Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИМЭ ТД часть 3.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.55 Mб
Скачать

6. Международные конвенции и соглашения в области

интеллектуальной собственности.

Понятие «интеллектуальная собственность» закреплено в л. VIII ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) 1967 г. (в Конвенции участвуют 184 государства, в том числе СССР с 1968 г.), и включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Принятая 18.12.2006 г. часть четвертая ГК РФ, вступившая в силу с 1.01.2008 г., относит к интеллектуальной собственности (помимо объектов, специально упомянутых выше в Конвенции ВОИС) про­граммы для ЭВМ, базы данных, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), наиме­нования мест происхождения товаров.

Права в отношении объектов интеллектуальной собственности принято подразделять на три категории — авторские, смежные и про­мышленные.

Авторские права возникают на произведения науки, литературы и искусства. Программы для ЭМВ российским зако­ном приравнены к объектам авторского права. К смежным правам относятся права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания, а также права обладателей на содержание баз данных и публикаторов произведений науки, литературы и искусства, впервые обнародован­ных после их перехода в общественное достояние. К промышленным относят права на изобретения, полезные моде­ли, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров.

Авторские права возникают с момента создания произведения (произведения могут быть обнародованными или необнародованными, но находящимися в какой-либо объективной форме), смежные - с момента фиксации произведения с помощью технических средств, и промышленные - с момента их регистрации и получения охранного документа — патента на изобретение, свидетельства на товарный знак и т.д. Программы для ЭВМ и базы данных — единственные объекты авторского права, для которых законом предусмотрена воз­можность регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ФОИС) по желанию правооб­ладателя.

Как следствие для каждой группы прав можно выделить «свои» конвенции и соглашения:

1) Для регулирования авторских прав в России наибольшее значение имеют Женевская конвенция об автор­ском праве 1952 г. и Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. В Женевской конвенции участвуют более 90 государств (СССР присоединился к Конвенции в 1973 г., и она действует для России с 27.05.73 г.), в Бернской участвуют более 150 государств (Россия присоединилась к Конвенции в 1994 г., и она действует для нас с 13.03.95 г.).

Основное содержание вышеуказанных конвенций сводится к двум основным положениям.

Во-первых, для преодоления территориального характера автор­ского права Женевская конвенция устанавливает: а) авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет на территории одного государства-участника, должно признаваться во всех государствах- участниках Конвенции на условиях национального режима независимо от гражданства автора; б) охране в государствах-участниках подлежат произведения авторов, являющихся гражданами государств-участ­ников, даже если произведение было впервые опубликовано не в государстве-участнике. Аналогичные, по существу, положения, содер­жатся в Бернской конвенции.

Во-вторых, и Женевская, и Бернская конвенции устанавливают минимальный уровень охраны авторских прав, которого должны при­держиваться государства-участники.

В связи с действием для России одновременно двух многосто­ронних соглашений - Женевской и Бернской конвенций — возни­кает вопрос об их соотношении между собой. Следует отметить, что обе конвенции не противоречат друг другу, содержат во многом совпадающие положения и могут применяться совместно. Однако, в отличие от Бернской конвенции, принцип национального режи­ма в Женевской конвенции играет доминирующую роль, поскольку в ней содержится небольшое количество материально-правовых норм. По своему содержанию она носит более гибкий характер, устанав­ливая не слишком высокий уровень охраны, что облегчает присое­динение к ней государств. Бернская конвенция содержит больше материально-правовых норм и устанавливает более высокий стан­дарт регулирования. Например, срок действия авторского права по Женевской конвенции не может быть менее 25 лет со дня смерти автора, тогда как согласно Бернской конвенции данный срок состав­ляет 50 лет со дня смерти автора. Согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г. срок охраны был установлен в 50 лет. 20.07.2004 г. в Закон были внесены изменения, согласно которым срок охраны был увеличен до 70 лет. Указанный 70-летний срок охраны установлен и действующей частью четвертой ГК РФ.

Более широкий состав участников Бернской конвенции расши­ряет круг охраняемых в России произведений иностранных авторов. Равным образом произведения российских авторов пользуются охра­ной в большем числе зарубежных стран. Кроме того, действующее в рамках ВТО Соглашение ТРИПС в ст. 9 («Отношение к Бернской конвенции») обязывает государства-участники ТРИПС соблюдать по­ложения ст. 1-21 Бернской конвенции и Приложения к ней, неза­висимо от того, являются ли они участниками Конвенции. Согласно ТРИПС действие Бернской конвенции распространено также на компьютерные программы и компиляции данных (ст. 10).

Поскольку законодательства об авторском праве ряда стран требу­ют соблюдения определенных формальностей, Женевская конвенция предусматривает возможность проставления на произведении специ­ального символа охраны авторского права (© с указанием обладателя авторского права и года первого выпуска в свет), если согласно внут­реннему законодательству соответствующего государства соблюдение формальности является обязательным. Бернская конвенция не преду­сматривает необходимость проставления каких-либо символов охраны.

