
Ко второй половине IX в. в Византии вырабатывается новый тип храма, получивший название крестовокупольного: базиликальная вытянутость исчезает, свободное пространство словно концентрируется под куполом, опирающимся на четыре опоры. С четырех сторон к куполу примыкают полуцилиндрические своды, образуя в плане подобие «греческого креста», что и дало название этому типу церквей
в самой византийской метрополии с VII века начал вырабатываться новый тип храмового здания – крестово-купольный. Суть этой планово-пространственной схемы была такова. В центральной части такого храма (наосе), как правило, на равном расстоянии от стен и друг от друга возводились четыре опоры – столпа, на которые опирался барабан купольного свода. Таким образом, пространство храма как бы делилось этими опорами на девять сравнительно равных, «перетекающих» друг в друга помещений – «девятикамерная структура». Однако если при взгляде на схему плана эти «камеры» ничем друг от друга не отличаются и никакого явного рисунка своим взаиморасположением не создают, то в реальном внутреннем пространстве храма само литургическое действо и продуманное освещение создаёт некий образ «нематериального», отчасти видимого, отчасти подсознательно ощущаемого пространственного креста.
В классическом крестово-купольном храме квадратное в плане здание
делилось рядами столбов или колонн на нефы - межрядовые пространства,
идущие от входа к алтарю. Нефов, как правило, было 3, 5 или 7, причем
ширинацентрального нефа вдвое превышала ширину боковых. Точно по
центру здания в центральном нефе симметрично располагались четыре
главных столба, несущих купол. Эти столбы выделяли в пространстве храма
еще один неф - поперечный или трансепт. Квадратное подкупольное
пространство между главными столбами, являющееся пересечением
центрального нефа и трансепта, называется средокрестием. Со столбов на
стены перекидывались арки, несущие полуцилиндрические (бочковые)
своды. На четыре главных столба опирался барабан со световыми окнами,
поддерживающий главный купол храма. С центральным куполом могли
соседствовать от 4 до 12 меньших куполов (главный купол символизирует
Христа, 5 куполов – Христа с евангелистами, 13 куполов - Христа с апостолами). Главную роль в композиции храма играет центральный купол, поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, еще ниже – угловые помещения. В целом храм представляет собой систему связанных друг с другом пространственных ячеек, выстраивающихся уступами в пирамидальный объем. Структура постройки обозрима изнутри и наглядно отражена во внешнем облике сооружения.
. Если мы посмотрим на храм в плане, то увидим главный христианский символ – крест. Такой храм и называется крестово-купольный. Сам храм разделен на три части. Если мысленно разрезать его, мы получим три удлиненных помещения. В Средневековье такое длинное помещение казалось похожим на корабль, именно на тот корабль-ковчег, на котором Бог спас Ноя, и церковь казалась именно тем кораблем, на котором спасется каждый в нее приходящий. По-гречески корабль – неф. Главная часть храма – алтарь. В него превратился древний жертвенник. Слово это означает «высокий, возвышение». Место, где находится алтарь, в христианском храме всегда обозначается полукруглым выступом – апсидой, что в переводе обозначает просто «крыша, свод».
Внутреннее пространство византийского храма разделялось, как и в базилике, на три части: притвор, среднюю часть и алтарь. Алтарь отделялся от средней части невысокой колоннадой с карнизом, заменяющей современный иконостас. Внутри богатых храмов находились в изобилии мозаичные и живописные изображения. Блеск разнообразных мраморов, мозаики, золота, живописи, — все было направлено к тому, чтобы возвысить душу молящегося христианина
Алтарь
В алтаре размещался престол - возвышение, на котором проходило таинство евхаристии - пресуществление Святых Даров (превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы). Позднее севернее алтаря стали устраивать жертвенник (также с престолом, но меньшего размера), а южнее - дьяконник - помещение для хранения богослужебных сосудов и одежд. Приблизительно с IV века алтарь стали отделять алтарной преградой (устройство первой алтарной преграды приписывают Святому Василию Великому). Преграда отделяла священнослужителей от мирян и придавала евхаристическому действу особую торжественность и таинственность.
