Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 3. Холодная война

дении юридических отношений между западными оккупационны-ми силами и новым правительством Федеративной Республики Германии. В феврале 1951 г. Эттли официально провозгласил принцип, в соответствии с которым атлантическое перевооружение должно было предшествовать перевооружению Германии, сформу-лировав позицию, порожденную неверием в возможность осуще-ствления французских предложений.

Последовавшая затем реакция Советского Союза на идею пе-ревооружения Германии была настолько острой, что возник воп-рос о своевременности предварительной конференции четырех держав в соответствии с предложением, выдвинутым Москвой в ноябре 1950 г. Советское руководство, используя очевидные дип-ломатические трудности евроатлантического Запада, выдвигало идею воссоединенной, но нейтрализованной Германии. Это пред-ложение привело к новым бесплодным четырехсторонним перего-ворам, продлившимся с начала марта вплоть до 21 июня 1951 г. Однако их неудача не осталась без последствий, поскольку совет-ское дипломатическое воздействие, направленное против перево­оружения Германии, монотонно продолжалось с тем, чтобы ре-шительным образом активизироваться накануне завершения Па-рижских переговоров. Результатом стало поддержание контактов между Федеративной Германией и Германской Демократической Республикой; контактов, от которых Аденауэр не мог уклониться по причинам национального характера, но их развитие ограничи-вало свободу маневрирования канцлера.

К этим колебаниям добавились затем внутренние противоре-чия в Соединенных Штатах, где решение об увеличении обяза-тельств в Европе подвергалось острой критике со стороны рес-публиканцев, обвинявших администрацию в европоцентризме и в чрезмерной податливости по отношению к советским инициати-вам. Лишь 4 апреля 1951 г. администрация добилась свободы дей-ствий, заплатив, однако, высокую политическую цену. В самом деле, назначение Эйзенхауэра на пост верховного главнокомандую-щего союзными войсками в Европе и посылка четырех дополни-тельных американских дивизий в Старый Свет (решение о них было принято еще в декабре 1950 г. Атлантическим Советом в Брюсселе) были одобрены в Вашингтоне с условием, что евро-пейские страны возьмут на себя более твердые обязательства от-носительно совместной обороны, что вопрос о перевооружении Германии будет решаться постепенно и прежде всего, что любое дальнейшее военное вмешательство за рубежом будет зависеть от одобрения сената.

Глава 9. Образование блоков и эволюция их взаимоотношений 771

Только летом 1951 г. в поиске решения вопроса был найден выход из тупика, благодаря более четким обязательствам амери-канцев, измененным в пользу европейской формулировки. Эво-люция американской позиции являлась почти неизбежным раз-витием политической линии, избранной с 1947 г. Как в 1947 г., так и впоследствии, от Европы требовалось самостоятельное при-нятие решений, допускавших потом американское вмешатель-ство. Так же должно было обстоять дело и с вопросом о ремили-таризации Германии - первыми решение следовало принять именно европейцам. Формулировка такого решения должна была соответствовать в большей степени европеистским схемам, чем предложению о прямом включении немецких вооруженных сил в армию Атлантического союза, в результате личного влияния на Эйзенхауэра Жана Монне (действительные масштабы этого влия-ния трудно оценить), и понимания того, что переговоры о не-мецком перевооружении требовали решения вопроса о междуна-родном юридическом статусе Германии (эту тему обсуждали в Петерсберге без особого успеха). Две группы проблем сходились в признании необходимости найти компромисс, приемлемый для всех сторон. Французский план, должным образом измененный, представал как отправной пункт, содержавший, казалось, реше-ние задачи.

Вопрос о размерах каждого отдельного национального под­разделения был доверен Эйзенхауэру, который предпочел немец-кое предложение считать минимальным подразделением боевую единицу в составе 12 тыс. человек, практически дивизию. Посте-пенно вырисовывалось сообщество, состоявшее из институтов, аналогичных институтам ЕОУС, в котором, однако, Комиссариат (эквивалент Высшего органа) обладал гораздо более размытыми и лишенными всякой претензии на подлинную наднациональность полномочиями, хотя эта ситуация и была завуалирована многими красивыми словами. Во время заседания Совета НАТО, состояв-шегося в Оттаве в середине сентября 1951 г. формулировка отно­сительно Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) была одобрена также и Великобританией. Одновременно на том же засе-дании было решено начать новые переговоры для урегулирования присутствия англо-франко-американских войск на германской территории на основе «договорных соглашений», что избавляло немцев от затруднительной, зависимой в правовом отношении позиции на переговорах.

В Оттаве структура НАТО приобрела окончательные очер­тания. После того, как в мае 1950 г. была приведена в действие статья 9 договора, предусматривавшая создание постоянного Со-

772