Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Биоэтика Рабочая тетрадь 2013 Соцработники.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.05 Mб
Скачать

Глава 4. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Статья 19. Право на медицинскую помощь

1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.

2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

3. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

5. Пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Глава 2. Основные принципы охраны здоровья.

Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

Статья 11. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи

1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

2. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

3. За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указание

Внимательно изучите предложенные проблемные ситуации, письменно ответьте на поставленные вопросы.

  1. Больная была госпитализирована для оперативного лечения в акушерско-гинекологическое отделение городской больницы с диагнозом: миома матки. Во время операции несколько раз переливали кровь. Спустя несколько часов после операции развилась острая почечная недостаточность. Больная была переведена в реанимационное отделение, где выяснилось, что группа крови больной первая, а не третья, как было указано в истории болезни. Через 2 дня наступила смерть больной. При патологанатомическом исследовании установлено, что смерть ее наступила вследствие переливания иногруппной крови. Оказалось, определение группы крови и переливание крови проводила медицинская сестра, а не врач.

Дайте определение понятия «врачебная ошибка». Перечислите основные причины возникновения врачебных ошибок. Можно ли расценить действия врача и медицинской сестры в данном случае, как медицинскую (врачебную) ошибку? Почему?

  1. Академик Н. М. Амосов пишет: "Надо называть вещи своими именами. Я много думал и передумывал снова и снова. Тысячи сложных и сложнейших операций и… довольно много смертей. Среди них много таких, в которых я прямо виноват. Нет, нет, это не убийства! Все во мне содрогается и протестует. Ведь я сознательно шел на риск для спасения жизни". И далее: "… в тридцатые годы - резекция желудка, удаление почки казались нам, аспирантам, вершиной хирургии. Наши светила лишь очень робко пытались сделать что-либо в грудной полости и почти всегда - неудачно. Потом надолго бросали. А теперь у меня оперируют ординаторы митральные пороки сердца, и больные не умирают.

Да, конечно это дорого стоило людям. И хирургам. Но теперь есть отдача. Идет прибыль…. Смотришь - умирает все меньше и меньше. Уже думаешь - достиг! Начинаешь оперировать больных потяжелее - и тут тебя - раз! раз! Лежишь потом мордой в грязи. "Ах, зачем я взялся? Почему не остановился тут?" А потом отойдешь и снова что-то ищешь. И так многие хирурги, во всем мире"

Согласны ли Вы, что если в действиях врача отсутствует небрежность, невежество, халатность и т.п., то он должен быть уголовно ненаказуем, даже если лечение оканчивается смертью больного? Почему?

  1. В 1866 году произошло самоубийство профессора хирургии Петербургской военно-медицинской академии С.П.Коломнина. Профессор застрелился спустя 5 дней после смерти своей пациентки из-за передозировки кокаина, который он использовал для местной анестезии при выскабливании язвы прямой кишки. При этом по данным литературы рекомендуемая при операциях доза колебалась от 2 до 96 гран. Коломнин проводил анестезию раствором кокаина в виде клизмы 4 раза по 6 гран. Ситуация усугублялась тем, что С.П.Коломнин неправильно поставил диагноз, предполагая туберкулёз, а у пациентки был сифилис и операция ей вообще не была показана. На уговоры коллег, что ситуация в диагностическом и лечебном отношении была крайне сложная и его никто не обвиняет, профессор отвечал: «У меня есть совесть, я сам себе судья». Его поступок имел огромный общественный резонанс и широко обсуждался в прессе.

Известный профессор акушерства и гинекологии, руководитель кафедры Петербургской медико-хирургической академии А.Я.Крассовский оперировал молодую женщину с гигантской кистой яичника. Через 40 часов после операции пациентка умерла. На вскрытии выяснилось, что врач оставил в брюшной полости тампон из губки. А.Я. Крассовский детально описал этот случай в популярном врачебном журнале «Медицинский вестник» (№1, 1870), методично обсуждая вопросы: «1. Когда и как попала губка в брюшную полость? 2. Были ли приняты надлежащие предосторожности для того, чтобы все губки были вовремя удалены из брюшной полости? 3. Насколько губка могла быть причиной несчастного случая? 4. Какие меры должны быть приняты для избегания подобных случаев на будущее время?». В заключение Крассовский рекомендует пересчитывать губки до и после операции, а также снабжать их длинными тесёмками, что и выполняется до сих пор.

В наше время в одной из смоленских клиник молодому человеку, страдающему тяжёлой формой сахарного диабета, было назначено введение хлористого калия внутривенно. Сестра спросила доктора Н. Н. Конецкого (фамилия изменена), как именно следует вводить препарат – струйно или капельно? – врач рекомендовал внутривенное струйное введение. Такое введение калия привело к грубому нарушению ритма сердца и смерти пациента. Врач был потрясён гибелью больного, но умолял не придавать случившееся серьёзной огласке, так как вскоре ему предстояла защита диссертации.

Перед Вами три модели различного поведения врачей в ситуации совершения врачебной ошибки. Какая модель, на Ваш взгляд, является наиболее конструктивной? Почему?

Как вести себя, если ошибка уже произошла? Ставить ли в известность коллег? Родственников пациента, дополнительно усугубляя их страдания? Как можно уменьшить количество врачебных ошибок, если из боязни наказания врачи будут их скрывать? Этично ли сообщить руководству о чужой ошибке против воли врача, который её допустил?

  1. В своих мемуарах выдающийся хирург С.С. Юдин описал осмотр на дому молодой женщины, жены земского агронома Аршиневского "…лет 30 - 32, очень хорошо сложенная и красивая, в момент моего осмотра чувствовала себя совершенно хорошо, все боли прошли, пульс был нормальный, рвоты не было и самочувствие хорошее… я решил, что у больной кишечный завал, и рекомендовал дать касторку". Уже на следующий день разыгралась трагедия. "Мы застали Аршиневскую со ввалившимися глазами, заострившимся носом и мутным взглядом, пульса на руках не прощупывалось… Она умерла по пути в больницу".  С.С. Юдин указывал: "Мне этот случай послужил уроком на всю жизнь, я его излагал много-много раз на лекциях сотням врачей и студентов. Может быть, это мое несчастье пошло другим на пользу".

В другой работе С.С. Юдин пишет - "…за 35 лет моей хирургической деятельности накопилось пять - шесть, а то и целый десяток таких трагических ошибок, которые я не могу забыть десятилетиями, и которые так глубоко потрясли мое сознание, чувство и совесть, что вспоминая о них, я их снова переживаю, как вчера, как сегодня". Какого рода были эти ошибки? С.С. Юдин рассказывает о том, как - "…при секвестротомии по поводу гнойного огнестрельного перелома плеча у солдата я перерезал лучевой нерв!" И еще - "…вылущивая большие пакеты туберкулезных желез на шее у 17-летней крестьянской девушки, я, во-первых, поранил яремную вену и чуть не потерял больную от кровотечения (не умея зашить вену, которая то кровила рекой, то при вдохах пропадала из виду и тонула в лужах крови), а, расширяя в отчаянии рану кверху, повредил ramus marginalis mandibulae лицевого нерва и тем скосоротил ей физиономию".

Если формально следовать букве закона, то состав преступления сомнений не оставляет. Однако что более ценно для общества, привлечение хирурга к ответственности и осуждение его или поиск им новых путей в развитии хирургии?