Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ГРАММАТИКА_ЛЕКЦИИ.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
359.42 Кб
Скачать

Тема № 8: «части речи: понятие о частях речи, критерии выделения частей речи»

Одним из самых важных понятий морфологии и грамматики в целом является понятие частей речи. Части речи — это основные лексико-грамматические разряды (классы, категории слов), объединенные в одну группу общностью семантики, грамматического значения и его формального показателя. Термин части речи является калькой с латинского partes orationis, где partes — ‘части’ orationis — ‘речь, высказывапние, предложение’.

Впервые части речи были выделены в древнеиндийской грамматике Панини (V ст. до н. э.). В санскрите (древнеиндийском языке) Панини разграничил такие части речи, как имя, глагол, предлог, союз и частица. Европейская теория частей речи идет от Аристотеля (IV ст. до н.э.), который выделял 4 части речи: имя, глагол, артикль и союз.

Без понятия о частях речи невозможно изучать грамматическое строение любого языка. Кроме того, части речи являются важным источником познавательной деятельности человека. С помощью частей речи человек дифференцирует вещи, их свойства, качества, процессы, действия, состояния и их признак, выявляет отличия в окружающем мире и осуществляет его категоризацию. Части речи, таким образом являются важным способом понимания и интерпретации действительности. Вместе с тем единой теории относительно распределения слов по частям речи нет.

В современных грамматиках в основу выделения частей речи положены такие критерии:

1. Семантический критерий — критерий, который предусмат­ривает отнесение к одной части речи слов с одинаковым общеграмматическим значением, как, например, предметность, признак (качество), действие, количество и т. п.Так, например, слова с значением предметности образуют класс существительных, хотя к существительным принадлежат слова, которые обозначают предмет (стол, книжка), качество (красота, сила), действие (хождение, крик), количество (сотня, тысяча) и др. Вместе с тем все качества, действия, количество и др. в данном случае опредмечиваются, т. е. грамматическое значение частей речи не равнозначны понятиям, выражаемым словами. Карандаш, белизна, чернота, красота, бег, суета, падение, пятерка, сотня, десяток, ум, шум, крик — это не предметы или вещи, а предметность, важным признаком которой является самостоятельность.

Семантика частей речи проявляется не только в отдельных морфологических категориях, но и в способности сочетаться с другими словами и функционировать в предложении. Например, слово быстрый сочетается с существительными и не может сочетаться с глаголом.

2. Формально-грамматический (морфологический) критерий — это критерий, согласно которому во внимание принимается своеобразие изменения слов, т. е. набор их словоформ и парадигм, которые являются выразителями определенных морфологических категорий. Так, например, существительные изменяются по падежам и числам, прилагательные — родам, падежам и числам, глаголы — по лицам и числам, наречия не изменяются. Формы слова представляют морфологические категории частей речи. Каждая часть речи характеризуется особой системой грамматических категорий. Так, в русском, украинском языках сущест­вительному присущи категории рода, числа и падежа, прилагательному — категории степени сравнения (для качественных прилагательных), рода, числа и падежа, глаголу — категории наклонения, времени, лица, способа, вида и т. п.

3. Синтаксический критерий — критерий, по которому к одной части речи относят слова, которые могут стоять в предложении в одинаковых синтаксических позициях и выполнять одинаковые синтаксические функции. Например, функция подлежащего для существительного является первичной (Мальчик читает), а для глагола — вторичной (Бороться — значит жить). В то время как функция сказуемого, наоборот, для сущест­вительного является вторичной (Отец — врач), а для глагола — первичной (Солнце светит). Употребление глагола в роли подлежащего ограничено сочетаемостью: невозможно использовать глагол-подлежащее с глаголом в личной форме (*Бегать помогает здоровью).