Архитектурным и логическим средоточием крестовокупольного храма был купол, именно к нему обращались прежде всего глаза и разум входящего в церковь. Преодолевая ограниченность пространства, заключенного внутри архитектурных масс, византийцы мыслили купол как небо, но не как небо чувственное, доступное зрению, а как обиталище божества
В крестовокупольном храме купол ставился на барабан, что еще более подчеркивало приданную ему символическую функцию неба. При этом византийцы осмысляли колонны отнюдь не как опоры, поддерживающие «небо», но как спускающиеся с небесной выси «корни : движение мыслилось сверху вниз, и соответственно глаз переходил от верхней (небесной) серии изображений к центральному ряду, посвященному земной жизни воплощенного божества
Изображения на стенах
Это так называемый праздничный цикл, т. е. сцены из евангельской истории, размещавшиеся в центральном кресте храма. Их количество и подбор могли быть различными в различных церквах. В XI в. классическим становится цикл из двенадцати сцен: Благовещенье, Рождество, Сретенье, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Сошествие в ад, Вознесение, Пятидесятница и Успение богородицы. Третий ряд изображений был посвящен избранникам человечества, деятельностью своей связанным с искупитюльной миссией Христа. Вся система декоративного убранства храма оказывается, таким образом, теснейшим образом связанной с основной богословской идеей византийской церкви — идеей преодоления разрыва земли и неба, идеей снятого дуализма. Храм заключал в себе все пространство: небо-купол, рай — алтарную апсиду (впрочем, символы не были однозначными и апсида мыслилась также пещерой Вифлеемскою, местом рождения Христа) и даже ад, западные части здания, где первоначально стояли во время богослужения те, кто еще не принял крещения и только стремился стать христианином. Здесь, в западной части храма, помещалось иной раз изображение Страшного суда.
Внутренняя отделка, роспись храма должны были отражать всю сущность христианского учения в зрительных образах. Персонажи Священной истории в росписи храма размещались в строгом порядке. Все пространство храма мысленно делилось на две части - "небесную" и "земную". В "небесной" части, под куполом - царство Христа и небесного воинства. На барабане храма следовало изображать апостолов, на главных столбах - четырех евангелистов ("столпов евангельского учения"). В абсиде, в центре "земной" части храма изображали Богоматерь (как правило, Оранту), заступницу всех людей перед Богом. Северная, западная и южная части храма, как правило, расписывались в несколько ярусов, причем верхние ярусы заполнялись сценами из земной жизни Христа, чудесами и страстями. В нижнем ярусе, на высоте человеческого роста писали Отцов Церкви, мучеников и праведников, которые как бы вместе с прихожанами возносили молитву Богу.
Символика
Изменилась общая символика храма, знаменовавшего собой уже не весь Космос, а лишь «земное небо», то есть часть, «кусочек» неба, воплощённого на Земле во внутреннем пространстве наоса. То, что купольный свод представляет собой образ «тверди небесной», особо подтверждается тем, что в его полусфере размещается изображение Христа-Вседержителя (Спаса-Пантократора), строго глядящего со Своих Божественных высот на суету людскую.
Храм как человек и его душа. В храме верующий всегда испытывает особенные чувства, ощущает присутствие Бога, этому подчиняется все в храме и в человеческой душе. И сам храм показывает, какой должна быть человеческая душа: В первую очередь, конечно, стремящейся к Богу. Купол символизирует пылающую свечу, пламенность молитвы и устремление к Всевышнему. Так же душа должна хранить божественную тайну так, как храм хранит чудотворные иконы, святые мощи, священные предметы или пустоту, наполненную божественным присутствием, как в мечети. Крестово-купольная церковь или собор в плане выделяют крест, что должно напоминать о распятии, о жертве, принесенной во имя всего человечества. Алтарь – сердце храма, самая главная его часть. Также и у человека сердце должно быть главным советчиком во всех поступках. Не голова, не ум, а именно сердце, которое может быть и милосердным, и снисходительным, и смиренным.
