЕРМС, могут использоваться сторонами при за­ключении международного контракта путем указания на их приме­нение в тексте контракта.

Указание в контракте на применение Принципов УНИД­РУА может быть выражено различными фразами: «договор регу­лируется общими принципами права», «применимым является «lex mercatoria», «правовое регулирование осуществляется в соответст­вии с торговыми обычаями и обыкновениями» и т. п. Принципы УНИДРУА выполняют роль проводника между имеющимися пра­вовыми нормами и существующими пробелами в правовом регули­ровании заключения международных контрактов.

Основные положения Принцинов УНИДРУА.

  • Обязательность для сторон заключенного между ними дого­вора.

  • Добросовестность и честная деловая практика — качества, вменяемые в обязанности сторон при заключении и исполне­нии договора международной купли-продажи.

  • Обязанность сохранения конфиденциальности при передаче одной из сторон информации, являющейся для нее секрет­ной.

  • Основанием для одностороннего расторжения договора за­крепляется явное чрезмерное преимущество одной стороны перед другой. Кроме того, закрепляется возможность растор­жения договора (отказа от договора) в случае обмана, угро­зы, вызываемых третьим лицом, за которое отвечает другая сторона.

  • Осуществление толкования договора в соответствии с общим намерением сторон. В случае если намерение невозможно вы­явить, то договор толкуется в соответствии со значением, при­даваемым договору другими «разумными лицами» при анало­гичных обстоятельствах.

  • Правило, именуемое в самой статье «правилом contra proferentem»: если условия договора, выдвинутые одной стороной, являются неясными, то предпочтение отдается толко­ванию, которое противоположно интересам этой стороны.

Lex mercatoria это теория, обосновывающая наличие спе­циальной системы правового регулирования внешнеэкономических сделок, обособленной от национальных систем права.

Сущность теории lex mercatoria сводится к тому, что междуна­родная торговля прежде всего должна опосредоваться международ­ными договорами и международными торговыми обычаями.

Следует уяснить, что lex mercatoria представляет прежде всего научно-теоретическую разработку модели «транснационального» права в области регулирования международных экономических от­ношений.

Для понимания сущности lex mercatoria можно обозначить ее основные положения:

• правовое регулирование международных экономических свя­зей является автономным и не может опосредоваться национальным регулированием;

• источниками правового регулирования международных эко­номических связей могут быть только международный дого­вор и международный торговый обычай, при этом понятия «международный договор» и «международный обычай» име­ют более широкое содержание, чем их классическое толкова­ние (включаются типовые законы, разрабатываемые в качест­ве моделей для национальных нормативных актов; понятие «обычай» включает не только обычные правила, но и судеб­ные прецеденты);

  • принципами lex mercatoria являются общие принципы права, такие, как добросовестность исполнения обязательств, прин­цип pacta sunt servanda, возможность расторжения договора в случае существенного нарушения его контрагентом и др.;

  • наличие элемента саморегулирования в деятельности участ­ников внешнеэкономических связей;

  • включение в понятие «право» любых регуляторов социально­го поведения;

  • обоснование существования «международного общества ком­мерсантов».