Синтаксический признак был положен в основу разграничения слов, входящих в систему частей речи, и слов, входящих в систему частиц речи. Такое разграничение предложил Виктор Владимирович Виноградов. Частицы, предлоги, союзы не выступают в качестве отдельных членов предложения, поэтому, по В.В. Виноградову, составляют особую группу (частицы речи), к которой примыкают междометия и модальные слова.

4. Словообразовательный критерий — это вспомогательный критерий, согласно кото­рому для каждой части речи выделяют свойственный только ей набор словообразовательных моделей и инвентарь словообразовательных средств. Например, суффиксы существительных –тель, -ник, -щик, -чик, -арь; -er, -ship, -ment и др.

В вопросе о том, какой из перечисленных критериев следует считать ведущим, нет единства мнений. Лингвисты высказывали различные точки зрения на значимость отдельных признаков в частеречной классификации. Так, А.А. Шахматов таким критерием считал семантический, Ф.Ф. Фортунатов — морфологический, А.А. Потебня — синтаксический, Л.В. Щерба выдвинул идею учета трех критериев (семантического, морфологического и синтаксического). Именно на классификации Льва Васильевича Щербы и основывается современная классификация частей речи.

Некоторые лингвисты считают, что, используя все три критерия, необходимо установить их иерархию. Так, по мнению украинского языковеда И.Р. Выхованца, базовым критерием является семантический, на втором плане — синтаксический, а на третьем — морфологи­ческий. Дополнительными (для спорных случаев) выступают словообразова­тельный и логический критерии.

Хотя вопрос остается дискуссионным, можно отметить осознание того факта, что морфологические признаки перестают считаться универсальными. В качестве универсальных признаков для рассмотрения частей речи в разных типах языков выдвигаются синтаксический и семантический признаки. Морфологический признак продолжает рассматриваться в качестве основного в языках флективного и агглютинативного типов.

Во всех языках мира части речи делятся на самостоятельные (знаменательные, полнозначные) и служебные (неполнозначные):

1. Самостоятельные (знаменательные, полнозначные) части речи — слова с самостоя­тельным лексическим значением, они составляют ядро лексического состава языка. Полнозначные слова выполняют номинативную, т. е. назывную, функцию, а значит, служат для называния и выделения фрагментов действительности. Они являются носителями понятий и в предложении выполняют синтаксические функции членов предложения. К самосто­ятельным частям речи относятся существительное, глагол, прилагательное, числительное, местоимения, наречия.

Знаменательные части речи имеют грамматические значения, отличающие их друг от друга.

Существительные, как уже говорилось, выражают значение предметности. Прилага­тельные — значение качества или свойства, которое мыслится как признак какого-либо предмета. Глаголы выражают грамматическое значение действия, наречия обозначают признаки действия, качества или предмета, числительные имеют значение количества (определенное и неопределенное). Местоименные слова дублируют существительные, прилагательные, числительные и др. и поэтому имеют соответственно значения предмета, признака, количества и пр. Местоимения не называют предмет непосредственно, а только указывают на него, поэтому они выполняют дейктическую (указательную) функцию.

2. Служебные (неполнозначные) части речи — лексически несамостоятельные слова, которые выполняют только служебную, грамматическую функцию. К служебным словам относятся предлоги, союзы, артикли, частицы. По своим функциям служебные слова близки к морфемам, они не выполняют номинативной функции, а только выражают отношения, поэто­му служебные слова выполняют реляционную функцию.

3. Особую группу составляют междометия (интерекции), которые не входят в состав ни самостоятельных, ни служебных частей речи. Междометия относятся не к сфере мысли, а к сфере эмоций, поэтому они выполняют эмоциональную функцию.

Кроме названных частей речи, на основании преимущественно синтаксических признаков выделяют также слова категории состояния, или предикативы (Меня знобит. Что-то нездоровится. Ясно. Грех было жаловаться на погоду. Мне даже как-то неудобно), и модальные слова (возможно, несомненно, вряд ли, едва ли, кажется).