Четыре части внутреннего пространства храма символизируют четыре стороны света. Внутренность храма – Вселенная. Алтарь – Рай, который находится на Востоке. Запад, напротив, считается страной теней, скорби и смерти, вечным пристанищем мертвых, ожидающих воскресения тел и последнего суда. Центр здания – Земля. По мысли Косьмы Индикоплова, Земля имеет форму куба, четыре стороны которого поддерживают свод, а четыре внутренних части храма символизируют четыре стороны света". Как образ Космоса византийская церковь воплощает и одновременно освящает мир. В плане соборы этого типа представляют крест, восточную часть которых замыкают апсиды с изображением Христа или Богоматери. Центральный неф в плане составляет квадрат, на котором возвышается гигантский купол, поддерживаемый с помощью колонн и парусов. Поэтому при его созерцании создается впечатление, что он парит в воздухе, точно небесный свод. Купольные соборы символизируют идею храма как образа мира, Вселенной, а также ярко выраженную догматику "нисхождения божества в мир и возможности человека собственными усилиями перейти к Богу". Самый храм оказывался символом космоса, и вся его архитектура, вся система мозаик и росписи предназначалось к тому, чтобы воплощать в зримых образах христианскую идею связи земного и небесного.
Концепция пространственного развития отвечала религиозной символике "вознесения к небу", и эта идея часто поддерживалась живописными сюжетами: в куполе изображался Пантократор (Вседержитель), на парусах - четыре апостола-евангелиста и т. Д
византийский крестово-купольный храм имеет временную cимволику, связанную с христианским календарем.
Вопрос об архитектурном символизме крестово-купольного храма был решен давно и однозначно: храм — образ мира.
Храм как пещера. Возможно, это самый первобытный образ символики крестово-купольного храма. Пещера — нора, убежище, защита от враждебного окружения. Она находится в этом мире, но одновременно и вне его, внутри него,— как бы в другом измерении. Пещера — постоянный сюжет христианской истории. Христос родился в пещере, раннехристианская церковь проводила свои собрания и совершала богослужения в пещерах, византийские подвижники спасались от мира в пещерах... Этот архетип имеет нагляднейшее выражение в сводах, куполе, во всем внутреннем пространстве крестово-купольного храма.
Храм как гора. Это универсалия любой культовой архитектуры, имеющая безусловную психофизиологическую основу. Подъем в гору связан с «героическим актом высвобождения» от силы тяжести, с приближением «к царству света и безграничных горизонтов», «утверждающим всепроницаемость взгляда», в результате чего «безотчетно отождествляется с высокой ценностью» 2. Гора — постоянное место действия как в ветхозаветной, так и в евангельской истории. в христианстве гора получает значение места богооткровения, избавления, учения, просвещения, жертвы и спасения и связанной с ним символики одухотворения и обожения. Купольный храм легко может быть увиден как гора. Поднимаясь вверх по ступеням паперти, попадаешь внутрь горы —храм оказывается пещерной горою.
Храм как человек. Храм — это своего рода человек. Не случайно поэтому основные части храма названы по подобию человека: окна—это очи человека'(корень «окна» — око), купол — глава, поставлена эта глава храма на/шее, основание храма — его подошва. Защитные от дождя выступы над окнами-очами — бровки»
Оформление интерьера. Внешний облик здания визант архит
Как правило, капители выполняли сверлением из белого мрамора и покрывали позолотой; базы также изготавливали из профилированного белого мрамора, контрастировавшего с сочными цветами стволов колонн, на которые шел цветной мрамор или порфир (часто красного, синего или зеленого тонов). Колонны использовали в качестве вспомогательных элементов, например в аркадах, соединявших опорные столбы. Сочетание столба, арки, свода и купола – конструктивный признак «арочного» стиля.
Интерьер в целом отличает эстетическое совершенство. При всей важности конструктивных достижений византийской архитектуры главное ее достоинство состоит в величии продуманного до мелочей и функционально обусловленного убранства
Полы покрывали мраморными плитами, образовывавшими геометрические узоры. Нижнюю часть внутренних стен часто облицовывали тонкими плитами разноцветного мрамора, распиленными таким образом, чтобы выявить богатую текстуру материала. Ряды этих плит чередовались с блоками мрамора иного цвета, плоскими или резными, так что все вместе образовывало единое целое. Иногда применялись вставные резные панели, на которых в технике барельефа изображались линейно стилизованные орнаменты, например виноградные лозы и павлины. Отделанные мрамором стены были отделены от криволинейных или сводчатых поверхностей, обычно по линии сопряжения сводов со стеной, мраморными профилированными поясами, карнизами или фризами – плоскими, лепными, резными или инкрустированными. Эти поверхности отводились для размещения мозаик, а в более поздний период на смену мозаике пришла темпера.