В соответствии с Соглашением СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г. в отношениях между собой государства-участники применяют Женевскую конвенцию об авторском праве к произведениям, которые охраняются по законо­дательству государств-участников до даты вступления в силу этой Конвенции, то есть до 27.05.73 г.

Поскольку базы данных и программы для ЭВМ приравнены к объектам авторского права, их защита осуществляется на основе положений Женевской и Бернской конвенций. Об этом, в частно­сти, прямо заявлено в действующем в рамках ВТО Соглашении ТРИПС. Этому правилу следует и российское законодательство.

2) Развитие технических средств фиксации и воспроизведения ин­формации привело к тому, что артисты-исполнители, производители фонограмм и организации вещания в значительной мере утратили возможность контроля над распространением своих произведений, особенно если такое распространение осуществляется за рубежом.

В 1994 г. Россия присоединилась к Женевской конвенции об ох­ране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизвод­ства их фонограмм 1971 г., которая действует для России с 13.03.95 г. (в Конвенции участвуют более 70 государств). Цель Женевской кон­венции — борьба с пиратством, то есть незаконным (без согласия производителя) производством и распространением копий фоно­грамм, включая ввоз таких копий с целью их распространения.

Согласно Конвенции государство-участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств-участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики. Срок охраны не должен быть менее 20 лет с момента записи или опубликования фонограммы. На все разрешенные копии фонограмм или их упаковку может проставляться символ ® с ука­занием года первого издания и фамилии производителя, его право­преемника или обладателя исключительной лицензии.

Согласно части четвертой ГК РФ исключительные права испол­нителей, производителей фонограмм и вещательных организаций действуют в течение 50 лет после первого исполнения, первой записи или первой передачи в эфир или по кабелю. Исключительные права изготовителя базы данных, а также публикатора на произведение действуют в течение 15 лет после создания базы данных и 25 лег с момента обнародования произведения, соответственно.

Никакой регистрации смежного права не требуется, однако про­изводитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах также вправе использовать знак охраны смежных прав. В соответствии с п. 3 ст. 1306 ГК РФ предоставление на террито­рии РФ охраны объектам смежных прав в соответствии с международ­ными договорами РФ осуществляется в отношении соответствующих объектов, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения или в России вследствие истечения установленного в соответствующей стране или России срока действия исключитель­ного права на эти объекты.

Другим международным соглашением является Римская кон­венция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (в Конвенции участву­ют 60 государств, Россия с 26.05.2003 года). Согласно Римской конвенции каждое государство-участник обя­зано предоставить национальный режим охраны зарубежным арти­стам-исполнителям, производителям фонограмм и вещательным организациям.

Государство-участник может в своем внутреннем законодатель­стве предусматривать исключения из гарантируемой Конвенцией охраны в отношении: а) использования в личных целях; б) исполь­зования кратких отрывков с целью сообщения о текущих событиях; в) кратковременной звуковой записи, осуществляемой вещательной организацией с помощью своего собственного оборудования и для своих собственных передач; г) использования исключительно в учеб­ных или научно-исследовательских целях.

Минимальный срок охраны по Конвенции составляет 20 лет с момента, соответственно, исполнения, записи фонограммы, переда­чи в эфир. Обратной силы положения Римской конвенции не имеют.

Основное различие между Римской конвенцией 1961 г. и Женев­ской конвенцией 1971 г. состоит в объеме охраны: Римская конвенция предоставляет национальный режим широкому кругу иностранных обладателей прав, тогда как Женевская конвенция 1971 г. касается лишь прав иностранных производителей фонограмм.

В 1996 г. в рамках ВОИС был заключен Договор по исполнениям и фонограммам. Договор вступил в силу в 2002 г. и в настоящее время в нем участвуют 68 государств. Россия присоединилась к указанному Договору в 2008 г., и он вступил в силу для нашей страны с 5 февраля 2009 г. Договор предусматривает установление национального режима для иностранных правообладателей из государств—участников Договора, определяет личные неимущественные и имущественные права испол­нителей, исключительное право исполнителей разрешать доведение до всеобщего сведения своих исполнений, записанных на фонограммы, по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по их собственному выбору.

3) Охрана прав на объекты промышленной соб­ственности — изобретения, полезные модели, промышленные образ­цы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров — осуществляется как рос­сийским законодательством, так и международными договорами РФ. Базовым международным соглашением в данной области является Парижская конвенция об охране промыш­ленной собственности 1883 г. в ред. 1967 г. (СССР участвует с 1965 г.). Участники Конвенции образовали Союз по охране промышленной собственности, куда входят более 172 государств. Парижская кон­венция не предусматривает создания единого международного патента или свидетельства, который бы действовал одновременно во всех государствах-участниках. Конвенция выполняет следующие функции:

1. Облегчает для иностранцев из числа граждан государств-уча­стников регистрацию и патентование их объектов промышленной собственности в других государствах-участниках, устанавливая пра­вило о национальном режиме.