В английском языке к категории состояния относят такие слова, как awake ‘в бодром состоянии’, alive ‘быть в живых’, afloat ‘быть на плаву’, asleep ‘в состоянии сна’.

Можно выделить типичные грамматические категории и типичные синтаксические функции, характеризующие названные части речи в различных языках.

Типичными грамматическими категориями существительных считают падеж и число. Категория падежа может выражаться аффиксами, предлогами, послелогами, порядком слов. Грамматическое значение этой категории составляет выражение отношений между словами в предложении. Например, значение прямого объекта в русском языке выражено формой В. п. без предлога: Он часто перечитывал эту книгу.

Содержание категории числа составляют количественные отношения, которые выражаются в различных языках неодинаково: окончаниями, суффиксами, редупликацией (повтором) и др. В состав категории могут входить не только формы множественного и единственного числа, но также двойственного и даже тройственного числа.

Категория рода, которая присуща многим индоевропейским языкам, служит средством оформления связей между существительным и другими словами.

В некоторых языках (германских, романских, в болгарском языке и др.) существительному присуща грамматическая категория определенности/неопределенности.

Основными синтаксическими функциями существительного являются функция подлежащего и дополнения.

У прилагательного основные синтаксические функции – это функция определения и функция сказуемого. Во многих языках прилагательные формально не отличаются от существительных, что связано с историей этих частей речи, первоначально составлявших одну именную группу слов. Например, англ. damp ‘влага’ и damp ‘влажный’, dark ‘темнота’и dark ‘темный’, нем. Licht ‘свет’ и licht ‘светлый’, Laut ‘звук’ и laut ‘громкий, звучный’. В других языках, например китайском, прилагательные сближаются с глаголом. Это проявляется в том, что прилагательное, как и глагол, может сочетаться с подлежащим без служебных слов, тогда как существительное, выступающее в функции сказуемого, обязательно имеет при себе связку. Для прилагательных характерна категория степеней сравнения. Категории рода, числа и падежа прилагательного не являются самостоятельными, а зависят от существительного, с которым прилагательное согласуется.

Глагол в предложении обычно выполняет функцию сказуемого. Его типичными категориями являются категория времени, наклонения, залога.

Категория времени служит для темпоральной (временной) локализации действия, выраженного глаголом. Локализация заключается в указании на то, что действие происходит либо в момент речи, либо предшествует моменту речи, либо следует за ним. В качестве временной ориентации может выступать другая, относительная, точка отсчета. В этом случае появляются такие «сложные» времена, как «будущее в прошедшем», «прошедшее, предшествовавшее другому прошедшему» и др.

Временные формы глагола могут употребляться в переносном значении. Например, употребление форм прошедшего времени в значении будущего: Я пошел. Или формы настоящего могут использоваться для обозначения прошедшего: Вчера покупаю я рыбу и вижу…

Категория наклонения выражает отношение действия, названного глаголом, к действительности или к воле, желанию говорящего. Разные языки имеют неодинаковый набор наклонений, однако во всех языках наклонение реальности (индикатъв) противопоставляется наклонениям, которые представляют действие как нереальное или возможное, желательное.

В русском языке выделяют 3 наклонения: изъявительное (индикатив), повелительное, сослагательное: Я прочитал книгу. Прочитай эту книгу! Я прочитал бы, если бы мне не мешали. В тюркских языках количество наклонений колеблется от 4 до 12. Так, помимо уже названных ирреальных наклонений, выделяют формы предположительного, долженствова­тельного, согласительного и пр. наклонений.

Общепринятого определения категории залога в языкознании нет. По одному из определений, залог глагола выражает отношение действия к его субъекту (производителю действия) и к объекту (предмету, на которое направлено действие). Выделяются формы действительного и страдательного залога. Сравните: Студенты сдают экзамены – Экзамены сдаются студентами. Действительный залог представляет действие как действие, исходящее из субъекта, а страдательный залог обозначает действие как пассивный признак объекта.

