Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Идентификация личности.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
95.23 Кб
Скачать

Глава 2 Современные методы судебно-медицинской идентификации личности

В нашей стране в результате несчастных случаев, преступлений, природных и техногенных катастроф, локальных вооруженных конфликтов и по другим причинам ежегодно пропадают без вести более 5 тыс.человек. Более 2/3 обнаруживаемых трупов остается неопознанными, что приводит к нарушению прав лиц, потерявших близких, и препятствует работе правоохранительных органов.

В установлении личности не опознанных трупов ведущее значение имеет судебно медицинская экспертиза. Процесс идентификации заключается в сравнении медико-биологических данных о разыскиваемых лицах и обнаруженных трупах.

Возможность идентификации личности основана на различии биологических признаков у разных людей и их относительном постоянстве в течение жизни одного индивида. Теоретической базой судебно медицинской идентификации личности является судебная антропология.

Первыми в истории научными способами идентификации личности были антропометрический метод и словесный портрет, созданные в 70 х годах XIX в. А. Бертильоном для регистрации преступников.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие методы идентификации личности: дактилоскопический, рентгенологический, судебно - стоматологический, краниофациальный, молекулярно генетический.

2.1 Проблемы судебно-медицинской идентификации личности

Современные методы идентификации личности высокоэффективны, однако имеют ряд недостатков, затрудняющих их использование, в частности требуется достаточная сохранность биологического материала, представленного на экспертизу. Недостаток сравнительного материала является дополнительной трудностью, ограничивающей возможности идентификации.

В случаях массовой гибели людей возникает необходимость сравнения больших объемов ин6формации, полученной разными методами, в связи с чем требуется создание специальных компьютерных технологий.

Самые эффективные методы исследования дают результат только в том случае, если сравнить информацию о пропавших людях и неопознанных трупах, что затрудняется отсутствием в России единого банка идентификационных данных.

Строго индивидуальных биологических признаков человека не существует, поэтому необходимо сочетать разные методы, а так же учитывать сходство или различие по полу, возрасту и другим групповым признакам.

2.2 Современные достижения в области идентификации личности

В рамках Научного совета РАМН и Минздрава России по судебной медицине под руководством Ю.И. Пиголкина проведена работа по созданию и интеграции новых методов идентификационных исследований.

1. Разработаны теоретические основы идентификации личности, изучены варианты различных биологических признаков человека: особенностей внешности, краниометрических показателей и т. д.

2. Предложены алгоритмы судебно стоматологического исследования, позволяющие сопоставлять неравнозначные по объему и нечетко сформулированные данные. В результате компьютерные программы способны оперировать с «размытыми» понятиями типа «где то сверху», «какой то зуб» и т. д.

3. Созданы компьютерные технологии, реализующие методы краниофациальной идентификации личности:

• технологии, которые предусматривают количественное исследование и фиксацию координат физиогномических и краниометрических точек с автоматизированным анализом степени их совпадения;

• аппаратно программный комплекс трехмерного моделирования черепов и компьютерного совмещения моделей черепов и прижизненных снимков;

• способ определения пространственного положения головы и черепа с разработкой специализированного оборудования (координатно-управляемого штатива). Череп с помощью этого штатива ставят в тот же ракурс, в каком находится голова человека на фотографии, получают его цифровое изображение и исследуют степень совпадения точек и контуров, положение которых поддается достоверному определению и по костным ориентирам, и по элементам лица;

• система поиска парных объектов идентификации с использованием банков моделей черепов и прижизненных фотографий.

4. Разработаны научно методические принципы и алгоритм судебно медицинской идентификации личности погибших во время чрезвычайных ситуаций с массовыми человеческими жертвами.

Ю.И. Пиголкиным созданы компьютерные технологии установления биологического возраста по результатам количественно го гистологического, планиметрического и денситометрического исследований костной ткани.

