Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 3. Холодная война

и политической жизни при сильном влиянии Запада. Однако это вмешательство не касалось символического значения императора в Японии (помимо того, с чем согласился еще император Хирохи-то), а также структуры национальной экономики. Военная адми-нистрация стремилась, без особого успеха, искоренить некоторые формы милитаристских или паразитических девиаций и коррупции, характеризовавшие японскую жизнь до войны. То, что удалось сделать Макартуру, так это превратить Японию (где присутствие военных было одной из характерных черт социальной структуры) в страну, совершенно лишенную военных амбиций и поэтому свободную от обязательств направлять ресурсы в военную про­мышленность. В том, что касается этого аспекта международной жизни, Япония неизбежно зависела от Соединенных Штатов. Иными словами, оккупация Японии превратилась в показную американизацию Империи Восходящего Солнца, которая, хотя и породила политические и дипломатические связи, закрепленные спустя несколько лет в мирном договоре, но лишь слегка затро-нула традиционные глубокие основания японского общества.

9.2.2. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В КИТАЕ

Что касается Советского Союза, то его отказ от вмешательства в управление потерпевшей поражение Японией был в некоторой степени связан с характерными чертами ситуации в Китае. В са-мом деле, Китайская Республика бросала обеим сверхдержавам своего рода политический вызов, заключавшийся в проблемах ис-ключительной сложности. Для того, чтобы понять мотивации русских и американцев и их столь противоречивые изменения, необходимо учитывать геополитические и демографические «мас­штабы» китайской проблемы (те же самые, которые втянули япон-цев в бессмысленную войну).

Первым проявлением намерений Сталина по отношению к Китаю стал двусторонний советско-китайский договор от 14 авгус-та 1945 г., переводивший в практическую плоскость Ялтинские соглашения, и воспроизводившей их содержание. Это был все еще «неравноправный договор», навязанный Китаю, но приня­тый правительством Чан Кайши в интересах сохранения благо­приятных отношений с Соединенными Штатами любой ценой. США ещё в годы войны, с начала 1942 г., стремились избежать того, чтобы столкновение между гоминьданом и КПК переросло в гражданскую войну, и теперь возобновили эти попытки. Важность, придаваемая этим усилиям, подтверждалась выбором деятеля, ко-торому было поручено их осуществлять - генерала Маршалла,

Глава 9. Образование блоков и эволюция их взаимоотношений 735

вплоть до недавнего времени влиятельнейшего начальника штаба союзных войск и будущего государственного секретаря. Однако его миссия, как и другие, за ней последовавшие, не привела к позитивным результатам, и обстановка быстро ухудшалась, пере-растая в открытый конфликт.

Как бы то ни было, неожиданное проявление азиатского на-ционализма стало фактором, подогревшим противостояние США и СССР и внесшим в столкновения новый элемент, не учитывав-шийся ранее и тем более разрушительный. Сила и решительность антиколониальных освободительных движений застали врасплох, возможно, русских даже в большей мере, чем американцев. Две сверхдержавы отказались от первоначальных планов управлять бу-дущим Восточной Азии традиционными способамм и последовали за ходом событий, стараясь использовать их в своих интересах.

Маршалл прибыл в Китай в декабре 1945 г. с целью вырабо­тать общую платформу, благодаря которой Гоминьдан и КПК могли бы сотрудничать в восстановлении страны. Его посредни-чество было, однако, скомпрометировано тем фактом, что Чан Кайши, уверенный в получении американской помощи, занял непримиримые позиции, исключавшие диалог с коммунистами. Последние, со своей стороны, чувствовали ободряющую поддерж-ку населения провинции Хунань. Оно считало их освободителями от рабства аграрных латифундий и честными администраторами. Люди Мао Цзэдуна продемонстрировали это после того, как в конце «Великого похода» они закрепились в регионе, превратив его в базу для своих операций и в оборонительный оплот против японцев, а также в первый китайский район с коммунистическим правлением.

Дипломатия Вашингтона была таким образом парализована невозможностью примирить консервативное и коррумпированное правительство, в котором большинство составляли представители Гоминьдана во главе с Чан Кайши, с революционным, создан-ным Мао Цзэдуном. Весной 1946 г. Маршалл счел бесполезным продолжение своих усилий и положил конец своему посредниче-ству. Он пришел к выводу, что было невозможно продолжать по-могать правительству, несостоятельному в военном отношении и столь коррумпированному, что ему не удалось осуществить ни одну из реформ, столь необходимых, по мнению американцев. Более того, он думал, что его осторожный уход со сцены станет для националистов угрозой изоляции, которой они подвергались, и приведет к изменению их политики. Кроме того, американская администрация (как и правительство Сталина) не решалась уже тогда и в Азии порвать с политикой сотрудничества с Советским

736