Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Praktikum_-_kafedralny_po_filosofii_Khrestom.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.26 Mб
Скачать

4. Проблема человека в философии

4.1.Сущность человека

Вводные замечания

Философию интересует в первую очередь мир человеческий, вся философская проблематика вращается вокруг смысла бытия человека в этом мире. Представление о человеке постоянно меняется, в разные эпохи на первый план выдвигается тот или иной аспект проблемы человека. Каждый фрагмент текста, представленный в данном разделе, обнаруживает различные грани человеческого существования, выявляя наиболее важные, актуальные проблемы.

Человек – существо природное, а потому зависимое и смертное. Но одновременно он сверхприроден. Таковым он становится благодаря свободе. Человек – это существо, всегда способное принять решение, как бы сильно не было давление внешнего мира. Об этом пишет немецкий философ, филолог и поэт ФРИДРИХ ШЛЕГЕЛЬ (1772-1829).

Человек протестует против природного рабства, заявляя о своём стремлении к творчеству и бессмертию. Он не приспосабливается к природе, как это делают животные. Человек преобразует природу, одухотворяя её. Одновременно он преобразует и созидает самого себя. Эта проблема выдвигается на первый план во фрагменте текста итальянского гуманиста ДЖАНОЦЦО МАНЕТТИ (1396-1459), который трактует человека как венец божественного творения, продолжающий и дополняющий творчество Бога, придавая Божественному творению не достающее ему совершенство.

Человек – создатель культуры, «второй природы», искусственной среды.

Созидая мир, человек уподобляется Богу. Он становится центром мира и главным собеседником Бога, из природного существа преображаясь в Богочеловека. Об этом Вы можете прочитать во фрагменте текста русского религиозного философа НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА БЕРДЯЕВА (1874-1948). Тема божественного происхождения человека, единства в нём тела и духа, природного и божественного раскрыта в творчестве нидерландского ученого, писателя и гуманиста ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО (1466-1536).

Становясь системообразующим центром мира, человек обретает принципиально новую сущность. Он становится существом, не имеющим заранее данной сущности. Он должен сам выстроить свою сущность. Человек – это открытый проект, который зависит только от него самого. Таким образом, природа человека состоит в его абсолютной свободе. Французский философ ЖАН-ПОЛЬ САРТР (1905-1980) пишет, что человек не может быть более или менее свободным, нет степеней свободы. Человек свободен или нет! Но в последнем случае он не обретает собственной сущности, не становится человеком в полном смысле этого слова.

Это придает существованию человека особый трагизм и невероятную духовную напряженность. Его свобода оборачивается беспредельной ответственностью за всё существующее и происходящее в мире. Возможно ли вынести такой груз ответственности? Своей жизнью и творчеством каждый человек отвечает на этот вопрос. Отвечает прежде всего себе самому. И своим ответом он выходит за границы необходимости, разрывая изначальную связь с природой. А это порождает иные, экзистенциальные противоречия. Тема разрыва с природой отражена в приведённом тексте немецкого психоаналитика и философа ЭРИКА ФРОММА (1900-1980).

Человек – существо, сознающее себя, свое существование, и, следовательно, для него невозможна жизнь без понимания своего предназначения в мире. Поиск смысла жизни оказывается неотделим от самой жизни. Об этом пишет ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828-1910).

Кроме него есть другие люди, отношения с которыми и создают собственно человеческий мир. Сущность человека раскрывается именно в процессе общения, взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, становится частью еще одного мира, имеющего собственные законы. Человек пытается понять смысл своего существования – для себя, для других людей, для социума, для мира в целом. Чтобы понять, недостаточно чистого размышления, необходимо переживание и проживание, деятельность. Социальная природа человека реализуется в процессе деятельности и, прежде всего, в материальной, на что указывают приведенные фрагменты из произведений КАРЛА МАРКСА (1818-1883) и ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА (1820-1895).

Общество создаёт возможности для жизни, творчества и свободы человека, но оно же и отнимает у него свободу, ограничивает его творчество, устанавливая рамки и нормы. Кроме того, жизнь человека трагически коротка. Как возможно реализовать всю свою бесконечную потенциальность? Как преодолеть многочисленные природные и социальные ограничения? Решение обнаруживается в игре, позволяющей совместить все ипостаси человека в процессе созидания личности и культуры. Игра выводит человека за рамки данности, ограниченной природой и социумом, позволяя ему проживать не одну, а множество разных жизней. Игра в культуре позволяет проверить и реализовать множество разных вариантов жизни отдельного человека и всего человечества. Природа человека как существа играющего раскрывается в творчестве немецкого философа ФИНКА ЭЙГЕНА (1905-1975).

