Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИМЭ ТД часть 3.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.55 Mб
Скачать

7.Международные конвенции и соглашения в области

международных коммерческих споров.

Международный коммерческий арбитраж представляет собой особый механизм разрешения споров, осложненных иностранным элементом. Созданный в соответствии с волей сторон, арбитраж изымает спор, возникший между ними, по вопросам толкования и исполнения договора, из компетенции национальных судов общей и специальной юрисдикции. Спор рассматривается независимыми арбитрами, избранными сторона­ми на основании их профессиональных качеств в целях вынесе­ния окончательного и обязательного для сторон решения.

Международно-правовое регулирование отношений в области международного коммерческого арбитража осуществляется по трем основным направлениям:

а) унифи­кация процедурных норм в целях обеспечения единообразия в процедуре рассмотрения международных коммерческих споров в арбитражах разных государств;

б) создание международно-пра­вовой основы для признания и принудительного исполнения ре­шений арбитража одного государства на территории других;

в) создание и определение правовых основ деятельности специа­лизированных международных центров по рассмотрению опреде­ленных видов коммерческих споров.

По первому направлению существует ряд международных актов. Они отличаются и по со­держанию, и по юридической силе, и по способу применения. Многие из них были подготовлены в рамках ООН. Прежде всего это Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г. Она была разработана под эгидой Экономической комис­сии ООН для Европы, принята в Женеве 21 апреля 1961 г. и вступила в силу 7 января 1964 г. Конвенция вышла за регио­нальные рамки в результате присоединения неевропейских госу­дарств. Россия участвует в ней с 1962 г.

Конвенция содержит правила, определяющие порядок форми­рования арбитража, рассмотрения дела, вынесения решений, а также условия и последствия признания арбитражного решения недействительным. Конвенция применима как к арбитражу ad hoc, так и к «постоянным арбитражным органам» при условии, что стороны, передающие свой спор на арбитражное разбиратель­ство, имеют местонахождение на территории разных договари­вающихся государств (ст. 1).

Несколько важных правил для международного коммерческого арбитража закреплено в Конвенции: 1) при рассмотрении дела ар­битрами могут быть не только граждане страны, где спор рассмат­ривается, но и иностранные граждане (ст. 3); 2) предусмотрено право юридических лиц, которые по своему национальному закону относятся к «юридическим лицам публичного права», также пере­давать свои споры на арбитражное разбирательство. По националь­ным законам юридические лица публичного права часто такой возможности лишены и могут обращаться лишь в государственные суды (ст. 2); 3) установлен принцип неограниченной автономии воли сторон по выбору применимого права; если стороны право не выбрали, то арбитраж выбирает право в соответствии с колли­зионными нормами, которые арбитры сочтут применимыми; нако­нец, арбитры могут по договоренности между сторонами вынести решение в качестве «дружеских посредников» (ст. 7). Конвенция довольно подробно регламентирует порядок взаи­моотношений между арбитражем и государственным судом (ст. 6). Она устанавливает общий принцип, согласно которому государст­венный суд обязан отказаться от рассмотрения спора, по которо­му между сторонами заключено арбитражное соглашение. Кроме того, установлены порядок отвода государственного суда, порядок рассмотрения государственным судом вопроса о наличии или действительности арбитражного соглашения и правила выбора права, по которому этот вопрос должен решаться.

При всей важности предусмотренных в ней решений Конвен­ция не получила широкого применения; даже в Европе она не яв­ляется общеприменимой (например, Великобритания до сих пор не присоединилась к ней).

Нежелание государств связывать себя юридическими обяза­тельствами по правилам арбитражного разбирательства, что пока­зала история существования Европейской конвенции, привело к использованию иной формы сближения арбитражной процеду­ры—был создан Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже. Он разработан в Комиссии ООН по праву международной торговли, одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 11 декабря 1985 г. и рекомендован государствам в качестве модели соответствующего национального закона.

Типовой закон не является международным договором и, сле­довательно, не обладает обязательной юридической силой.

В международной коммерческой практике довольно часто применяются арбитражные регламенты, разработанные в рамках ООН: Арбитражный регламент Экономической комиссии ООН для Европы 1966 г., Правила международного коммерческого ар­битража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока 1966 г., Арбитражный регламент Комиссии ООН по пра­ву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) 1976 г. Все три доку­мента представляют собой унифицированные правила арбитраж­ной процедуры, прежде всего для арбитража ad hoc.

Наибольшее распространение в международной практике по­лучил Регламент ЮНСИТРАЛ, принятый резолюцией Генераль­ной Ассамблеи ООН 15 декабря 1976 г. в качестве рекомендации для использования в международной торговле путем ссылок на него в контрактах.

К региональным международным соглашениям в области ар­битража относятся Межамериканская конвенция о международ­ном коммерческом арбитраже, заключенная в Панаме 30 января 1975 г., Арабская конвенция о международном коммерческом ар­битраже 1987 г. В рамках СНГ 20 марта 1992 г. в Киеве было подписано Со­глашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществле­нием хозяйственной деятельности (вступило в силу 8 апреля 1993 г.).