Залоговые системы разных языков содержат различное количество морфологических форм. В русском, английском языках выделяют по два ряда форм, а якутский глагол включает пять залогов.

Кроме указанных грамматических категорий, глагольным системам многих языков присущи категория вида и категория лица.

Категория вида представляет действие как предельное или непредельное. В русском языке эта категория образует два ряда форм — глаголы совершенного вида (купить, прочитать, написать) и глаголы несовершенного вида (покупать ,читать, писать).

Категория лица обозначает соотнесенность действия с лицом (лицами). Понятие лица в лингвистике трактуется в широком смысле. Сюда включаются также число и род. Категория лица проявляется в согласовании глагола-сказуемого с подлежащим в числе и лице, а в некоторых случаях и в роде: Он приходит часто, Они приходят иногда, Она уже пришла.

Наречия функционируют в предложении как обстоятельства и относятся к глаголам, прилагательным. Считается, что наречие имеет грамматическое значение «признак признака». Для наречий характерно отсутствие грамматических категорий, кроме категории степеней сравнения у качественных наречий.

Числительному присуще грамматическое значение количества или порядка. Числи­тельные сочетаются с существительными, выступая с ними одним членом предложения. Они соотносятся с существительными (два, пять, сто, четверо), местоимениями (много, мало, несколько), прилагательными (второй, восьмой, тридцатый).

Кроме собственно глагола, существуют еще вербоиды (от лат. verbum ‘слово, глагол’ и суффикс –оид имеет значение подобия, т. е. буквально ‘подобный глаголу’) — гибридные слова, которые имеют признаки глагола и каких-то других частей речи:

  • инфинитив; супин (был в латинском и старославянском языках); герундий (английский язык) — объединяют признаки глагола и существительного;

  • деепричастие — объединяет признаки глагола и наречия;

  • причастие — объединяет признаки глагола и прилагательного.

Следовательно, система частей речи не является жесткой:

1) существуют гибридные слова , которые объединяют признаки нескольких частей речи;

2) возможен переход слов из одной части речи в другую;

3) существует историческая изменяемость частей речи. Так, например, существительные и прилагательные выделились из одной части речи — имён. Не было когда-то и числительных. Для обозначения количества использовались так. наз. слова-эталоны. Число пять, например, в большинстве языков обозначалось словом, которое называло руку (имелось в виду пять пальцев). Еще и сейчас чукотское мынгеткен ‘десять’ буквально означает ‘две руки’, а эскимосское югинак ‘двадцать’ — ‘весь человек’ (две руки и две ноги, т. е. двадцать пальцев).

Что касается частей речи в разных языках, то лингвисты пришли к выводу о том, что невозможно построить одинаковую для всех языков систему частей речи:

1) не во всех языках существуют одни и те же части речи;

2) в разных языках присутствуют существенные различия в характерных признаках одной и той же части речи.

Привычная для европейских языков схема частей речи не подходит для многих языков Азии, Африки и Америки.

Основные части речи (имя и глагол) выделяются во всех языках мира — это свидетельствует об универсальном характере предмета (субстанциональности) и действия (процессуальности).

В то время как в других частях речи существуют значительные отличия. Например, в некоторых языках Южной Америки и Африки не различают наречие и прилагательное. В китайском языке выделяют такие части речи, как имя, куда относят существительное и числительное, придикатив, куда входят глагол и прилагательные, а также выделяют наречие. Прилагательные объединены с глаголами на основании способности быть сказуемым без вспомогательной связки.

В некоторых языках выделяют только существительное и глагол, как, например, в индианском языке йума.

В английском языке противопоставление прилагательного и существительного сведено к минимуму.

Осложняют классификацию слов по частям речи также явления перехода слов из одной части речи в другую, что свидетельствует о существовании более или менее стабильных промежуточных звеньев между частями речи.