Так, в соответствии с Парижской конвенцией иностранные граж­дане из государств-участников Конвенции пользуются националь­ным режимом в отношении охраны промышленной собственности в России (ст. 2). В частности, они могут претендовать на получение патента на изобретение в соответствии с российским законодатель­ством (доля иностранных заявок на изобретения, подаваемых в ФОИС, в последние годы составляет порядка 25%). Однако, если иностран­ный гражданин не получит российский патент на свое изобретение, то его права на данное изобретение не будут признаваться в России. Аналогичным образом права российских лиц не будут признаваться в тех странах, где они не запатентовали свои изобретения, хотя бы эти государства и участвовали в Парижской конвенции.

    1. В целях содействия иностранным лицам регистрации своих объектов в государствах-участниках Парижская конвенция устанав­ливает правило конвенционного приоритета (ст. 4). Известно, что правовой охраной пользуются только те изобретения, на которые получен патент. Для получения патента изобретение должно отве­чать признаку новизны. При проверке новизны могут использовать­ся только те сведения, которые стали общедоступными до даты приоритета, которая устанавливается по дате подачи в патентное ведомство заявки о выдаче патента. Но приоритет может быть уста­новлен по дате заявки в государстве—участнике Парижской конвен­ции (конвенционный приоритет), если заявка на изобретение, полезную модель поступила в патентное ведомство в течение 12 ме­сяцев с указанной даты (на промышленный образец — в течение 6 месяцев).

    1. Подобно международным соглашениям об охране авторских и смежных прав, Парижская конвенция устанавливает минимальный уровень охраны соответствующих прав, которого должны придержи­ваться государства-участники, закрепляя соответствующие положения в своем национальном законодательстве. Например, ст. 5 Конвен­ции устанавливает, что промышленные образцы должны охраняться во всех странах-участницах, а многие положения ст. 6 Конвенции, посвященные товарным знакам, определенно содержат критерии их охраноспособности, которые должны получить закрепление в нацио­нальном законодательстве.

На облегчение процедуры регистрации и получения национальных охранных документов на­правлены такие международные соглашения, как Договор о патентной кооперации 1970 г. — Договор РСТ (в договоре участвуют 141 госу­дарств, СССР участвует с 1977 г.), Мадридское соглашение о между­ народной регистрации знаков 1891 г. (в ред. 1967 г.) (в соглашении участвуют более 50 государств, СССР участвует с 1976 г.). В соответ­ствии с указанными соглашениями лицо, желающее запатентовать свое изобретение или зарегистрировать свой товарный знак, знак обслуживания, в нескольких странах, вправе составить так называ­емую международную заявку и направить ее в свое национальное ведомство (Договор РСТ) или в специально созданное Международ­ное бюро (Мадридское соглашение).

В 1989 г. был принят Протокол к Мадридскому соглашению о между­народной регистрации товарных знаков (Мадридский протокол), явля­ющийся самостоятельным международным договором (в Протоколе участвуют более 50 государств, в том числе Россия).

В 1973 г. было заключено еще одно международное соглашение — Договор о регистрации товарных знаков (ТКТ) (в договоре участвуют 5 государств, в том числе Россия). Согласно Договору международ­ная регистрация товарного знака осуществляется Международным бюро ВОИС по схеме, сходной с системой Мадридского соглашения.

Возможность выдачи единого охранного документа предусмот­рена Евразийской патентной конвенцией 1994 г. (в Конвенции уча­ствуют 9 государств СНГ). На основе этой Конвенции граждане из государств-участников, а также лица, постоянно проживающие на их территориях, вправе подать в Евразийское патентное ведомство заявку на получение Евразийского патента. Евразийское патентное ведомство проводит патентный поиск, взаимодействуя с националь­ными или региональными ведомствами, и решает вопрос о выдаче Евразийского патента, действующего непосредственно на террито­рии всех государств—участников Конвенции с даты его публикации. Таким образом, исключена необходимость получения патента в каж­дом национальном патентном ведомстве.

Возможность получения единого патента предусмотрена также в рамках ЕС Мюнхенским договором о выдаче европейских патентов 1973 г. Кроме того, в странах ЕС действуют правила о едином товар­ном знаке ЕС.

В 1994 г. был за­ключен Договор о законах по товарным знакам (в Договоре участвуют более 30 государств, в том числе Россия). Целью данного соглашения также является унификация национального законодательства госу­дарств-участников в области товарных знаков. Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации зна­ков 1957г. (в Соглашении участвуют более 70 государств, в том числе Россия) утвердило систему международной классификации товаров и услуг (34 класса для товаров и 8 классов для услуг), на основе которой осуществляется международная регистрация знаков. Рос­сия участвует также в Договоре об охране Олимпийского символа.