Примером международного сотрудничества по второму направлению выступает Нью-Йоркская Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года. Нью-Йоркская конвенция пользуется большим признанием, в ней участвует более 120 госу­дарств. Россия в порядке правопреемства СССР является ее уча­стницей с 10 августа 1960 г. На территории России Конвенция действует с оговоркой, что в отношении решений, вынесенных на территории государств, которые не являются участниками Кон­венции, ее правила будут применяться лишь на условиях взаим­ности. Содержание Нью-Йоркской конвенции заключается в том, что она обязывает договаривающиеся государства признавать ино­странные решения как обязательные, приводить их в исполнение и создает для этого правовые основы. Они сводятся к следующему:

  1. государство признает и исполняет иностранные арбитраж­ные решения в соответствии со своим процессуальным правом; национальное право государства, где испрашивается исполнение, определяет судебный орган, который компетентен исполнить ре­шение и правила такого исполнения;

  1. заинтересованная сторона обращается в компетентный орган государства, где испрашивается исполнение, с просьбой, совместно с которой подаются: а) должным образом заверенное подлинное арбитражное решение или должным образом заверенная его копия; б) подлинное арбитражное соглашение или должным образом заве­ренная его копия; в) перевод этих документов на официальный язык той страны, где испрашивается исполнение;

  1. в признании и исполнении арбитражного решения может быть отказано только по тем основаниям, которые изложены в ст. 5 Конвенции.

Основания разделены на две группы: во-пер­вых, основания, которые могут быть применены только по прось­бе стороны, против которой вынесено решение, и если она дока­жет их наличие, и, во-вторых, основания которые могут быть применены по инициативе компетентного органа, рассматриваю­щего просьбу об исполнении.

Первая группа оснований связана главным образом с арбит­ражным соглашением. В признании и исполнении арбитражного решения может быть отказано, если: а) арбитражное соглашение недействительно, или б) решение арбитража вышло за пределы арбитражного соглашения, или в) состав арбитража и арбитраж­ный процесс не соответствовали арбитражному соглашению; кро­ме того, в этой группе есть еще два основания, по которым мож­но отказать в исполнении решения: г) если сторона, против которой вынесено решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве либо по другим причинам не могла представить свои объяснения (ина­че говоря, нарушены процессуальные права этой стороны, в част­ности ее право на равное участие в арбитражном разбирательст­ве); д) если решение не стало окончательным (например, оно было приостановлено или отменено компетентной властью стра­ны, где решение было вынесено).

Ко второй группе относятся только два основания. Компе­тентная власть страны, в которой испрашивается исполнение, мо­жет отказать в этом, если найдет, что объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по законам этой страны и если признание и приведение в исполнение решения противоречит публичному порядку этой страны.

Третьим направлением сотрудничества государств в рассмат­риваемой области является создание специализированных между­народных арбитражных центров для разрешения определенных ви­дов коммерческих споров, представляющих повышенный интерес для развития международных торгово-экономических отношений. В частности, на основе Конвенции о разрешении инвестицион­ных споров между государствами и лицами иных государств был учрежден Международный центр по разрешению инвестиционных споров (МЦРИС). Конвенция была разработана под эгидой Меж­дународного банка реконструкции и развития, принята 18 марта 1965 г. и вступила в силу 14 октября 1966 г. (ее обычно называют Вашингтонской конвенцией). В ней участвует более 100 госу­дарств.

МЦРИС — уникальный постоянно действующий арбитражный орган, созданный в форме организации, обладающей международ­но-правовой правосубъектностью (ст. 18), со своей специальной юрисдикцией. Центр разрешает споры, отвечающие одновременно трем условиям: а) разрешаются только споры между государст­вом—участником Конвенции и физическим или юридическим лицом другого государства — участника Конвенции; б) спор дол­жен быть инвестиционным, т. е. правовой спор, возникающий непосредственно из инвестиций; в) необходимо наличие соглаше­ния в письменной форме, заключенного между сторонами спора о передаче его на рассмотрение в Центр (ст. 25). Конвенция не предусматривает обязательной передачи инвестиционных споров в Центр.

Вашингтонская конвенция устанавливает два механизма разре­шения инвестиционных споров: примирительную процедуру и ар­битражную процедуру. Они не соподчинены между собой: стороны спора вправе избрать любую из них либо использовать обе про­цедуры. Отличительной чертой Конвенции является то, что она обеспечивает создание относительно законченной системы арбит­ражного процесса. В ней содержатся нормы, регулирующие поря­док формирования арбитражного суда для рассмотрения конкрет­ного спора; нормы, определяющие его компетенцию, а также со­отношение его компетенции с компетенцией национальных судов; нормы, решающие вопросы выбора применяемого права; нормы, устанавливающие порядок признания и исполнения арбитражных решений, вынесенных в соответствии с Конвенцией, и др.