С этой целью изучены фрагменты третьего ребра, нижнего эпифиза и диафиза большеберцовой кости (ББК), полученные от 564 трупов лиц мужского пола с достоверно известным возрастом от 0 до 90 лет, а также рентгенограммы левой кисти рук 2000 индивидов в возрасте от 0 до 94 лет.

В результате проведенных морфометрических исследований установлен ряд закономерностей возрастных изменений костной ткани. Показано, что у детей и подростков с возрастом происходит увеличение толщины трабекул губчатой ткани эпифиза ББК, внутренних общих пластинок диафиза и кортикального слоя ребра, а также плотности остеонов, что объясняется преобладанием остеогенеза над остеорезорбцией.

Важным признаком при определении возраста является наличие линии минерализации суставного хряща, которая возникает после 18 лет. Она имеет вид извилистой базофильной линии, отделяющей суставной хрящ от костной пластинки.

В период от 18 до 30 лет костная система в основном сформирована, поэтому с возрастом наиболее значительно изменяются структуры, перестройка которых связана с адаптацией к изменениям механической нагрузки: остеоны, гаверсовы каналы, внутренние и наружные общие пластинки диафиза ББК. Интенсивный остеогенез отмечен только в ребре, что и нашло отражение в динамике его параметров.

Для лиц до 30 лет характерно отчетливое четырехслойное строение реберного хряща на границе с костной тканью. После 30 лет почти вся хрящевая ткань приобретает строение покоящейся, а остальные слои перестают различаться.

В период от 30 до 50 лет происходит относительная стабилизация большинства показателей.

После 40 лет увеличиваются диаметр гаверсовых каналов в эпифизе и диафизе ББК, общая плотность остеонов, плотность остеонов с перестроенным центральным отделом в диафизе ББК, уменьшается толщина трабекул в эпифизе ББК и слоев наружных и внутренних генеральных пластинок в диафизе ББК.

У лиц старше 50 лет в большей степени изменяются параметры, отражающие преобладание остеорезорбции: увеличивается плотность остеонов с перестроенным центральным отделом в диафизе ББК, постепенно уменьшаются толщина кортикального слоя ребра и плотность оетеоцитов.

При проведении планиметрических исследований рентгенограмм кисти были установлены основные признаки возрастных изменений ее скелета. Они начинают появляться достаточно рано – в возрасте около 25 лет. Основными признаками старения являются остеофиты (апиостозы, узлы на проксимальных концах фаланг), остеопороз и сужение щели межфалангового сустава. Признаки возрастной трансформации в виде апиостозов в первую очередь проявляются на дистальных фалангах кисти. В течение последующих 10 лет отмечаются накопление указанных признаков и появление новых: сужение суставной щели, появление разрастаний на диафизах средних фаланг. Возрастные маркеры в интервале от 40 до 50 лет – формирование узлов на суставных площадках, увеличение числа разрастаний на диафизах проксимальных фаланг.

В возрасте 50–60 лет происходит значительное, почти скачкообразное накопление возрастных изменений. Для повышения точности оценки биологического возраста выполнено денситометрическое исследование костной ткани.

По результатам исследований создана база морфометрических и планиметрических данных, с использованием корреляционного и регрессионного анализа установлены признаки, характеризующиеся наиболее выраженной возрастной динамикой, предложен метод определения возраста, включающий технику измерения количественных признаков, комплекс математических моделей и алгоритм их применения.

Полученные данные позволили значительно повысить точность идентификации личности.

Учитывая актуальность этой проблемы в России, следует признать необходимым продолжение научных исследований, направленных на развитие и совершенствование методов идентификации личности, позволяющих улучшить качество судебно медицинских экспертиз и уменьшить затраты на выполняемые работы.

Результаты исследований внедрены в практику экспертных исследований 124 й Центральной лаборатории медико-криминалистической идентификации МО РФ (г. Ростов–на -Дону) и использованы для идентификации личности военнослужащих, погибших в ходе локального вооруженного конфликта в Чеченской Республике. 3