  • Ф. Шлегель

«Прежде всего в теории человека нужно выяснить, какое мес­то занимает человек в ряду созданий, в каком отношении он нахо­дится к целостности природы и мира. Хотя изначально земному элементу присущи лишь два основных влечения — влечение к самосохранению и влечение к обособлению, индивидуальности и развитию — позднее, когда земной элемент уже достаточно развился, может образоваться еще более высокое влечение к возвращению в свободный мир, томление по утраченной свободе. Это влечение может возникнуть лишь позднее, оно может быть лишь последним из земных элементов, так как находится в противоречии с изначальным влечением самости (Selbstheit). Только когда последнее разрушено, другое влечение может получить простор для своего развития...

Основной пункт относительно природы и существа человека, который теперь нужно уяснить, — это свобода…Свобода составляет сущность человека, свобода то же самое, что я (Ichheit), и, следовательно, человек необходимо должен быть свободен.

Всеобщие законы развития мира — это законы свободы. Начало — это сама свобода, и законы становления — основная ее формa ... В духовной сфере закон возникает из двойного отношения к бесконечной полноте и бесконечному единству. Ставится известная цель, которая должна быть достигнута, — бесконечная полнота, и известное условие, при котором она должна быть достигнута — сохранение бесконечного единства. Следовательно, возникает нечто однообразное и закономерное в целостности этой сферы. Более всего отвечает этому в области высшей земной организации идеал, известный общий тип всех образований и конфигураций в высшей земной организации, где в бесконечном многообразии при­роды одновременно усматривается и подлинное единство. Все те образования, где наряду с многообразием одновременно выступает и единство, участвуют в высшей, духовной закономерности, они являются как бы формами духовной сферы закона, множеством различных выражений идеала...

Мы переходим теперь к важному вопросу о свободе человека. Свобода человека — это его способность по отношению к миру, и основной вопрос в этом исследовании: есть ли у человека способ­ность воздействовать на мир или нет?..

Здесь мы, прежде всего, должны принять во внимание идеалистическое воззрение на мир как на бесконечное «Я» в становле­нии, чтобы, исходя из этой точки зрения, достичь удовлетворительного результата. Только если мир мыслится становящимся, как приближающийся к своему завершению в восходящем развитии, возможна свобода. Если бы мир был завершен, то в нем ничего больше нельзя было бы изменить и создать, и свобода была бы невозможной...

Земной человек — это определенная, необходимая ступень в ряду организаций, имеющая определенную цель. Эта цель земного элемента на высшей ступени организации — раствориться, перейти в высшую форму, возвратиться в свободу высшего элемента. Следовательно, это стремление предполагает человека. Он не отделен от мира, но живо вторгается в него и своим действием может сильно способствовать осуществлению его целей. Между тем ясно, что способность реально воздействовать на мир, завершать его присуща не столько отдельному человеку, сколько человечеству в целом. Люди все вместе выступают как некое целое не только в силу сходства организации, но в еще большей мере благо­даря одинаковости своего назначения. Все люди — это множество проявлений способности Земли к одной и той же цели: восстановлению свободы, возвращению в высшую сферу. Только человечеству в целом, а не отдельному человеку может быть приписана и вполне позитивная свобода и способность воздействовать на мир, формировать и завершать его. В отдельном человеке влечение к обособлению идет все дальше, и тем самым может быть достигнута цель земного элемента. Как природное существо человек тем совершеннее, чем более самостоятельным и индивидуальным он является. Однако влечение к самости и индивидуальности занимает все же подчиненное место в земном элементе; в восходящем развитии оно должно постепенно растворяться в любви, ограниченная индивидуальность должна отпасть, и все возвратиться в единство. Поэтому позитивная свобода человека имеет место лишь в отношении к целому, лишь в любви и общности, будучи связана с ними. Негативная свобода гарантирована тем, что никакие границы не являются абсолютными; у человека всегда есть способность принять решение, он всегда остается господином, сколь бы мощное воздействие ни оказывалось на него со всех сторон».

(Шлегель Ф. Развитие философии в двенадцати книгах.)

Вопросы: