Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0946130_59D37_dovgert_a_red_ocherki_mezhdunarod...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.37 Mб
Скачать

7. Унификация в области наследования

Вопросы наследования играют заметную роль в отношениях между странами. Количество наследственных дел с иностранным элементом во второй половине XX ст. постоянно росло, что стало непрямым последствием миграции населения во всем мире. Пере­селенцы часто связаны семейными отношениями с отдельными гражданами стран своего происхождения, что и является основой для возникновения дел о наследовании.

Отношения относительно наследования отличаются особой сложностью, многоплановостью, связью с другими правовыми ин­ститутами — вопросами правосубъектности, правом собственно­сти, брачно-семейным правом и тому подобное. Разнообразность практики в этой сфере объясняется значительными расхождения­ми, существующими в национальном законодательстве, междуна­родных договорах и конвенциях, которые касаются наследствен­ных отношений.1

Поэтому работа, осуществленная Международным институтом унификации частного права относительно разработки одинаковой международной формы завещания, заслуживает особого внима­ния исследователей. Подобный документ, регулирующий исклю­чительно форму завещания, создан впервые в мировой практике. Конвенция подписана в Вашингтоне 26 октября 1973 г.

Данная Конвенция пошла значительно дальше аналогичных конвенций-предшественниц в части унификации и в самом пред­мете унификации. Таким образом, Гаагская конвенция о колли­зии законов относительно форм завещания от 5 октября 1961 года предлагает достаточно широкий выбор коллизионных привязок.

По ст. 1 этой Конвенции завещание может составляться согласно принципам lex patriae, lex domicilii, lex rei sitae. To есть он считается действительным в случае, если к нему применяется один из отме­ченных принципов. Вместо различных форм завещания в соответ­ствии с положениями Гаагской конвенции 1961 г. руководящий со­вет УНИДРУА решил принять определенную форму завещания, приемлемую для различного национального законодательства.2

Центральное место в Конвенции 1973 г. занимает единый закон-приложение, который состоит из 15-ти статей, регулирующий фор­му международного завещания. Он объединил общепринятые пра-

1 См.: Богуславский М.М. Международное частное право. — М., 1994. — С.416. Лунц Л.А. Курс международного частного права. Особен­ ная часть. — М., 1975. — С. 504. Рубанов А.А. Заграничные наследства: отношения между социалистическими и капиталистическими страна­ ми. — М., 1975. — С. 276. Рамовська 3. Реформа спадкового права //Укр. право. — 1997. — №1. — С. 101-107.

2 Convention providing a Uniform Law on the Form of an International Will. Uniform Law Review. — Rome: UNIDROIT, 1973. — P. 17.

282

вила, приемлемые для большинства государств. Ст. 3 указывает, что международное завещание должно быть письменным.1 Данное условие, учитывая специфику международного завещания, пол­ностью необходимо. В национальном законодательстве допускает­ся устная форма завещания в экстремальных условиях, в частности такой порядок допустим в Германии (ст. 2250, 2251 НГК)2, Велико­британии (ст. 11 закона 1837 г.). К международному завещанию такой порядок не применим по двум основным причинам. Во-пер­вых, устную форму завещания вряд ли можно четко толковать как осуществленную по тем или иным правилам национального зако­нодательства. Для такой формы характерно лишь то, что послед­нюю волю завещателя могут подтвердить свидетели. Во-вторых, устное завещание не принято в большинстве государств.

Конвенция устанавливает порядок, по которому свидетели и уполномоченное лицо присутствуют во время подписания завеща­ния или подтверждения подписи на нем.3 Если завещатель не в со­стоянии собственноручно подписать завещание, то по его поруче­нию уполномоченное лицо может назначить другое лицо, которое подпишет завещание в установленном порядке. Потом завещание удостоверяют подписями свидетели и уполномоченное лицо.

Международная форма завещания в целом отвечает двум основ­ным требованиям: она не нарушает национального законодатель­ства договорной страны и дает максимальные гарантии завещате­лю относительно его волеизъявления. Во-первых, международное завещание гарантирует правовую защищенность завещателя пу­тем устранения проблемы поиска применимого права среди стран, которые приняли его. Во-вторых, завещатель, избрав эту форму, может быть уверенным в том, что она будет признана действитель­ной во всех договорных странах Конвенции. В-третьих, исключа­ется отказ от международного завещания, если он составлен по формальным требованиям иностранного государства. Такой удач­ной формулировки требований удалось достичь благодаря ограни­чению случаев, в которых можно обратиться к этой форме завеща­ния. Мы уже упоминали о неприменении Конвенции к устным, общим завещаниям и завещаниям, заверенным лицами, которые специально не уполномочены на это государством.

Не менее важны характеристики условий, по которым государ­ства присоединяются к Конвенции. Договорные государства обязу­ются внедрить правила о международном завещании в националь­ное законодательство не позднее как через 6 месяцев после вступле­ния Конвенции в силу, ее положения могут переводиться на официальный язык государства. На протяжении указанного срока

•Ibid.— Р. 17.

2 Германское право. Ч. 1. Гражданское уложение / Пер. с нем. — Сер.: Совр. заруб, и междунар. част, право. — М., 1996. — С. 469-470.

8 Convention providing a Uniform Law on the Form of an International Will. Uniform Law Review. — Rome: UNIDROIT, 1973. — P. 19.

283

государства должны назначить уполномоченные лица для исполне­ния долгов, изложенных в приложении к Конвенции. Если местное законодательство не запрещает, эти обязанности могут исполнять дипломатические агенты в стране нахождения. Ст. 4 устанавлива­ет, что сертификат международного завещания, действующий во всех договорных государствах1, условия, на которых исполняют обязанности свидетели и официальный переводчик, определяются правом государства, назначившего уполномоченного, однако нико­му не может быть отказано в праве быть свидетелем лишь на том основании, что он является иностранным гражданином. Подписи лиц, утвердивших международное завещание и сертификат, не нуждаются ни в одной дополнительной легализации.2 Однако в случае необходимости государство может самостоятельно устано­вить подлинность подписи уполномоченного лица. Завещание со­храняется по закону государства у уполномоченного лица.

Кроме юридических преимуществ международной формы за­вещания существуют и практические, важность которых невоз­можно переоценить. Ведь многие люди живут или имеют недви­жимое имущество за рубежом и при использовании международ­ной формы завещания отпадает вопрос о признании действия за­вещания в других государствах. Другое преимущество междуна­родного завещания заключается в том, что оно может составляться на любом языке.

За 70 лет своего существования УНИДРУА провел огромную работу, направленную на устранение препятствий юридического характера в международном частном праве, средством которого является унификация права.

Успешная многолетняя деятельность УНИДРУА свидетель­ствует о целесообразности вступления в эту организацию стран бывшего СССР. Присоединение к конвенциям УНИДРУА, его Уставу дает возможность обеспечить отношения с государствами, которые подписали эти конвенции, необходимой правовой базой в отрасли международного частного права.

Членство в УНИДРУА создает благоприятные условия для углубления экономического сотрудничества с другими странами, реализации соответствующих программ, а, следовательно, — для развития национальной экономики.

Следует отметить, что УНИДРУА не является богатой органи­зацией с финансового взгляда и поэтому не может финансировать важные проекты в сфере предоставления правовой помощи. Ин­ститут действует, прежде всего, как учредитель, координатор или как разработчик любого проекта по правовой реформе. Благодаря международной природе Института, его доброй воле, высокой ква­лификации сотрудников и научным достижениям по юриспруден­ции УНИДРУА снискал признание мирового сообщества.

1 Ibid. — Р. 19.

2 Ibid. — Р.21.

284